ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Миништы
Дюртюлинский район
History of the village of Minishty

ГлавнаяРайоны БашкортостанаДюртюлинский район

История деревни Миништы

Нашу поисковую работу мы посвятили 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Нам совсем небезразлична судьба нашей Республики. Как же иначе? Ведь в судьбе Башкортостана, судьба каждого из нас, проживающей в этой благодатной и щедрой земле. Наша работа посвящена родословной нашей деревни. Судьба каждого человека из поколения в поколение - это история нашего села, края, Республики, которая как «березовый лист» составляет историю России.

В живописном уголке, где течет река Агидель и много озер, в объятиях красивой природы приютилась наша деревня. Она утопает среди гордых дубов, стройных березок, цветущих белым цветом кустов черемухи, калины, рябины, бьющих из земли родников, ароматных лугов… Это Миништы – земля родников, соловьиный край. Прежде относящийся Бирскому уезду Уфимской губернии, ныне к Дюртюлинскому району.

Когда-то на месте нашей деревни были непроходимые леса. Хозяйничали в этих лесах дикие животные. И вот в 1800 году из деревни Каенлыково (в 10 км от Миништы) из Калмыкской волости нынешнего Бураевского района, переехал со своей семьей Тамчурин Зайнагатдин. Скорее всего, он был охотником и в этих краях, не раз бывал, охотился, и заранее приметил эти места. Поляну для своего дома он выбрал около соединения двух рек. Теперь это место народ называет Старое Миништы. Прямо на этом месте Зайнагатдин со своими взрослыми сыновьями Губайдулла и Зулкарнай повалили деревья и построили себе дом. А местность они начали называть «Мэеш», что по- башкирски означает угол. Если посмотреть с берега на соединение двух рек, то они и сейчас напоминают правильный геометрический угол. Чуть позже это название изменилось на Моешле, а потом на современное Милишты. Недалеко от этого места на горе есть небольшое захоронение. Говорят, Зайнагатдин после своей смерти, завещал себя на этом месте похоронить. Это место огорожено красивой оградой, и оно отдельно стоит от кладбища. Каждый раз, когда провожают людей на последний путь, похоронная процессия, поднявшись на эту гору, останавливается, и по традиции несколько минут чтит память о первых миништинцах. Хочется добавить, дед Зайнагатдин был грамотным человеком. Он умел писать и читать. К нему вся деревня бегала, чтоб письмо написать или прочитать.

В этом же году со своей семьей переехал из деревни Бишкураево (нынешний Бураевский район) сын деда Мукая – Моратай с двумя взрослыми сыновьями Мухаматдин и Гыйлэжетдин. Они поселились около Тамчуриных. Ныне около дома Харисова Абудара ( правнук в шестом поколении Моратая) до сих пор лежит большой камень весом около 4 т. Говорят, он лежал на фундаменте дома Моратая.

В те времена люди переезжали из одного места в другое не от хорошей жизни. Можно представить себе, как было трудно первым переселенцам. Но тем не менее, земля, куда они переселились, была богата: озера – рыбам, леса - пушниной и разным ягодам. В лесах было много диких пчел (они и сейчас встречаются), это давало возможность заниматься бортничеством. Мед и воск издавна считались хорошим товаром на ярмарках. Близкая река Агидель (единственная дорога тогда) помогала съездить туда для покупки и продажи всего необходимого. Слухи распространялись быстро о новой деревне Миништы. В эти годы из деревни Челкаково (Бураевский район) со своей семьей переехал жить дед Балта. В деревне Челкаково до сих пор живут люди по фамилии Балтин, возможно они являются предками деда Балта.

В 1806 году из деревни Ярмино, но родом из Каенлыково, переехал в нашу деревню мулла Абдукаев Тимерша.

Спустя через 20 лет в деревню переехал Хужакаев Габдулла. Вместе с отцом переехали его шесть сыновей: Миннегале, Гыйльван, Зайдулла, Ахмадулла, Сабир и Габдрахман. Сегодня пол деревни занимает род Хужакаева Габдуллы. Из – за многочисленности рода в народе этот род прозвали «мухи».

