ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Туксанбаево
Миякинский район
History of the village of Tuksanbaevo

ГлавнаяРайоны БашкортостанаМиякинский район

История деревни Туксанбаево

Деревня Туксанбаево — коренное поселение кульили-минцев. В 1795 г. в 15 дворах взято на учет 33 мужчины и 28 женщин. В 1816 г. было 41, в 1834 г. - 62, в 1850 г. - 69, в 1859 г. — 121 душа мужского пола башкир-вотчинников. Но здесь жили и башкиры-припущенники из Сарали-Минской волости Мензелинского уезда, которых было в 1816 г. 19 душ, в 1834 г. - 23, в 1850 г. - 23, в 1859 г. - 26 душ мужского пола. В 1870 г. взято на учет по 96 мужчин и женщин, в 1917 г. — 555, в 1920 г. — 508 башкир при 102 дворах.

Первый раз по договору от 17 февраля 1747 г. вотчинники Бялкур Аднагулов, Сафар Тимеев, Тясей Бугушев Ар(л?)дар Каспулатов, Зянбет Сюшев, Яныкай Муслюмов, Тикай Татлин, Арлагуш Аймяков, Араптан Сеитов, Смак Кугушев, Зямбет Тимашев, Араптан Тимеев, Иманаир Аднагулов, Таир Рамашов, Тляумбет Дербышев с одноволощанами, приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что «в 1744 г. подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и за тамгами нашими письму припустили мы, Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарайли-Минской волости родственников своих старшину Рахматуллы Саркина, башкирцев: Ермака Алибекова, Аймета Урсиева, Заита, Аднагула Арбяковых, Абрая Аркина, Масюта Ирметева, Юзея Уразаева, Абдуллу Биметова, Аита, Юнуса Ишметевых, Булата Рысаева, Тисумата, Издамета, Ардара Киметевых, Надыра Сеитова, Тай(к)тамышевых, Ихмамета Сюркина, Чебакая, Рысмета Земеевых с тов. с детьми и племянники для поселения дворами. Землею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полу батман между повсягодно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи». Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 г. туксанбаевцы приняли к себе башкир тоже из Сарали-Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Известна и деревня их выхода. Это — Сарсаз-Такирмен, где в 1816 г. было 120 башкир, 20 тептярей, 178 ясачных татар.

В 1843 г. на 167 башкир засеяли 600 пудов ярового хлеба. 601 десятина пашни приходилась на 102 двора в 1917 г. 43 хозяйств владели пашней до 4 десятин, 27 — до 10, 11 — до 15, еще 11 — свыше 15 десятин. 10 из них не вело земледельческих работ.

Туксанбаево — родина нашего Акмуллы (1831—1895).

Научная биография выдающегося башкирского поэта и просветителя второй половины XIX в. Мифтахетдина Акмуллы еще не разработана. И это способствовало распространению ряда неточностей, ошибочных утверждений и искажению фактов тех или иных моментов ранней биографии Акмуллы. Поэтому возникла необходимость поиска новых источников по уточнению отдельных сторон жизни поэта. Такими материалами служат данные ревизских сказок, проведенных в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Начнем с уточнения родных мест Акмуллы. Пишущие о поэте иногда ошибочно утверждают, что родиной Мифтахетдина была Уфимская губерния. Однако он родился в Белебеевском уезде Оренбургской губернии. Что касается Уфимской губернии, то она образовалась лишь в 1865 г. в результате разделения Оренбургской губернии на две: Оренбургскую и Уфимскую, т.е. через 34 года после появления на свет Акмуллы.

Неточность допускается и при определении волости, куда относилась родная деревня поэта. Обычно считают, что такой волостью была Зильдяровская. Однако в 30-х гг. XIX в. вообще не было такого названия башкирской волости. Зильдяровская волость образовалась лишь в 1864 г., когда Оренбургская губерния в административном отношении была разделена на новые волости. В результате замены родовых башкирских волостей территориальными родная деревня Мифтахетдина, наряду с другими 8 деревнями, вошла в состав Зильдяровской волости. Но такое изменение произошло тогда, когда Акмулле минуло 33 года.

