ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Большая Ока
Мечетлинский район
History of the village of Big Oka

ГлавнаяРайоны БашкортостанаМечетлинский район

История деревни Большая Ока

Фундаментальная монография известного исследователя, профессионального историка Б.С. Давлетбаева по истории его родного села Большая Ока до сих пор остается единственной в Уральском регионе, а может быть и в России, уникальной по своей информативности, а также и по хронологическим рамкам (1692—1991 гг.).

Из всех мишарских населенных пунктов самым ранним является д. Большая Ока. Она возникла по договору от 22 декабря 1692 г., когда мишарей припустили башкиры Кущинской волости Кызылбай Урчекин и Шункар Атикеев (Азикеев). Однако имеется другая договорная запись — от 5 июля 7199, т.е. 1691 г., которая была дана мишарям от имени только одного башкира Шункара Атикова. Ниже даем копию ее текста:

«Се язь Шункар Атиков сын Уфимского уезду Сибирские дороги Кущинские волости башкирец дал есми на Уфе сию запись Осинские дороги деревни Енагушевы служилому мещаряку Тойгильде Енгалышеву в том, что в нынешном во сто девяносто девятом году июля в пятый день пустил я, Шункар, их, Шемяка (вдруг и второй мещеряк?) и Тойгильду, в вотчину свою кто себе в товарищи ходить им, Шемяку и Тойгильде, в той моей вотчине и детям и внучатам с секова числа вечно и всякого зверя побивать, и рыбу ловить, и борти вновь разделывать, и из новых и из старых бортей мед выдирать и в бобровых гонах ходить вместе, а с тое вотчины в казну великих государей есак и всякие подати платить и подводы гонять вместе ж, а кто их из тое вотчины станет высылать и насильство какое чинить, и мне, Шункару, их очищать, слово и убытку никакова не довести, а буде моим не очищениям какие убытки учинятся, а от убытки на мне, Шункаре, по их сказке, а буде мои, Шункаровы, родственники о той вотчине учнут великим государям бити челом и им, Шемяку и Тойгильду, в тех моих Шункаровых убытках и проестях не помогут, а буде я, Шункар, их, Шемяка и Тойгильду, или детей или внучат их из той вотчины стану высылать, и на мне, Шункаре, взять им, Шемяку и Тойгильду, по сей записи за неустойку в чем против сей записи не устою, сто рублев денег да за всякое раздельное дерево по гривне. Буде они, Шемяк и Тойгильда, в той моей вотчине ходить не похотят, и теми раздельными деревьями владеть мне, Шункару, в том им сию запись дал. Толмачил Иван Сокуров, а на то послухи Максим Сивалов, Михайло Панков, а писал запись Уфимской площади подьячий Андрюшка Савинов. Лето 7199, июля в 5-й день».

Сравнение текстов договорных записей от 1691 г. и 1692 г. показывает, что первый из них неполный, пропущена фамилия мурзы Шемяка (Янбаев), место его выхода (д. Кискеево-Кусекеево, ныне в Бирском районе). Б.С. Давлетбаев уточняет и местонахождение деревни (Бирский район РБ) другого мишаря Тойгильде и его фамилию (Янклычев, а не Енгалышев). Этот договор был утвержден Уфимской расправной канцелярией 12 июля 1717 г.

Следует особо подчеркнуть, что в деревне проживали представители нескольких сословий, имевшие неодинаковые права на землепользование. Из них землевладельцами-вотчинниками были башкиры-кущинцы, которых было единицы. Это — Биктимировы («Дети, оставшиеся от умерших башкир деревни Оки, значущиеся по ревизии под номерами 91, 92, 93 Сагадия, Бикташа, Тажбулата Биктимировых, сей сказкой показали, что предками их Уресейком и Кучюком Разметевыми земли были приобретены по грамоте во дни царствования царя Иоана Васильевича, почему и земля та, на коей они живут, по Кучуком Разметеве называется Кущинской (это легенда. — А.А.), поэтому они по родовому праву, считая себя вотчинниками той земли, представили документы, по которым они были признаны вотчинниками». В 1816 г. башкир-вотчинников было 21, в 1834 г. — 47 человек.

Подавляющее большинство населения составляли мишари, припущенные башкирами-вотчинниками по договорным записям 1691 г. и 1692 г. Однако они претендовали на владение землей, куда они были припущены. Поверенный мишарей мулла Вайс Даутов заявил об этом следующее: «По документам считаем себя с башкирцами Кущинской волости одновладельцами земли» (в доверенном ему письме от общины имеются следующие имена: Нигматулла, Тазитдин, Гайдулла, Ганий Баязитовы, Салимявир, Кутлузаман Еминевы, Зулькарнай Муллагулов, Кунакбай Имангулов, Муслим Мусин, Тактагул Мустафин, Рафик Шарипов, Биккул Ишбаев, Сайфульмулюк Салтанов, Хабий Шарипов, Ишмухамет Баширов, Габдулвахит Исхаков). Их представители Кишефор Амиров и Бикташ Мунасипов в 1815 г. и 1834 г. продали двум русским из д. Кунакшей И.В. и А.В. Бабушкиным две мельницы по речкам Ока и Карза, устроенные на выселке Могильниково. Однако попытка мишарей доказать свое социальное происхождение «об одновотчинничество» с кущинцами полностью провалилась. Сенат отказал в их праве из-за отсутствия документов о владении землей.

Вторая группа мишарей (в 1816 г. — 41, 1834 г. — 34 души мужского пола) была припущена мишарями первого припуска от 1691—1692 гг., но «актов на то не имеют».

В Большой Оке проживали и тептяри из татар, которых насчитывалось по VII ревизии 73, по VIII ревизии — 105 душ мужского пола. «Однако актов на землю не имеют. По их прошению 1758 г. видно, что они припущены башкирцами Кущинской волости из оброка». В публикации Б.С. Давлетбаева тептяри — «допущенники» мишарей, хотя в оригинале документа сказано достаточно четко: «Кто их допустил на жительство не знают». И там же сказано, что тептяри в деревне проживают с 1758 г.

Таким образом, в деревне проживали мишари — припущенники башкир Кущинской волости, мишари — припущенники мишарей, тептяри — припущенники башкир-кущинцев и башкиры-вотчинники.

Родились или жили в деревне Большая Ока:


Яндекс.Метрика free counters