ya_palomnik
Илишевский район
Ilishevsky area of the Republic of Bashkortostan

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Музыкальные коллективы

Главная / Районы Башкортостана

Илишевский район

          Исторический очерк

     Находками самого древнего происхождения на территории Илишевского района являются материалы эпохи неолита. Она охватывает V-III тысячелетия до н.э. В этот период каменная индустрия получает свое наивысшее развитие: более усложненной стала двусторонняя обработка камня, наряду с этим появляются и получают широкое распространение новые технические приемы – шлифовка, пиление, сверление. Другой важной особенностью данной эпохи является также появление и повсеместное распространение керамики.
     На территории района сейчас известны 3 неолитических памятника, состоящих из Ново-Надыровской, Итеевской, Исян-Елгинской стоянок, расположенных у воды, что объясняется основным направлением хозяйственной деятельности неолитических племен края, в которой ведущая роль принадлежала охоте и рыболовству. На этих памятниках найдены фрагменты керамики с примесью раковины, с орнаментом из отпечатков зубчатого штампа, костяной гарпун, кости животных и птиц.
     Широкое освоение края начинается с бронзового века (сер.II – начало I тысячелетия до н.э.) и связано с приходом сюда с запада племен абашевской культуры (свое название получила по первому исследованному могильнику у с.Абашево в Чувашии), которая распространена на территории Подонья, Среднего Поволжья, Южного Приуралья.
     В Илишевском районе имеется один памятник абашевской культуры – могильник у д.Урняк, состоящий из 28 курганов, восемь из которых были раскопаны. Спорными остаются проблемы происхождения абашевского населения. Скорее всего, абашевцы – носители индо-европейского языка – сложились в ХVIII-ХVII в.в. до н.э. на территории Среднего Дона и в ХVII-ХVI веках до н.э. появились на Южном Урале, принеся с собой высокий уровень металлургии и металлообработки бронзы, изготовления из нее орудий труда, вооружения и украшений. Также ведущей отраслью хозяйства абашевского населения являлось пастушеское скотоводство. Значительную яркость и своеобразие абашевской культуре придает керамика. Как правило, невысокие острореберные или колоколовидные глиняные сосуды украшены нарядным орнаментом. Абашевцы впервые создали на территории Южного Урала стационарные поселения с наземными постройками жилого и хозяйственного назначения. В середине II тысячелетия до н.э. абашевские племена были вытеснены в Зауралье и частью растворены в своем составе срубными племенами.
     Племена срубной культуры (получила свое название по устройству могил в виде бревенчатых срубов) занимали территорию от Дуная до Зауралья. С середины до конца II тысячелетия до н.э. население восточной части этой огромной общности населяли и наш край. В Илишевском районе в настоящее время известно более 20 памятников срубной культуры: поселений и могильников.
     Срубное население занималось скотоводческо-земледельческим хозяйством, для которого были благоприятные природные условия. Выращивали злаки, разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались обработкой металла. Лепная посуда из глины изготовлялась ручным способом, без гончарного круга. Поверхность украшалась геометрическим орнаментом в виде наколов, насечек, ломаных линий, ромбов, треугольников, нанесенных гребенчатым штампом. Жилища в поселениях состояли из бревенчатых сооружений в виде срубов или каркасных секций.
     Своих соплеменников срубники хоронили под курганами, которые сооружались вблизи поселений на возвышенных участках. В исследованном кургане Рсаевского могильника, 3,5 - тысячелетней давности, центральное погребение, где был захоронен вождь или старейшина рода, было обнесено срубом из дерева хвойной породы, сверху покрытый толстыми жердями. Сруб должен был символизировать в потустороннем мире жилище, в каком он жил до своей кончины. Материалы кургана, в основном глиняные сосуды с характерным орнаментом, выставлены в районном историко-краеведческом музее. Изучение черепов из срубных погребений Башкортостана показало, что население в ту пору было европеоидным. Считается доказанным также, что срубное население принадлежало к числу ираноязычных племен.
     По археологическим материалам наблюдается отток срубных племен к концу II тысячелетия до н.э. в юго-западном направлении. Возможно, часть срубного населения в это время на рассматриваемой территории вступила в контакт с населением межовской и курмантауской культур и частично была ими ассимилирована. Названные культуры представлены на территории района тремя памятниками: стоянками у деревень Чуй-Атасево и Ново-Медведево. Межовские племена получили название по поселению у дер.Межовка в Зауралье. Они заселили Башкортостан с Востока и принадлежали, предположительно, к угроязычным племенам. Появление же населения курмантауской культуры (названа по поселению у г.Курмантау в Гафурийском районе РБ) связано, возможно, с продвижением с запада так называемых приказанских племен. В дальнейшем племена межовской, курмантауской, приказанской и позднесрубной культур на базе взаимного смешения послужили основой в сложении финно-угорской ананьинской общности эпохи раннего железа.