Бассейн р. Дема, где была расположена родная деревня поэта, принадлежал башкирам-вотчинникам Минской волости, подразделявшейся в 1671 г. на 11—12 волостей. Одна из них — Кульили-Минская волость — включила в свой состав и деревню, где родился Мифтахетдин. По V ревизии (1795 г.) на ее территории располагалось 12 деревень, а ко времени рождения Акмуллы — 31.

Среди них была и родная деревня поэта Туксанбаево. Встречаются случаи искажения ее названия. Так, например, Большая Советская Энциклопедия (т. 1, 1970) называет ее Тусанбаево.

Название деревни образовалось от антропонима — от имени первопоселенца (Туксанбай). Имя это широко было известно в деревне поэта, где в XVIII — первой четверти XIX вв. жили первопоселенец Туксанбай Араптанов и его сын сотник Уразгильде Туксанбаев.

Деревню называли и Казангулово, что намекает на то, что Туксанбаево — выселок Казангулово, ставший самостоятельным поселением во второй половине XVIII в.

Жители деревни занимались главным образом полукочевым скотоводством. Они выходили на кочевку по р. Камышла (7—8 верст от деревни), на летовку останавливались в бассейне р. Шар (6 верст). В августе-сентябре они приближались к р. Кузлав в 4 верстах от деревни, чтобы убирать с незначительной площади урожай хлеба. К 1864 г. в деревнях Ново-Кангулово и Туксанбаево насчитывалось лишь 300 голов лошадей, 400 голов крупного рогатого скота, 300 голов мелкого скота.

Это свидетельствует о том, что туксанбаевцы переживали период перехода от полукочевой жизни к оседлости, от скотоводства к земледелию.

Туксанбаево — типичная деревня полукочевников. Жителей в ней было мало: в 1795 г. там жило 61, в 1816 г. — 124, в 1834 г. - 167, в 1850 г. - 205, в 1859 г. - 232 человека. В конце XVIII в. насчитывалось всего лишь 15 семей, а в первой половине XIX в. — 20. Но при этом большие изменения происходили в формах семей. На основе малой семьи (родители, несовершеннолетние дети) возникали неразделенные семьи. Например, в 1816 г. из 20 семей к малой относились 19, одна принадлежала к неразделенной семье (отцовской, где совместно с родителями жили и женатые сыновья). В 1834 г. было 10 малых, 10 неразделенных (в т.ч. отцовских — 4, братских — 4, дядя-племянник — 2) семей. В 1850 г. малых семей насчитывалось 7, а неразделенных — 13. Уменьшение количества малых семей и увеличение соответственно числа неразделенных семей зафиксировано X ревизией (1859 г.). Одна из 20 семей вымерла. Из остальных 6 относилось к малым (31,6% всех семей), 13 к неразделенным (68,4%) семьям. Таким образом, за 43 года (1816—1859 гг.) малые семьи постепенно уступали свои позиции в пользу неразделенных: с 95% (19 семей) до 31,6% (6 семей). Однако доля неразделенных семей увеличилась с 5% (1 семья) до 68,4% (13 семей). Сложных семей у полукочевых было больше, чем у земледельческих их собратьев.

Увеличение численного состава семьи было порождено чрезвычайными социально-политическими условиями того времени. Башкиры в течение 67 лет (1798—1865 гг.) находились в казачьем сословии, что резко усиливало военно-феодальный гнет. Причем единицей феодального тягла служил двор, состоящий из сложной (неразделенной) или малой индивидуальной семьи. Двор, состоящий из двух-трех малых семей, легче справлялся с военно-феодальными повинностями, чем двор из одной малой семьи. В силу этого увеличивалось количество сложных семей, что повышало населенность двора (в среднем на двор приходилось в 1795 г. 4, в 1816 г. — 6,2, в 1834 г. — 8,4, в 1850 г. — 10,3, в 1859 г. — 11,6 души обоего пола). Надо полагать, что до перевода башкир в военно-казачье сословие доля малых семей была еще больше. С отменой кантонного управления в Башкортостане в 1863—1865 гг. доля малых семей начинает возрастать и снова возвращает себе господствующее положение. В зависимости от возникших социально-политических условий и обстоятельств то усиливалось, то ослаблялось регенерирование неразделенных семей на основе малых.