В 1840 году из деревни Жейлэу (Бураевский район) переехал дед Ситдыйк с пятью сыновьями Шэйхетдин, Мустафа. Хаматгариф, Хаматлатыйф и Хаматгале. Он взял себя отдельный участок и заселился отдельно от других. Это место в народе назвали «Малое Миништы». А потом дед Ситдык выделил оттуда земли и своим сыновьям. Есть еще и другое название этого места - «мишарлэр тобэге», так как дед Ситдыйк по национальности был мишар.

Где-то в 60-70 гг. XIX века из Казани переехал сюда жить портной дед Сафиулла со своим сыном Губайдуллой. Думается, почему люди уезжали из обжитых мест?

Если посмотреть в глубь истории, то видно, что в России через каждые 10,12 лет происходило размежевание земель, а это с каждым разом уменьшала площадь крестьянских наделов. Бедному крестьянину все труднее и труднее становилось кормить свою семью, и они вынуждены были покидать свои родные земли и искать новые.

Так возникли деревни Баргызбаш, Успеновка, Покровка, Абзаево недалеко от нашей деревни. А деревня Ярмино, что находится в 3-х км от нашей деревни, уже существовала. Там с самого начала жили марийцы и татары. До сих пор деревню делят на мари - Ярмино и татар - Ярмино.

Наша деревня постепенно разрасталась. Появлялись новые дома, улицы. Народ был трудолюбивым. Лентяй в таких условиях не мог выжить.

Где-то около 70-х гг. XIX века в деревне была построена первая мечеть, а до этого новорожденным давать имя ходили в мечеть деревни Ново-Бикметово (в 6 км от Миништы, Бураевский район). И все новорожденные дети до этого времени заносились в список муллы этой деревни.

До 1892 года руководство нашей деревней осуществлялось с деревни Челкаково. 1-ый старостой был человек под именем Сибгатулла из этой деревни. Он работал до 1889 года. После него старостой деревни был поставлен Ахмадуллин Нургали. Он проработал ровно 10 лет.

В 1892 году наша деревня отделяется от Челкаково и начинает считаться, как один участок с Татар - Ярмино, и старостой был назначен человек по имени Давлетгарей из этой деревни. Он проработал до 1895 года, потому что в этом году наша деревня отделяется и от деревни Ярмино и первый раз выбирает старостой своего человека Гибадуллина Хамидуллу. Он проработал в этой должности шесть лет. С 1901 по 1910 годы старостой работал Захидуллин Зиннур. В эти годы силами жителей деревни была построена новая, вторая мечеть. Муллой был назначен человек по имени Йосыф, которого потом репрессировали. Ныне на этом месте стоит обелиск в честь павшим односельчанам в ВОВ, но гора, где стоит обелиск, в народе называют «Мэчет тавы».

Фэтхетдин муэдзин в деревне держал мэдресэ, где дети учились писать и читать. Они ходили в мэдресэ с декабря по март месяц. Это и понятно, дети помогали своим родителям во всех делах и в хозяйстве. Многие мальчики с 10 лет начинали пахать землю плугом. Мэдресе был маленьким, имел всего 24 квадратных метра, и всех желающих не мог разместить. И тогда Йосыф мулла, в 1908 году открывает второе мэдресэ, а в 1910 году Шакир мулла (мулла первой мечети) открывает третье мэдресэ в деревне. Но грамотных людей к началу ХХ века в деревне было очень мало, эти мэдресэ не могли обеспечить грамотными людьми. Об этом говорит тот факт, что многие односельчане, получив письмо, бегали к «грамотным», чтобы те прочитали им письмо. Эти «школы» просуществовали до 1915 года.

В 1904-1905 годах произошла русско-японская война. Когда началась мобилизация войск, из нашей деревни на фронт были отправлены несколько мужчин (точных данных нет).

К 1910 году в Миништах насчитывалось 120-130 хозяйств и около 1000 жителей. В 1910 году старостой деревни был назначен правнук Тамчурина Зайнагатдина – Зайнагатдинов Мухамади и в этой должности работает до конца 1916 года.

Все вопросы решались на народных сходах. Для этого было определенное место. Миништинцы занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и бортничеством. Для посева нужны были новые площади земли. А вокруг были леса, приходилось для этого корчевать деревья. Особенно сильно велась это работа в 1910 –1915 годах. Заготавливали дрова, обручи, сено и зерно. Грузили их на баржи и по Агидели спускали до Дюртюлей, там их сдавали и продавали.