     В VIII в. до н.э. в лесной полосе Волго-Камья на основе культур эпохи поздней бронзы сформировалась ананьинская культура (по могильнику у дер.Ананьино близ г.Елабуги в Татарстане), просуществовавшая до IV-III в.в. до н.э. По мнению большинства исследователей, ананьинские племена являются далекими предками современных финно-угорских народов: коми – пермяков, коми – зырян, удмуртов, марийцев. Многие исследователи считают, что это «фиссагеты», про которых писал еще древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. На территории Илишевского района ананьинские памятники представлены 1 могильником, 3 городищами, 7 селищами. С ананьинцами связано появление в крае первых укрепленных поселений – городищ.
     Характерными чертами ананьинской керамики являются сосуды чашевидной формы, изготовленные из глины, с примесью толченых раковин и украшенные по шейке ямочно-веревочным орнаментом. Основным занятием ананьинцев были скотоводство, земледелие, охота и рыболовство. Занимались они и металлообработкой. Следы этой деятельности обнаружены на Аначевском и Трикольском городищах.
     К концу I тысячелетия до н.э. (III в. до н.э.) ананьинская этнокультурная общность распадается, и на ее основе формируются новые этнические образования: пьяноборская, караабызская и другие археологические культуры.
     К периоду распада ананьинской культуры принадлежит единственный сарматский памятник на территории Илишевского района – небольшой курганный могильник у дер.Базитамак. Сарматы, как известно, являлись кочевниками степей и появление их на данной территории очень интересное явление. Названный памятник находится примерно в 150 км севернее основной сарматской территории. Продвижение их так далеко на север, в лесные районы, объясняется, по-видимому, ухудшением климатических условий.
     Следы пребывания сарматов здесь относятся к III-II в.в. до н.э. В это время они быстро усилились и превратились в грозную для соседей силу. Причиной стал резкий скачок в организации и совершенствовании военного дела. Начиная с III в. до н.э. сарматы усиленно вооружаются узкими и длинными (более 1 м) обоюдоострыми железными мечами, которыми удобнее всего было орудовать верхом на коне. Один такой меч был найден на берегу р.Базы у дер.Череккулево и хранится в Илишевском историко-краеведческом музее.
     Наиболее многочисленными и изученными на территории района являются памятники пьяноборской культуры (здесь их выявлено 27), генетически связанной с ананьинцами и сосредоточенной в районе среднего течения р.Камы и ее притоков Ик, Белой, Сюни до широты г.Бирска. В этническом отношении исследователи единодушно причисляют пьяноборские племена к финно-пермской языковой общности. Датируется III в. до н.э. – III в. н.э.
     Пьяноборцы имели комплексное хозяйство. Основу его составляли скотоводство и земледелие, подсобную роль играли охота и рыболовство. На своих городищах они занимались плавкой металла и его обработкой. Об этом свидетельствуют находки бронзовых и железных шлаков на Юлдашевском (Петер-Тау), Трикольском (Серенькино) городищах, обломки тиглей, льячек и литейных форм на Аначевском городище.
     Большое место в жизни пьяноборских племен занимали торговые отношения, как с близкими соседями, так и с более отдаленными. В Юлдашевском, Трикольском, Шидалинском, Кипчаковском могильниках найдены стеклянные бусы, египетский фаянс и другие предметы римского и боспорского производства. Но основная масса украшений и оружия (мечи, ножи, наконечники стрел и т.д.) была собственного изготовления. Выделяются богатством погребального инвентаря Юлдашевский, Кипчаковский могильники.
     Нередки находки изображений хищных зверей. Широкое развитие получил культ медведя (отголоски которого до ХIХ в. сохранялись у удмуртов, коми). Иногда медведь изображался в жертвенной позе: с головой, положенной между передними лапами. Образец такого «звериного стиля» свидетельствует о высоком, по тому времени, уровне искусства. Бронзовая пряжка с подобным изображением и другие украшения и предметы вооружения из Кипчаковского («Хан зияраты») могильника экспонируются в Илишевском историко-краеведческом музее.
