ya_palomnik
Татары и казаки
Tatars and Cossacks

ГлавнаяИстория

Татары и казаки

Выдержка из статьи В.И. Евдокимова "Реальность и представление о реальности"

Любой вопрос истории средневековой Руси упирается в татар. Как правило, татары - чужие, некультурные, захватчики, разрушители и разорители и т.п. Одновременно все знают, что татары - это организованные, связанные железной дисциплиной воины, умелые, свирепые, решительные, смелые. Ну, хотя бы представляют это из романов А. Доде о Тартарене из Тараскона. Их герой, трусливый, но хвастливый провинциал, взял себе имя Татарин, чтобы стать смелым.

Татары получались в результате воспитания и обучения задиристых, смелых, дерзких мальчишек, которых время о времени набирали в селениях разных народов, в том числе, русского, на территории Русской равнины. Татары служили, время от времени участвовали в карательных походах и междоусобицах русских князей, сражались.

Представим себе, что татарин погиб в бою. Его по-человечески похоронят. А если его покалечили? Согласно американским блок-бастерам и отечественным сериалам такого соратника надо добить (чтоб не мучился, чтоб не выдал - кинематографисты большие выдумщики). Воинский начальник так не поступит, потому что в следующую минуту убьют его и выберут нового - чтобы решил вопрос. Вопрос решался просто - неработоспособных инвалидов отправляли в монастыри. Историк С.М. Соловьёв отмечал, что в средневековой Руси монастыри, оказывается, были неодинаковы, существовали и такие, которые организовывала власть, содержала, и в которых монахи настоящими подвижниками не являлись. Напомню - крестились ранее в сознательном возрасте, значит, те бойкие ребята, которых отбирали в татары, оставались некрещёными, став уже и взрослыми. Их, покалеченных, перед помещением в монастырь крестили, но не требовали подвижничества, а обеспечивали сносное существование.Что бы ни говорили историки, а на Руси монастыри строили постоянно, и во время «монголо-татарского ига» тоже. И много. И вклады в них делали большие не только от благочестия.

Ну а когда состарился татарин, за 30 ему, не очень-то он и ловок стал - куда его? Да и молодёжь созрела - все бойцы один к одному. Сейчас в таких случаях происходит демобилизация, а тогда? А тогда это называлось «выйти из Орды на Русь». Выходили, крестились, женились, служили и давали начало русским дворянским родам. В Рязанское княжество выходили: мурза Батур (Мефодий) - Петровы-Соловово, Шай (Иоанн) - Измайловы, Кичи-Бей (Василий) - Коробьины, Кичи-Бей (Селиван) - Селивановы, Таптык (Даниил) - Таптыковы... Самый знаменитый выходец, знатный татарский мурза Салахмир Мирославич (судя по имени и отчеству - русский, княжеского происхождения), вышел со своей ордой (т.е. войском, дружиной - ср. орда, рота, рада, орден и пр.) в 1371 году в Рязанское княжество, крестился Иваном и женился на сестре Олега Ивановича Рязанского Анастасии. Получил вотчины и дал начало русским родам: Апраксиным, Вердеревским, Ханыковым и др. В старости ушёл в Солотчинский монастырь, где под именем схимника Иосифа умер. Был близок с Олегом Ивановичем, тот с ним советовался по важным делам. Название Мирославщина имеет к нему прямое отношение.

С ними выходили и рядовые татары - вот они-то и составили тот круг служилых людей, которые занимались организацией и контролем движения по Окско-Донским ВВП. (ВВП - "Путь из варяг в греки" заявлялся как водно-волоковый путь. А водно-волоковый путь вообще - это значит, что часть пути путешественники проходят на плавсредствах по реке, а часть - по суше, перемещаясь из реки одного бассейна в реку другого бассейна). Чтобы жить на земле, надо иметь семью. Семья держится на женщине - надо жениться. За поганого, т.е. некрещёного, татарина никто свою дочь или сестру не отдаст - надо креститься. Крестился - получил к прозвищу христианское имя. (Вот вышел в Рязанское княжество брат Солохмира Мирославича, Еду-хан - татарское прозвище Сильнохитр - женился и начал на Руси род дворян Хитрово.)

По мнению здешнего уроженца, Вен.П. Семёнова-Тян-Шанского, именно эти крещёные татары, начавшие служить рязанскому князю Олегу Ивановичу, и получили впервые наименование казак. Впоследствии именно отсюда, благодаря ВВП, это имя и распространилось - сначала на Дон, а потом и более широко. Напомню - так же, как и татарин, казак - это не национальность, а образ жизни. Напомню, нынешние татары имеют к ордынским татарам такое же отношение, как и русские, а предками, например, казанских татар, являются булгары.

В принципе, понимание такого положения вещей, куда как более сложного, нежели нынешние исторические схемы, появляется уже начиная со знакомства с литературой для школьников. Только не надо бояться делать выводы. Вот Лев Успенский в книге «Ты и твоё имя» приводит любопытный пример. Живший во времена царской России в Прибалтике русский дворянин Баранов, чтобы не теряться в ряду немецких баронов, так же, как и они, прибавил к своей фамилии приставку фон и стал фон Баранов. Это действие он мотивировал тем, что род его не менее знатен, чем у немецких баронов, что он является потомком вышедшего из орды мурзы, и все это должны видеть, в том числе и бароны. Прозвище у мурзы было Баран, а имя - Ждан. Ждан - русское языческое имя, означает ребёнка, которого ждали. Из этого примера видно, что татарский мурза Ждан по прозвищу Баран был, как сейчас говорят, этническим русским.

Россия изначально формировалась как наследница Рима, как держава, единство России определилось на Русской равнине с помощью татар и Орды в целом («Без татарщины не было бы России», - такой вывод давно сделал известный геополитик П.Н. Савицкий), рост России, её неуклонное и громадное расширение однозначно связывается с продолжением татар - казаками.

источник: В.И. Евдокимов, svoim.info


Яндекс.Метрика free counters