ya_palomnik
Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)
Hlynovsky district (chepetsky, karinsky tatars)

ГлавнаяИстория

От служилых татар к татарскому дворянству.Предисловие научного редактора "На службе Отечеству".ВведениеФормирование сословия служилых татарСлужбаПоместные и денежные окладыХозяйственная деятельность: промыслы, торговляКрепостное населениеКасимовское ханство и Касимовский уездМещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды)Казанский уезд • Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары) • Уфимский уездРомановский и Ярославский уездыТрансформация института служилых татарПолитика христианизацииВозвращение к истокам: «отпадение» в исламВ «благородном» достоинстве (формирование татарского дворянства)


Фамильный состав на АФамильный состав на БФамильный состав на ВФамильный состав на ГФамильный состав на ДФамильный состав на ЕФамильный состав на ЖФамильный состав на ЗФамильный состав на ИФамильный состав на КФамильный состав на ЛФамильный состав на МФамильный состав на НФамильный состав на ПФамильный состав на РФамильный состав на СФамильный состав на ТФамильный состав на УФамильный состав на ХФамильный состав на ЧФамильный состав на ШФамильный состав на ЭФамильный состав на ЮФамильный состав на ЯИсточники и литература


Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)

Формирование чепецкой группы служилых татар связано с Арской дорогой Казанского ханства. Следует учитывать также и то, что тюркское население появилось в бассейне р. Чепца задолго до возникновения Казанского ханства, еще в период Волжской Булгарии. Эпитафийные надписи, относящиеся к первой четверти XIV в., также свидетельствуют, что на данной территории присутствовало тюркское население. В источниках феодальную верхушку населения бассейна р.Чепца именуют чаще всего как «арские князья», или же по названию одного из наиболее крупных татарских поселений края - с. Карино - каринскими татарами. Эпитет «арские князья» ясно показывает, что территория бассейна р. Чепца какое-то время (до 1489 г.) входила в состав Арской дороги Казанского ханства. Здесь же проживало и зависимое от них население, которое в источниках фигурирует как аряне (1489), вотяки или «отяки» (ок. 1505-1509 гг.), «чюваша» (1511 г.), бесермяне (1615 г.). Своего рода столицей каринских татар являлся укрепленный городок Нукрат.

Во время присоединения к Московскому государству Вятского края упоминаются «арские князья», которых московские войска «изведоша». Здесь же говорится, что позднее Московский великий князь Иван III «арских князей пожаловал... отпустил в свою землю». При этом родственные между собой «арские князья» оказались в составе двух разных государств — Казанского ханства и Великого княжества Московского.

По данным шеджере, феодальная знать этого края возводила себя в своих генеалогиях до кыпчакского эмира Бачмана, жившего в Нижнем Поволжье в первой половине XIII века. Начальная часть родословной «арских князей» выглядит так: Пачман солтан - Балым бек - Калдар бек - Канбар бек - Кара бек. По преданиям, именно при Кара беке каринская земля оказывается в составе Русского государства и жалуется тому же Кара беку царем Иваном Васильевичем, названного в шеджере Калитой. В ряде источников Кара бек (или же Караби) именуется «ханом» или же говорится, что он «державец был».

В источниках XVI в. достаточно полно отражены представители татарской феодальной знати в Хлыновском уезде. Наиболее ранние документы относятся к периоду княжения Василия Ивановича III (1505-1533). В одном из наиболее ранних источников, связанных с каринскими татарами и датированном 18 декабря 1511 г., в титулатуре Василия III представлены такие формы как «государь всеа Русии и великий князь... Псковский». В то же время в копии другого документа, который связан также со временем правления Василия III, но датированном из-за небрежности переписчиков оригинала 25 июня 7091 г. (по современному летоисчислению 1583 г.), такого рода наименований в титулатуре Василия III нет. Из этого можно заключить, что данная грамота составлена в период между 1505 и 1509 гг., когда в состав Московского государства вошла Псковская земля. Именно в этой грамоте встречается имя Кара бека, данная в форме Карачура. Здесь же указано и имя его отца - Рамадан. Несколько позднее, в январе 7055 г. (1548 г. - И.Г.) упоминается и один из сыновей Карачуры Бакшанда (Башканда).

Каким же было положение татарской элиты после присоединения края к Русскому государству? Видимо, после 1489 г. зависимое от татарских феодалов население было отписано от них. Поэтому, не случайно в жалованной грамоте Карачуре Рамаданову предписывается «тутошних вяцких отяков писменных и не тяглых... не звати и не принимати». В связи с этим Карачуре Рамаданову разрешалось принимать «ис Казанская земли» призванных им вотяков, которых предполагалось посадить «на Гожанова раменье и на речку на Селлю». Вновь прибывшая группа населения (вотяки, чуваши) оказались под судебной юрисдикцией местных татарских феодалов. Хлыновские наместники московского государя имели право судить подвластное арским князьям население лишь в случаях «душегубства и разбоя с поличным». В случае же судебных споров между зависимым от татарской верхушки населением «с вятчаны, с русью или с татара, з городскими людми или становыми» суд предполагался общий. В остальных же случаях «ведает... и судит» татарский князь. Сбор пошлин с вотяков и чувашей также осуществлялся татарскими князьями. Лишь при царе Федоре Ивановиче в 1688-1689 гг. практика сбора ясака каринскими князьями с подвластного населения была прекращена. Татарские феодалы с этого времени стали жаловаться подобно другим служилым иноверцам денежным жалованьем. Было предусмотрено две статьи денежного жалованья — по 10 и 7 рублей.

В XVII-XVIII вв. значительная часть служилых татар перешла на жительство в Казанский и Уфимский уезды.


Яндекс.Метрика free counters