     Большой интерес вызывают мощные, укрепленные рвами и валами, поселения пьяноборцев – городища. Строительство их, как уже говорилось выше, было вызвано необходимостью обороны от нападений врагов. Самые крупные пьяноборские городища находятся на территории Илишевского района. Так, площадь городища Петер-Тау (Юлдашевское) составляет 18 тысяч кв.м., Серенькино (Трикольское) – 26, а открытого сравнительно недавно Кипчаковского – 37 тысяч кв.м.
     Вероятно, под натиском пришельцев, часть пьяноборцев в первой половине II тыс. н.э. уходит со своей исконной территории в волго-вятское междуречье, но основная масса удерживается в низовьях р.Белой и впоследствии, вероятно, не без внешнего этнокультурного воздействия, дает основу для формирования нового населения - носителей бахмутинской археологической культуры, в I тысячелетии н.э. расселившихся по всему бельско-уфимскому междуречью.
     На территории района эту культуру представляют 8 памятников, в т.ч. I могильник, 3 городища, 4 селища, причем интересно отметить, что городища эти (Петер-Тау, Трикольское, «Серенькино») принадлежали в свое время и ананьинцам, и пьяноборцам, т.е. функционировали в течение более тысячи лет. Название культуры происходит от могильника близ д.Бахмутино в Нуримановском районе, где впервые были получены хорошо документированные материалы по истории этих племен. Бахмутинские племена вели оседлый образ жизни. У них широко было распространено земледелие. Другой основной отраслью хозяйства было скотоводство. В этническом отношении они были носителями финно-угорского языка. Впоследствии бахмутинцы приняли участие в формировании башкирского народа, главным образом физического типа северных башкир.
     С конца I тысячелетия н.э. археологические памятники на территории района еще не изучены. Но ее история не отличается от исторического развития смежных территорий. Скорее всего, наш край входил в состав территории расселения угров (древних венгров), после ухода большей части из них на запад в середине IХ в., другая часть остается на месте. О них известно по памятникам чияликского типа (название происходит по с.Чиялик на левом берегу р.Сюнь в Актанышском районе РТ). В то же время сюда заходят и древнебашкирские племена, оставившие курганный могильник у дер.Житимак на левом берегу р.Базы, хорошо датируемый по находкам монет серединой и второй половиной Х в. Скорее всего здесь были их летние кочевья. Чияликские же памятники прослеживаются в крае вплоть до ХIV-ХV в.в., когда в их среде усиленно внедряется ислам. К тому времени, возможно, относится ранне- мусульманский Сынгряновский могильник, в котором явно прослеживаются наряду с мусульманским обрядом пережитки языческих традиций. Памятник этот еще только начал изучаться уроженцем д.Сынгряново, доктором исторических наук, чл.-корр. АН РТ А.Г.Мухамадиевым.
     Потомками чияликцев может быть племя еней, которое является, как считают исследователи, тюркизированным, угорским по происхождению, племенем. К потомкам енейцев, в свою очередь, по документам ХVII-ХIХ веков, относится население деревень Турачи, Зяйлово, Кипчаково, находившихся когда-то в составе Енейской волости.
     Кроме енейцев, древнейшим населением на территории района, является племя буляр, по мнению ученых, связанное с древними булгарами. Деревни Исаметово, Аккузево, Кадырово, Сынгряново входили в ХVII-ХIХ вв. в состав Булярской волости. Позднее енейцев и булярцев, в ХIII-ХV вв. в составе кыпчакских племен, появились здесь племена Елан, Киргиз, Гэрэ (Гарей), Ельдяк (как показывают антропологические исследования, частично ассимилировавшие потомки финноязычных бахмутинцев), образовав после присоединения Башкортостана к Русскому государству одноименные волости. Территория их расселения была обширной, и сегодняшний Илишевский район – только незначительная часть их земель.
     Установлено, что гэрэйцы – кыпчакизированные потомки тюркского или тюрко-монгольского объединения кереит. Миграция Гэрэ в Приуралье произошла одновременно с кыпчаками. Кыпчаки (половцы в древнерусских летописях), населявшие Причерноморские, Южнорусские, Казахстанские степи, были разгромлены монголами. Значительная часть их переселилась под воздействием монголов к северу, заняв территорию между Волгой и Уралом. Деревни Телекеево, Старохазино, Старобиктово, часть Медведево (Аю), относятся к Гэрэ (Гарейская волость).
