ya_palomnik
История деревни Слак
Альшеевский район
History of the village of Slak

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная | Районы Башкортостана | Альшеевский район

История деревни Слак

     Сегодняшнее село Слак в конце XVIII в. было поселением мишарей. Относительно их припуска имеются следующие данные.
     Башкиры Яик-Суби-Минской волости припустили первую группу мишарей еще в 1738 г. Часть мишарей осела здесь без разрешения земельных владельцев. Затем в 1749 г. новая группа мишарей «насильно поселилась» в этом селении. Противоправные их действия требовали отрегулирования взаимоотношений между башкирами и их припущенниками. И через 10 лет они пришли к необходимости узаконить эти ненормальные отношения. Башкиры Яик-Суби-Минской волости заключили с ними договор в 1759 г., который через год был утвержден Уфимской провинциальной канцелярией.
     Текст договора гласит: «1759 году Уфимского уезда Ногайской дороги Яик-Суби-Минской волости деревни Чуракаевой Чуракай Тюркеев, Идрис Муашев, Шарип Чуракаев, Таганай Биккулов, Чабык Акбердин, Мурзаш Темирбаев, Башир Кулбаев, Муксин Аккулов, Темир Муртазин, Насыр Шейдяков, Кутуш Акбердин, Чувашбай Тимишкин, Якуп Ихиков, Аккубяк Терпеев, Сагит Мавлякеев, Каипкул Утяков, той же волости д. Кармышевой (выше уже перечислили 5 человек, когда речь шла об этой деревне), той же волости д. Альшевой (их имена уже упомянули, когда говорили об этой деревне) все мы, большия и малыя с товарыщи, со общаго согласия отдали жалованную свою землю по речке Слак Уфимскаго уезду Сибирской дороги команды мещерятского старшины Салтанбека Янышева д. Кандяковой Ахмер мулле Абдрахимову с товарыщи 15 дворам, а с каждого двора оброку по 20 копеек, а тот оброк платить по миновении трех лет, а оная земля по урочищам — по р. Слак, а оной речки Слак межи — нижняя до Верхний Ольховый Каран до устья к тому Ольховому Карану до межи Тлякеева колка до выпадучи речки до урочища Илькальминского, от этого до Чермиского кошу до ястрибиного гнезда, а оттоль чрез Узяк до Черемисского кошу по р. Каран до Слаку и тому Слаку по обе стороны лугами вверх итти до устья Бишинды, а от того устья на нис и вверх до устья Ольхового Карана между дву Ольхового Карана припустили вечно пашню пахать, сено косить, лес рубить и бревна и лубья снимать, мельницы строить и со всеми угодьи, а ежели найдут дубленицы поделить пополам, тако ж лисиц, куниц — пополам и в тех межах и урочищах ему, мулле, Ахмеру Абдрахимову, где мы сами всякие угодья употребляем тако ж ему, Ахмеру, не отказывать, а им, припущенникам мещерекам дать им, асабам, оброчных денег с каждого двора в год по 20 копеек без всякого спору. В том я, Ахмер мулла Абдрахимов, руку приложил и мы, асабы, дали для уверения и о неспоре тамги свои приложили».

     А в указе Уфимской провинциальной канцелярии от 22 декабря 1760 г. уточняются места выхода мишарей. Ахмермулла Абдрахимов, например, переселился сюда из д. Суюндуково, Муртаза Усейнов — из д. Мунгачево. Ягафар Даутов — из д. Богданово, Усеин Байматов с тов., Адильша Габдусалимов — из д. Балышлы, Ягафар Абдрахманов — из д. Карамалы, Резяп Ильясов, Гумер Амаметов, Аит Галин — из д. Каратяка, Ахмер Алменев с тов. — из д. Аврюз, Якуп Богданов — из д. Исланово, Ишкиня Байбарисов — из д. Сафарово, Тимган Усманов с тов. — из д. Кудушли, Мурадым Усейнов, Исмаил Сулейманов, Салим Махмутов — из д. Балышлы. Среди них был из Осинского уезда и Габбас Иштуганов. В том указе говорится, что «взяли вы у башкирцев Яик-Суби-Минской волости землю, на которую назад тому лет десять переселились и по ныне жительство имеете. Указ дан для того, чтобы «им не было утеснения».
     Припуск практиковался и позднее, причем припускали снова не только владельцы вотчины, но и сами припущенники. В 1804 г., по словам слаковцев, к 15 дворам мишарей были прибавлены еще столько же семей, затем сами мишари «припустили еще 25 дворов. Теперь нас более 80 дворов». Здесь были и тептяри.
     Вот так шло формирование населения д. Слак, которое сначала называлось Суюндуково (по названию места выхода — родной деревни муллы Ахмера Абдрахимова), затем — Ахмерово по имени муллы, и, наконец, — Слак. Все названия происходят от антропонима, кроме последнего: Слак — от гидронима, названия речки.
     В 1783 г. в деревне отмечено 6, в 1795 г. — 4 тептяря, 780 мишарей, в 1816 г. — 820 мишарей, 6 тептяря, 40 служилых татар, в 1834 г. — 1403 мишаря, в 1859 г. — 2161 припущенник, в 1870 г. — 2354 башкира, в 1920 г. — 5070 башкир при 985 дворах. Как видно, два раза мишари ошибочно были названы башкирами. В конце XIX в. в Слаке было 4 мечети и 2 конфессиональные школы.
     В одном документе говорится об обострении земельного вопроса в конце ХIХ в. В конце марта 1882 г. до 200 жителей Слака, вооруженные кольями, топорами и ружьями, напали на имение землевладельца Алексеева и, вырубив самовольно более трех десятин леса, увезли его к себе в деревню. Прибывшие на место происшествия представители местной власти были встречены выстрелами.

free counters

Яндекс.Метрика