Туксанбаево — деревня башкир-вотчинников. Ее жители наравне с другими кульили-минцами, пользуясь вотчинным правом, продавали помещикам земельные угодья по р. Белая и отдавали их русским и нерусским крестьянам в оброчное владение по р. Камышла.

В XVIII в. здесь, кроме башкир — владельцев общинных земель, не было представителей других сословий и национальностей. V ревизия обнаружила в д. Туксанбаево семью ясачного татарина Абдуллы Уразаева с его двумя женатыми сыновьями, переселившуюся сюда из д. Абдурашитово, но в последующих ревизиях там не найти ни переселенца, ни его сыновей. Очевидно, семья Уразаева вернулась обратно в свою деревню.

VII ревизия (1816 г.) в Туксанбаево 40 припущенников. VIII ревизия (1834 г.) зафиксировала, кроме 132 вотчинников, 35 башкир-припущенников (из 377 тысяч всех башкир 66 тысяч оказались безземельными припущенниками).

В поземельном отношении д. Туксанбаево относилась к Кульили-Минской волости, в административном отношении — сначала к 7-му, затем к 12(13)-му кантону. С 1855 г. она находилась в составе 7-й юрты 22-го кантона.

В этой небольшой деревне очень ярко видно социальное расслоение жителей. Среди массы бедняков, маломощных хозяйств особняком держались юртовые, кантонные, административные и духовные чиновники — есаул, сотник, юртовой старшина, казначей, указной мулла и имам. О борьбе против социальной несправедливости говорит и тот факт, что двое туксанбаевцев были сосланы в Сибирь.

Туксанбаевцы не были безучастны к судьбе России. Их представители защищали территориальную целостность страны от внешних врагов. Так, в годы Отечественной войны 1812 г. на полях сражений от Москвы до Парижа осталось немало представителей этой деревни. Среди них Курмангул Давлетшин (23 года), Муатша Алдаров (48 лет), Биксентай Исламгулов (44 года), Исламгул Миндекеев (29 лет). Пропавший в 1812 г. без вести Давлетша Алдаров объявился на родине лишь через 5 лет.

Вот в такой башкирской деревне, жившей интересами всей страны, родился Мифтахетдин Акмулла.

О дате рождения поэта в литературе нет единого мнения. Одни считали годом его рождения не 1831, а 1839 г. В целях уточнения достоверности даты мы обратились в Центральный государственный исторический архив РБ. К сожалению, метрические записи за 1829—1832 гг. по Белебеевскому уезду не сохранились. Поэтому остановились на материалах ревизских сказок. Данные VIII ревизии по д. Туксанбаево, составленные 15 марта 1834 г. чиновником 9-го класса в отставке Иваном Дынновым, проверенные затем на трех сходах аула и подтвержденные подписью юртового старшины Ахияра Мамбетова, показывают, что в семье указного муллы Ишкузи Ишбулдина имелся трехлетний внук Мифтахетдин. По IX ревизии 1850 г. ему исполнилось 19, по X ревизии 1859 г. — 28 лет. Эти факты дают возможность утверждать, что Мифтахетдин родился в 1831 г. Историческую достоверность этой даты, как видим, подтверждают ревизии.

Что касается второй даты — 1839 г., то ее следует считать ошибочной, основанной на легенде.

Многие авторы, касаясь родословной поэта, не упоминают его деда и прадеда. Если некоторые из них упоминают деда Мифтахетдина, то искажают его имя. Например, по Р. Фахретдинову, его звали Ишмухамедом («Мифтахетдин бине Камалетдин бине Ишмухамед»).

Достоверные сведения о родителях содержатся в материалах ревизий. Приводим полный состав семьи деда Мифтахетдина (см. табл. 1).