     Об этнической истории племени ельдяк (деревни Верхнеманчарово, Тюлиганово, Илякшиде, Бишкураево (Бишкураз), Малобишкураево, Сюльтино) известно чрезвычайно мало. Но их очень многое (тамги, совместное хозяйствование, возможно припущенничество) близит с киргизами (кыргыз). Из деревни Илякшиде происходит дважды Герой Советского Союза Муса Гареев. Вот его родословная. Хусаин — Азмет (1727-1818 г.р.) — Габдракип (1808-1856 г.р.) — Ахметгарей (1852 г.р.) — Гайса (1888-1958) — Муса (1922-1987).
     Для выяснения этнической истории башкир племени киргиз большой интерес представляет древнее шежере, опубликованное еще более 90 лет назад, в котором говорилось: «Согласно родословной, сохранившейся от времен наших дедов, родоначальника башкир племени киргиз, называли Коркут-ата … (он жил) на Бухарской дороге у моря Сыр (Аральское). Его сын Ахмед-бий, от него Мухамет-бий, от него Янба-бий, от него Кушык-бий. Кушык-бий жил в деревне Старое Киргизово в долине реки Белой у озера Татыш и склонил голову Белому бию …», т.е. просил взять его племя в российское подданство. Шежере это было у башкир деревни Ташлы Бугульминского уезда Уфимской губернии (ныне Бавлинского района в Татарстане). Хорошим дополнением служит шежере племени киргиз, хранящееся у Ф.С.Марварова, уроженца дер. Старый Куктау, в котором отцом Ахмед-бия является Кандр-бий, которому ханы Золотой Орды дали отличия: «дерево сандал, птица кугэрчен (голубь), оран «Арнау», тамга чумеч (ковш)». Вероятно, Кандр-бий, жил в первой половине ХV в.
     Башкиры племени киргиз основали деревни Старокиргизово и Новокиргизово (Юлдаш), Старокуктово и Новокуктово, Старомедведево и Новомедведево, Шамметово, Татышево, Илишево, Ябалаково, Тупеево, Иштиряково, Урметово, вошедшие в Киргизскую волость. Эти населенные пункты вместе с селами Еланской волости (Яркеево /Елан/, Юнново, Лаяшты, Ишкарово, Саиткулово, Итеево, Череккулево, Тазеево, Телепаново, Буралы, Рсаево, Янтуганово, Дюмеево) составили основную (большую) часть современного Илишевского района.
     Древнейшим этносом, известным по письменным источникам, является племя елан, когда-то мощное племенное объединение, входившее в разное время в состав кимакской, печенежской (баджнак, пачанак), а затем Кипчакской (половецкой) конфедерации. Точное время их появления на современной территории пока уточнить не находится возможным, вероятнее всего они расселились здесь после разгрома монголами кипчаков. До этого же они, по сведениям древних и средневековых источников, населяли Центральную и Среднюю Азию, затем Подонье и Поволжье, территорию современной Украины. Во времена Золотой Орды расселились на современной территории.
     Перед присоединением Башкортостана к Русскому государству, наш край находился под подчинением ногайцев (первая половина ХVI в.). Об этом говорит шежере, записанное со слов башкирского старшины Кидряся Муллакаева П.И.Рычковым. Владения ногайского хана указывались «от устья Демы реки, по Карлесану (Кармасану), по Чермасану, по Кующе (Кувашу), по Базе, по Сюну и вверх по Аю рекам». Далее он рассказывал, что хан «всячески их изнурял и в бессилие приводил; ибо на три двора по одному токмо котлу иметь допущал, и как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал, и землями владеть, так же и через реку Белую переходить не допущал, а коль звероловством промышляли, принуждены были платить ему за то ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице»… Племена киргиз, елан, ельдяк и другие из своих земель были загнаны за р.Белую, а их земли превращены в кочевья ногайцев. К этому времени кипчакские и кипчакизированные племена елан, киргиз, ельдяк, гэрэй (гарей), еней, буляр и др. уже вошли в состав башкирского народа.
     Первыми населенными пунктами на территории района, основанными после присоединения башкирских племен к Русскому государству, явились современные села Старый Киргиз и Верхнеяркеево. Они были основаны, скорее всего, уже во второй половине ХVI в., когда башкиры, после падения Казани и присоединения Казанского ханства к России, заявили о вхождении в состав Московского государства, а после ухода ногайцев в Южные степи, расселились на своих прежних землях, которые были затем закреплены за ними грамотами русских царей. Племя киргиз заняло в основном бассейн р.Сюнь, еланцы – по р.Базы, ельдякцы – по р.Куваш. За ними остались земли и к северу от р.Белой.