Весной, прежде чем приступить к посеву, всей деревней проводили праздник «Сабантуй», а где-то в начале июня начинался праздник «Жыен».

Он проходил три четыре дня. Сюда приезжали из восьми деревень. А вечером молодежь организовывала пляски, танцы, пели песни и знакомились и т.д.

1 августа 1914 года Германия объявляет войну России. Начинается мобилизация войск. В это время миништинцы все находились на сенокосе. О случившемся всех известил первым староста Мухамади. Он на своем коне прискакал на поле, и весь народ, бросив сенокос, вернулись в деревню. Уже в первые же дни мобилизации из деревни на фронт уехали 40 человек. А сколько на Германский фронт людей забрали из деревни, точных данных нет.

В начале 1917 года старостой был назначен Фахртдинов Тимерша. Он работает до начало 1918 года. После революции 1917 года, вместо старосты был избран, в духе времени тех лет, сельский совет из «рабоче-крестьянских депутатов».

Первым председателем сельского совета был избран в начале 1918 года Хамадяров Миндияр. А временно исполняющий обязанности старосты Биктимиров Билал (после Фахртдинова Тимершы), отказался сдать новому председателю сельского совет печать и значок. Тогда народ пошел в его дом и забрал печать и значок у Биктимирова Билала и отдал Хамадярову Миндияру. Он в этой должности проработал 1 год.

Именно в эти годы в деревне открывается школа и организуется работа по ликвидации неграмотности. Учителем до 1919 года работал Янбарисов Нэхэри. В 1919 году это школа закрывается, а школьный инвентарь увозят в деревню Ташкубарово Бураевского района. В 1919 году открывается договорная школа. Учителем и одновременно и директором школы со стороны отдела образования назначается Абдукаев Фаяз, правнук Абдукаева Тимершы. С этого же года эта школа переводится в государственный бюджет. Уже многие могли получить образование. В 1924-1925 годах из школы был выпущен первый выпуск. Выпускников всего было 44 человек. В этом же году первый раз в школу приехала из Бирска учительница русского языка и литературы Абрамова Галина.

С 1919 по октябрь 1923 года, в должности председателя сельского совета стояли Кадиров Галиакбар, Гиляжев Садретдин, Нургалиев Мирвали и Ибатуллин Абубакер.

С октября 1923 года Миништинский сельский совет объединяется в один большой сельский совет вместе с деревнями Мари и Татар Ярмино, Кулавыл и Баргызбаш. В этом же году прошли выборы в исполнительный комитет сельского совета. Председателем сельского совета назначается Султанаев Андрей из Мари Ярмино. Проработав месяц в этой должности, он переводится помощником председателя волостного исполнительного комитета, а за место его назначается из деревни Миништы Фатхлисламов Ясави (тогда председатели сельских советов назначались сроком на один год). Он проработал до 1928 года. Именно в его время шла советизация страны, и вклад Фатхлисламова Ясавия в установлении советской власти и ликвидации безграмотности в деревне высокий. Школа в деревне не могла уместить всех детей, и решено было построить второй корпус школы. И в 1926-1927 учебном году дети учились в новом корпусе школы. Именно в этот новый корпус пошел в первый класс школы будущий народный поэт Назар Наджми (правнук Абубакирова Ямкея).

В стране большими темпами шла хлебозаготовка. Миништы тоже не осталась в стороне. Для хлебозаготовки в деревне были созданы «комбеды» из числа местного населения. И благодаря их плодотворной работе, планы по заготовке хлеба стране всегда выполнялись вовремя. В 1928 году Фатхлисламова Ясавия, переводят помощником председателя волостного исполнительного комитета, а председателем сельского исполнительного комитета назначается Хамидуллин Тахави.