     Старый Киргиз упоминается в документальных источниках за 1635 год (значит, в то время уже существовал и Новый Киргиз); вероятно, к этому времени относится основание деревни Куктау, первое название которого было Куккуз (по имени сына Кушык-бия). Первое опубликованное упоминание о селе Яркеево относится к 1664 году под названием Елан.
     Территории расселения этих племен составили соответственно Киргизскую и Еланскую (Иланскую) волости. Старый Киргиз и Елан стали центрами одноименных волостей.
     Самая распространенная тамга башкир этих волостей был «Х» (эуернэ – ворох). Сегодня эта тамга значится на гербе Илишевского района. Название района происходит от названия села Илиш, основанного, по всей вероятности, в середине или конце ХVII в. Написание имени в форме «Илеш» неверно. Название села, а затем района происходит от имени человека. Имя Илиш было когда-то распространенным. В документах ХVII-ХVIII вв. оно часто встречается. Состав его двухкомпонентный. Первая часть «Ил» (Иль) имеет много значений: страна, государство, родина, народ, племя, род, деревня или село, общество, мир в значении хозяйственная единица или жилое пространство, семья и т.д. Вторая часть также многозначна: чета, пара, ровня; товарищ, друг; равный, подобный, равноценный и т.п. Таким образом, в данном случае «Илиш» означает «Ил ише» или «Илгэ, иленэ иш», т.е. равный, подобный роду-племени, обществу».
     История районного центра Яркеево
     Говоря об истории районного центра и его названии, следует сказать следующее. Яркеево вначале носило название Елан. Основано оно было, скорее всего, вскоре после вхождения племени Елан в состав России. Первоначальное его местонахождение пока уточнить затруднительно. Во-всяком случае, в источниках имеется упоминание о его старом месте: «Иски-йорт». Надо отметить, что большинство сел, основанных до ХIХ в., например Бишкурай (Бишкураз), Ишкар, Лаяшты, Куктау, Кадыр, Янтуган, Базытамак и многие другие переселились из старых на новые места. Произошло это в ХVIII-ХIХ в.в.
     Деревня Елан Еланской волости и его житель Янчура Ногаев в опубликованных документах впервые упоминаются в 1664 году. В дальнейшем из этой же деревни в различных документах за 1715, 1722, 1728 г.г. говорится о сыне Янчуры Яркее. По ним видно, что Яркей Янчурин был влиятельным вотчинником, возможно, старостой Еланской волости. В 1728 году он возглавлял делегацию башкир в Москву из всех 4-х дорог (Казанской, Осинской, Сибирской, Ногайской) Уфимского уезда в составе 32-х человек (в их числе был Москов Тапиев из дер.Киргиз) для участия в коронации императора Петра II. В начале марта они подали императору просительное письмо «Об учинении розыска по поводу обид и притеснений, перенесенных ими от воевод и целовальников, и об охранении их вотчинных прав на земли».
     В результате, в конце июля 1728 года был подписан именной указ императора Петра II «Об отделении Уфимской провинции от Казанской губернии, о состоянии оной в особенном ведомстве Сената», в котором, в частности, говорилось: «Указом мы, по челобитью присланных из Уфимской провинции выборных челобитчиков башкирцов Яркея Янчурина с товарищи в Уфимской провинции быть воеводою бригадиру Петру Бутурлину и быть той провинции в особливом ведомстве нашего Сената, и о всяких делах писать ему и требовать нашего указа от Сената; а Казанскому губернатору той провинции не ведать …». В ожидании указа Яркей имел беседу в коллегии иностранных дел с переводчиком Мухаметом Тевкелевым (в крещении Алексей Тевкелев, будущий палач башкирского народа) о беглых людях, приходящих на башкирские земли и сообщил, что из «татар и протчих народов … такие беглые люди в Казанской дороге в тех волостях, где он, Иркей живет, имеетца человек с 1000 …» и он прилагает все усилия их не принимать и возвращать «на старые их жилищ». Надо сказать, что еще в 1721 году Яркей помогал царским солдатам ловить и возвращать беглых и за это другие башкиры, приютившие их, хотели его убить.
     О Яркее существует легенда, по которой он возвращается с войны с Георгиевским крестом. Поэтому муллы, говоря, что якобы он крестился, поднимают против него людей и убивают его. Одним из противников Яркея, как это видно из источников, сторонника колониальных сил, был мулла Исмагил (Исмаил) из Еланской волости, идеолог и крупнейший руководитель башкирского восстания 1704-1711 гг., основатель дер.Исмаилово (ныне в Дюртюлинском районе). Кстати, о нем Яркей в беседе с Тевкелевым сообщает, что Исмаил-мулла умер в 1727 году. Все-таки легенда имеет, наверное, достоверную почву: и Яркей мог быть убит во время восстания 1735-1740 г.г., как это произошло с некоторыми ярыми сторонниками царских властей. Но в 1735 году он был еще жив и упоминался в документах за этот год вместе с сыном Нурбакы Яркеевым, но уже как житель деревни Яркеево. Получается, что свое современное название Яркеево стало носить в начале 1730-х годов. В дальнейшем о дер.Елан перестают упоминать. А в 1736 году сын Яркея Янчурина Нурбакы становится старшиной Еланской волости. Затем здесь же старшинствовали его внуки Беккул и Хабит Нурбакины.
     Царские власти стремились постоянно урезать или отнять права, предоставленные башкирам первоначально. Усиление феодального и национального гнета вызвало недовольство местного населения. Защищая свои вотчинные права на землю, башкиры в ХVII-ХVIII в.в. неоднократно поднимали восстания. Активное участие в них принимало и население нашего края. Известно имя одного из руководителей восстания 1662-1664 г.г. Килея Тиникеева. Он упоминается в шежере дер.Куктау, а в документальных источниках – как житель Ельдятской волости, где он находился, вероятно, в качестве припущенника.
     Во время восстания 1681-1684 г.г. на начальном этапе повстанцев поддерживали калмыки. В июле 1682 года они во главе с Тайшой Аюкой появились в районе реки Сюнь. Очевидно, с этим связаны топонимические названия «Хан-тау» и «Хан-зияраты» у деревни Кипчаково.
     Больше известно об участии наших земляков в восстании 1704-1711 г.г. Почти все население края поднялось на борьбу. Из Еланской волости Исмагил мулла руководил командой численностью 3000 человек. Москов Уразаев (родственник Яркея Янчурина) из дер.Елан командовал двухтысячным отрядом, Уразай батыр (дер.Елан или Куктау) также был в числе руководителей движения.
     Еще на более высоком организованном уровне было восстание 1735-1740 гг., потрясшее колониальный край. Оно явилось самым крупным выступлением башкирских масс в ХVII – первой половине ХVIII в.в. и охватило огромную территорию всего исторического Башкортостана. Движение было вызвано усилением колониального, феодального и национального гнета царизма. Основной движущей силой восстания были рядовые башкирские общинники. Царское правительство подавило восстание с исключительной жестокостью. Многие десятки тысяч повстанцев и членов их семей были убиты во время сражений, казнены, сосланы на каторжные работы, розданы для поселения в центральных уездах страны, проданы в крепостное рабство, умерли от голода. Карателями были сожжены сотни деревень, иногда вместе с жителями, уничтожено заготовленное сено, убранный и неубранный хлеб, отобраны десятки тысяч лошадей, коров и т.д. Наряду со многими другими были казнены одни из главных руководителей движения Масегут Уразаев (брат Москова Уразаева) из Еланской волости, батыр Умер Тохтаров – старшина Булярской волости, убит во время сражения сын Исмаила муллы Селим, в своей «деревне повешен» житель дер.Лаяшты Мустафа Табанаев… В одном из документов правительственные чиновники писали: «Казанская дорога вся искоренена». Хотя большинство требований восставших не было удовлетворено, тем не менее, борьба и жертвы не были напрасны. Башкирские массы своей героической борьбой вынудили царизм отказаться от планов обложения их подушной податью и лишения вотчинных прав на землю.
     Самое активное участие приняло население края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под руководством Е.Пугачева – самом мощном вооруженном выступлении трудовых масс феодальной России против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. На территории района крупных боев, по письменным источникам, не происходило, хотя в легенде о Петер-Тау у дер.Татыш говорится о сражении между силами Е.Пугачева (Петр III) и царскими войсками. Крупные сражения шли вокруг городов и крепостей. В нашем крае центрами восстания были крепости Бакалы и Нагайбак, также Мензелинск, а за р.Белой крепость Ельдяк и Николо-Березовка.