С седьмого января 1931 года в нашей деревне начинается коллективизация. В нашем школьном музее имеется список наших односельчан этих лет. Люди вступая, сдавали в колхоз свой вещи. Вот пример: Габдуллин Талип, вступая в колхоз, сдал своего коня на сумму 80 рублей, телегу на 25 рублей, сани на 3 рубля и сбруй на 3 рубля. Всего на 111 рублей. Зайнашев Гариф, правнук Тамчурина Зайнуллы, сдал одного коня на сумму 100 рублей, три улей с пчелами на сумму 8 рублей, тележку – 20 рублей, сани на сумму 10 рублей, амбар на сумму 50 рублей и сбруй на 4 рубля. Итого: Гариф сдал на общую сумму 192 рубля.

А Суфияров Фами всего сдал только амбар на сумму 25 рублей. А старший брат башкирского народного поэта Назара Наджми - Назмутдинов Карам (1901 года рождения) записан в списке 33 и у него ничего нет. По рассказам поэта он в два года остался без отца и рос в нищете. Всю работу в семье тянула их мать - Галима апа. У них не было и лошади. Из списка можно узнать всю деревню, как жила каждая семья к 30-м годам прошлого столетия. Из всего перечисленного в списке, самую большую сумму тогда имели лошади. Это и понятно, именно лошади и кормили семью и одевали. Семья без лошади в деревне считался самым нищим. Когда семья оставалась без лошади, то для них наступало горе, так как семья теряла кормилица.

Первыми в колхоз вступили Фатхлисламов Ясави, Абдукаев Фаяз, Садыков Тимерхан, Насретдинов Хайретдин, Габидуллин Талип, Сабиров Габдрахман, Хасанов Гадел и Абдукаев Кадыйр. В начале марта 1931 года в колхозе насчитывалось 18 хозяйств. Первым председателем колхоза был назначен Фатхлисламов Ясави (правнук Тамчурина Зайнуллы). Он в этой должности находился до марта 1937 года.

К началу посева 1931 года в колхозе насчитывалось 97 хозяйств, а к осени уже дошло до 130. К 1932 году все миништинцы вступили в колхоз. Этот процесс шел раскулачиванием зажиточных людей деревни.

Двухэтажное правление колхоза была конфисковано у «кулаков». Дом отобрали, а самих хозяев сослали в Сибирь.

Колхозу дали название «Урал». Члены колхоза хотели этим названием пожелать, чтобы их колхоз в будущем вырос до Уральских гор. Под таким названием колхоз назывался до 1963 года.

А к 1935 году колхоз превращается в миллионера. «К 1935 году колхоз имел свою автономную электростанцию, мельницу, клуб, школу, ферму и конюшню».

В 1934 году колхоз приобретает сложную молотилку, которая работала от электричества. В колхозе было три бригады, в каждой считалось по 60 лошадей. Передовиками колхоза тех лет были: Аллаяров Гилемхан, Корбангалиев Хусэен, Мухэммэдияров Эхмэтгэрэй. Они всегда были в первых рядах.

А электриком колхоза в 1935 году работал Назар Наджми. Много домов он «осветил» светом Ильича, своими руками просверлив (бревенчатые дома) для этого дома односельчан. Фатхлисламов Ясави был не только хорошим руководителем, но он был внимательным каждому человеку. И на путь поэзии он направил молодого Назара. Это он увидел в молодом человеке будущего поэта, и предложил ему пойти учиться в Уфу. Назар Наджми послушался старого и мудрого человека, и всю свою жизнь был ему благодарен. И каждый раз, когда он приезжал в гости, всегда заходил к Фатхлисламову Ясави узнавать о его здравии.

В 1935 году силами колхозников, был построен сельский клуб.

По площади этому клубу не было равных по всей Башкирии. Просуществовал этот клуб до 1999 года. А в 1999 году был построен, новый двухэтажный клуб, а старый был снесен.

Вторым человеком после председателя в колхозе в те времена являлся бригадир. Именно ему приходилось организовывать в основном все работы в колхозе. Нужно было вовлекать на работу колхозников, а самому всегда быть впереди и показывать пример. Нужны были для этого большие организаторские способности и большая энергия. Таким человеком был Мирвалиев Малик 1911 года рождения – сын Нургалиева Мирвалия, того самого которого после образования сельских советов в 1923 г. избрали председателем. Малик был в центре всех событии колхоза, не жалел не сил и своей энергии.