     Руководителями повстанцев выступили старшина Еланской волости из дер.Яркеево Беккул Нурбакин во главе 106 башкирских дворов, старшины Киргизской волости Кадыргул Баисланов (дер.Куктау)), Минлигул Тангатаров (дер.Тупеево), Юлдаш Московов (дер. Ст.Киргиз) – всего 277 башкирских дворов, старшина Ельдяцкой волости из дер.Бишкураз Баязит Кильметев – 311 башкирских дворов и еще сотни башкир и тептярей из других селений района. Многие из них во главе со своими старшинами, заботившимися о сохранении жизни подчиненных, после спада движения принесли повинную властям.
     Илишевцы покрыли себя неувядаемой славой в войне 1805-1807 годов, в Отечественной войне 1812 года, Крымской кампании 1853-1856 годов. В грозные 1812-1814 годы в деревне Исмаилово (ныне Дюртюлинский район) были сформированы два тептярских конных полка, которые с первых и до последних дней войны сражались с французскими захватчиками, являя собой пример героизма и мужества в битвах под Бородино, в действиях партизанских отрядов Давыдова, Кудашева и других. 5 башкирских полков участвовали в грандиозном сражении под Лейпцигом 4-7 октября 1813 года. Французский генерал де Марго был поражен храбростью башкирских воинов, вооруженных в основном лишь луками и стрелами. Полки с победой вошли в Париж. Впоследствии они были представлены к серебряной медали и другим наградам.
     Илишевцы сплачивались и поднимались на борьбу с белогвардейцами. Они героически сражались в отрядах А.М.Чеверева, А.М.Бахтизина, А.В.Каштанова, Ф.М.Мельникова. Территория района окончательно была освобождена от белых частями 27-стрелковой дивизии в составе 5-й Армии под командованием М.Н.Тукачевского, в т.ч. с.Яркеево – полком под руководствомгероя гражданской войны С.С.Вострецова в мае 1919г. После изгнания контрреволюционеров из Башкортостана в составе Красной Армии они участвовали в освобождении городов Ижевск, Екатеринбург, сражались под Петроградом, на Дальнем Востоке, в Крыму. Много сил и терпения потребовалось трудящимся республики, чтобы преодолеть последствия Гражданской войны. Опираясь на помощь Советского государства, они решительно взялись за решение задач хозяйственного и культурного строительства. В первую очередь внимание уделялось проблемам восстановления сельского хозяйства: изыскивались средства на приобретение сельскохозяйственных машин и орудий, расширялись посевные площади, повышалась культура земледелия. Первые кредитные кооперации, коммуны, товарищества по обработке земли, сельскохозяйственные артели были созданы в деревнях Гремучий Ключ, Верхнеманчарово, в селе Андреевка.
     В возрождении сельского хозяйства большую роль играли коллективные хозяйства (колхозы) и машинно-тракторные станции (МТС). Трудовое крестьянство все решительнее становилось на путь строительства новой общественной жизни в деревне. В 1927-1929 годы были образованы колхозы «Комминтерн» (д.Илишево), им.Н.Крупской (д.Андреевка), «Уяндык» (выделился из д.Старокиргизово), «Индустрия» (д.Новочереккулево), «Алга» и им.В.Молотова (д.Верхнеяркеево), «Кызыл Юл» (д.Базытамаково), им.М.Калинина (д.Верхнеманчарово). Они положили начало массовому колхозному движению в районе. На 1 декабря 1930 года в Илишевской и Исмаиловской волостях насчитывалось 97 колхозов, объединивших 2025 крестьянских хозяйств, в пользовании которых имелось 1134 лошади.
     В возрождении сельского хозяйства большую роль играли коллективные хозяйства (колхозы) и машинно-тракторные станции (МТС). Трудовое крестьянство все решительнее становилось на путь строительства новой общественной жизни в деревне. В 1927-1929 годы были образованы колхозы «Комминтерн» (д.Илишево), им.Н.Крупской (д.Андреевка), «Уяндык» (выделился из д.Старокиргизово), «Индустрия» (д.Новочереккулево), «Алга» и им.В.Молотова (д.Верхнеяркеево), «Кызыл Юл» (д.Базытамаково), им.М.Калинина (д.Верхнеманчарово). Они положили начало массовому колхозному движению в районе. На 1 декабря 1930 года в Илишевской и Исмаиловской волостях насчитывалось 97 колхозов, объединивших 2025 крестьянских хозяйств, в пользовании которых имелось 1134 лошади.
     В 1929-1933 годы партийные и советские органы развернули широкую деятельность по вовлечению крестьян в колхозы. К концу 1934 года уже 80% крестьянских хозяйств были объединены в коллективные хозяйства. На их долю приходилось 86,6% пашни. Но не всегда все проходило гладко: кое-где колхозы создавались в спешном порядке; случалось, что крестьян загоняли в них силой, поэтому неудивительны были столкновения с местными властями. Подобное наблюдалось в деревнях Стародюмеево, Итеево, Базытамаково, Верхне- и Нижнеяркеево, Череккулево и других. Когда начался процесс ликвидации зажиточного крестьянства (кулаков), зачастую к ним причисляли средних и бедных крестьян, что тоже вызывало большое сопротивление со стороны населения. По данным статистики, до начала коллективизации в регионе насчитывалось чуть более 2% зажиточных хозяйств, к концу этот показатель превысил 14%.
     Образование Илишевского района
     Согласно Постановлению Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Илишевский район был образован 31 января 1935 года. В период образования района в его состав входили 24 сельских Совета, 81 колхоз и 104 деревни, ранее принадлежавшие Дюртюлинскому, Чекмагушевскому, Бакалинскому районам. Село Верхнеяркеево, удобно расположенное на пересечении автомагистрали Уфа-Казань, становится районным центром.
     Свое название район получил от старинной деревни Илиш, центра волостного управления, и Илишевского сельского Совета, победителя республиканского социалистического соревнования 1934 года, позднее участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, на которой он был награжден Золотой медалью и занесен в Книгу почета.
     14 февраля 1935 года в Дюртюлинском райисполкоме состоялось заседание оргкомитета по организации Илишевского района. Были тщательно отобраны люди, которым предстояло налаживать работу учреждений, предприятий, организаций. Подбор руководящего состава был, безусловно, серьезным и основополагающим фактором. На плечи этих людей ложилась непростая задача создания и становления нового района. Своим каждодневным трудом они были призваны творить историю. Состав первого исполнительного комитета был провозглашен на I съезде районного Совета, который проходил в начале марта 1935 года. В него вошли В.Х.Вахитов, Н.А.Амирханов, Т.Н.Насибуллин, Н.М.Зубаиров, Н.З.Зиннуров, С.С.Сафуанов, С.Б.Бакирова; кандидатами в члены исполкома избираются С.С.Салимгареев, А.Г.Габитов, Б.Ш.Алмакаев и Ш.Ш.Шаймарданов. Первым председателем Илишевского райсовета стал Г.Г.Рафиков (1899-1982 гг.), уроженец деревни Игметово Илишевского района, участник гражданской войны, бывший заведующий отделом профсоюзных работников Дюртюлинского райсовета; секретарем райисполкома был избран Н.З.Зубаиров; редактором районной газеты «Жину таны» (ныне «Маяк») – бывший сотрудник Дюртюлинской районной газеты Ш.Ш.Шаймарданов. В те же дни в селе Верхнеяркеево проходит первая партийная конференция коммунистов района, на которой избираются Пленум из 13 человек и бюро. Ответственным секретарем утверждается бывший работник Стерлитамакского райкома ВКП (б), участник первой мировой и гражданской войны В.Х.Вахитов.
     Образование нового района нацелило илишевцев на решение задач, направленных на повышение уровня сельского хозяйства, увеличение производства продуктов сельского хозяйства и народного потребления, предоставление населению широкого спектра бытовых услуг, повышение уровня культуры и образования, активное ведение политико-воспитательной работы среди масс, в частности, в вопросах межнациональных отношений. Сегодня в Илишевском районе дружно живут и работают башкиры, татары, русские, марийцы, удмурты и представители других национальностей. Но путь к мирному сосуществованию оказался для них долгим и трудным.
     Илишевцы выдержали и лихолетье Гражданской войны, и трудности социалистических преобразований, и лишения Великой Отечественной войны, и тяготы послевоенного восстановления хозяйства. В сложные переходные годы кон. ХХ в. жители района по-прежнему сохраняют верность своей земле.


     Люди, для которых малая Родина - Илишевский район:
  • Миннуллин Ким Мугаллимович - директор института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук РТ, родился 4 января 1959 г. в д. Шамметово.
  • Миннуллин Роберт Мугаллимович - поэт, публицист, журналист, автор 34 книг на татарском, русском и башкирском языках, родился 1 августа 1948 г. в д. Назяде.
     источник: www.ilesh.ru

free counters