Именно он в 1935 году участвовал на выставке ВДНХ в Москве. Он был трудолюбивым, умелым организатором. Это заметили все и 1938 году Мирвалиева Малика избрали председателем колхоза (второй по счету). Это были трудные предвоенные годы. Весь мир готовился к новой войне. Быстрыми темпами в стране росла индустрия, все понимали, что будущая война будет в основном связанная с техникой – и победит тот, кто лучше оснащен и вооружен современной техникой.

И в эти трудные предвоенные на плечи колхозов ложилась тяжелая ноша - заготовить как можно больше продукции. И наш колхоз блестяще справлялась этим - «Урал» первое место некому не уступал. Слава Миништы разлеталась далеко за пределы района. По воспоминаниям женщин (бывшие невесты) Миништы представлялась девушкам как Европа. Попасть замуж в эту деревню считалась большой удачей для них.

Именно в годы правления Мирвалиева Малика увеличилось количество лошадей в колхозе. А для получения большого урожая, поля осенью и зимой удобрялись навозом. Навоз на поля выводили даже с личных дворов людей. Ранней весной проводили яровизацию пшеницы для быстрого и ровного всхода зерновых. Эту операцию проводили в сельском клубе женщины. И это давало свои положительные результаты, колхоз всегда в республике занимал по зерновым первые места. В те годы колхозом был приобретен молотильный комбайн, который разместили на полевом стане.

Колхоз кроме этого занимался овощеводством. В низине реки Арачаз, что течет из места под названием Ур чокыры, был большой огород, где колхозники выращивали капусту, огурцы, лук, помидоры, дыни и даже арбузы. Для многих деревенских жителей такие овощи в те годы были в диковинку. А при Мирвалиеве Малике площадь огорода доходила до леса. Осенью урожай убирали в большой погреб, что вырыли сами колхозники недалеко от правления колхоза. Овощи хранились до весны. Время от времени проводили сортировку овощей, сгнивших выбрасывали. Овощи использовали для колхозной столовой, а также раздавали самим колхозникам.

Кроме этого колхоз имел пасеку. При Мирвалиеве Малике пасек стало два. Одна пасека находилась на горе под названием Кандавыл, а другая- в красивой местечке Чаганлык. Колхоз государству сдавал большое количество меда, воска. Учитывая близость реки Агидель, и в окрестностях озер богатыми рыбами, в эти годы в колхозе были организованы две бригады рыбаков, которые, в свою очередь, приносили колхозу немалый доход. А после больших уловов обычно бесплатно рыбу раздавали и колхозникам. По воспоминаниям Сабирова Амиряна 1928 года рождения, однажды его мама принесла 4-х килограммового леща... В годы войны это был большим праздником для семьи.

Здания школы состояли из маленьких домов, и они были расположены в разных местах деревни. Для учебы они составляли большие трудности.

Учитывая это в 1937 году, было построено на горе, большое здание школы с просторными классами.

По воспоминаниям учительницы Агеевой Хабибы, 1924 года рождения – уроженка села Дюртюли, которая в 1941 году была направлена как учительница математики в Миништинскую семилетнюю школу – Мирвалиев Малик большое внимание уделял и школе и образованию детей. Именно он не пожалел, направил своего кучера с лошадью за ней.

Школа отапливалась дровами. Дрова нужно было очень много. Колхоз помогал по заготовке дров. Во время своего председательства Мирвалиев Малик оказывал посильную помощь школе и школа отвечала тем же. Учителя вели активную работу как агитаторы. Старшеклассники большую часть своего времени работали в колхозе. Уже ранней весной их снимали с учебы и отправляли на работы наравне с взрослыми. Ранней весной старшеклассники выводили улья с погреба на свежий воздух, и дальше шли на поля пахать землю. Это были в основном мальчишки 1928-31 годов рождения Они же и возили на лошадях зерно в элеватор. Людей не хватало и одному подростку доставалось несколько лошадей с повозками. Старшим назначали какого - нибудь деда, который следил и за порядком, и за дисциплиной, и в те времена дети оставались детьми, иногда забыв обо всем: начинали играть, иногда и дрались между собой.

Когда началась война с фашисткой Германией, больше 300 мужчин из нашей деревни ушли на фронт. И с первых же дней войны ушел Мирвалиев Малик, но на первом же бою получив ранение, для выздоровления был отправлен домой. Солдат вернувшись, и не думал об отдыхе, а продолжил руководить родным колхозом.

В колхозе в основном остались одни женщины, старики. И в эти трудные годы давал зерно фронту больше всех. Для фронта миништинцы сдавали картошку (специально сушили), мясо, мед, воск, коровье и овечье молоко, шкуры, шерстяные носки и т.д.

А Мирвалиев Малик не усидел… в 1943 году ушел на фронт. 11 ноября близ деревни Хандого, что в Белоруссии, в неравном бою с фашистами погиб. Местные жители после боев всех погибших воинов собрали и похоронили в братской могиле. Памятью о нашем земляке, над могилой выросли две березы. Эти березы как бы охраняют покой павших воинов.

Наравне с мужчинами на этой войне против фашистских оккупантов, воевали и женщины. Из Дюртюлинского района на фронт ушли 50 девушек, среди которых, одна была из нашей деревни. Служила она санинструктором в 164 стрелковой дивизии.

За оказанный героизм, на полях сражений, она была награждена в 1941 году медалью «За мужество» и в 1943 году за оказанный героизм (вынесла с поля боя, раненного командира) орденом Славы III степени.

С первых дней войны на фронт ушел и Назар Наджми. Вернулся только в 1946 году, с боевыми наградами.

На полях сражений в этой войне из нашей деревни погибло 168 человек. В честь погибшим войнам, в 1964 году, был воздвигнуть обелиск, где имена погибших высечены золотом. Односельчане всегда помнят их и чтят, и на обелиске в любое время года можно увидеть живые цветы.

Многие из этой войны вернулись калеками, и скоро умерли от полученных ран. Несмотря на это деревня набирала сил, росла и процветала.

В 1948 году в деревне, почти в каждый дом, проводят радио. Миништынцы новости могли слушать, не выходя из дома. В этом году аксакалы деревни сделали на листе большой бумаги родословную деревни, и повесили ее на красном уголке клуба.

В 1962 году колхоз был переименован на «Восток». К 1967 году в колхозе насчитывалась 26 тракторов, 9 комбайнов, 8 автомашин и 1 легковая машина. В 1960 году строится МТМ, в 1963 – МТФ а в 1964 году - ПТФ. В 1965 году строятся медпункт и детский сад. В 1970-е годы строится масло-завод. В 1984 году на колхозные средства была построена на новом месте, двухэтажная кирпичная школа на 190 мест. В 1999 году было построено двухэтажное здание клуба. В этом же году в эксплуатацию были сданы двухэтажное здание гостиницы и здание детского сада в деревне Ярмино.

Из нашей деревни вышли такие знаменитости, как народный поэт Башкортостана Назар Наджми, почетный нефтяник и заслуженный рационализатор Башкирской АССР, заслуженный работник Минтопэнерго России, отличник нефтяной промышленности, отличник изобретательства и рационализации Зайнашев Рафис, доктор педагогических наук, профессор Хайруллин Гриф.

Свою работу хотим закончить стихотворением Назара Наджми:

По-царски район наш богат,

И все есть в деревне моей.

Нет в ней только царских палат,

И золото нет, и царей.

Но есть золотая земля

И души людей золотых,

И есть золотые поля,

И золото зерен на них…

Мой край – это щедрость земли

Богаче он царских богатств,

Какие цари бы смогли

Создать то, что наш край создаст!..

Миништы...

Начало начал

О Царское наше село!

Каждая строка стихотворения пронизана любовью к своему краю, деревне. Поэт горячо любил свой край, посвятил многие свои стихотворения родному краю. А перед смертью он из города Уфы переехал жить в свою деревню Миништы, и до последнего часа с ней не расставался. После смерти по его завещанию, как когда-то завещал первый миништинец - Тамчурин Зайнагатдин, его похоронили на горе, а дом его сегодня - Дом-музей, который каждый день полон посетителями.

Мы тоже приложим все свои силы для процветания нашего края, нашей Миништы. А для этого мы хотим вырасти достойными гражданами нашего Башкортостана.

Сабиров Д.А.

Родились или жили в деревне Миништы:


Яндекс.Метрика free counters