Здесь зафиксированы имена прадеда (Ишбулды), деда (Ишкузя), отца (Камалетдин) поэта. То же самое повторяют другие ревизии. Таким образом, прадеда поэта звали Ишбулды, деда — Ишкузя (по-башкирски — Ишкужа), отца — Камалетдин. Семья Ишкузи Ишбулдина относилась по форме к малой, где он жил совместно с несовершеннолетними детьми. Он показан на материалах ревизии рядовым башкиром-вотчинником. Пока он не духовное лицо. Но зато VIII ревизия показывает его семью в новом качестве (см. табл. 2).

За период между 1816— 1834 гг. дед поэта стал указным муллой и мухтасипом. Семья его стала более сложной, по составу отцовской, т.е. в его семье жил женатый сын Камалетдин, отец Мифтахетдина, достигшего ко времени ревизии трехлетнего возраста.

Материалы данной и других ревизий вносят ясность в уточнение имен родителей — отца и матери поэта. Дело в том, что отдельные авторы неверно указывают имена родителей Мифтахетдина: отец — Мухамадияр, мать — Бибигульсум — и дают ему вымышленную фамилию Мухамадьяров. В материалах всех ревизских сказок отец Мифтахетдина назван Камалетдином Ишкузиным, а мать — Бибиумутуль. В силу этого поэт носил фамилию Камалетдинов (сын Камалетдина), поскольку у башкир, кроме отдельных мурз, князей, тарханов и дворян, фамилия была производной от имени отца.

IX ревизия, проведенная 30 июня 1850 г., показывает семью в дальнейшей эволюции (см. табл. 3).

Дед поэта Ишкузя Ишбулдин, прожив 75 лет, скончался, когда старшему сыну Камалетдину, отцу Мифтахетдина, исполнилось 45 лет. Возраст их приводится нами для того, чтобы опровергнуть отдельные ошибочные утверждения о том, что Камалетдин, как якобы впоследствии и его сын Мифтахетдин, рано осиротел. Как показывает предыдущая VIII ревизия, 30-летний Камалетдин с двумя женами, сыном и дочерью жил с родителями. И мнение о ранней сиротской жизни Мифтахетдина также не согласуется с фактами. В 19 лет он жил в родительской семье.

IX ревизия дополняет раннюю биографию поэта. Она констатировала факт о том, что совершеннолетний Мифтахетдин по неизвестной нам причине с февраля до 30 июня 1850 г. содержался в тюрьме. О причинах этого можно только догадываться. Известно, что башкиры в период кантонного управления начинали военную службу с 19 лет. За отлучку с места жительства без разрешения, за неявку или опоздание на сборные пункты, откуда казаки отправлялись на Оренбургскую пограничную линию для несения службы по ее охране, виновных подвергали телесному наказанию и тюремному заключению. Быть может, одним из таких был и шакирд медресе Мифтахетдин Камалетдинов.

После смерти деда поэта отцовская семья превратилась в братскую семью, где совместно проживали четыре женатых родных брата. Главой этой сложной семьи из 14 членов был самый старший из братьев указной имам Камалетдин Ишкузин.

Последняя в истории России X ревизия (1859 г.) вносит также существенные дополнения в биографию Мифтахетдина.

Согласно ее данным, Мифтахетдин в 28 лет еще жил в семье отца. Однако к этому времени уже не было его матери. Даже в таком возрасте он не имел своей семьи. Эти сведения дают возможность утвердительно сказать, что Мифтахетдин Камалетдинов в конце 50-х гг. XIX в. еще находился в Башкортостане.

Сложная семья продолжала расти, объединив 5 малых семей братьев Ишкузиных.

И последнее. Пишущие о поэте по-разному подходят к вопросу о его национальном происхождении. Выше говорилось, что в д. Туксанбаево проживали башкиры -вотчинники, владельцы общинных земель, затем там появились и безземельные башкиры-припущенники. Население деревни по национальному составу было однородным. Это подтверждается и материалами всех ревизий, которые мужчин относят к «башкирцам», а женщин — к «башкиркам». Следует добавить, что ревизии весьма точно определяли национальность каждого жителя любой деревни. От правильного определения национальной принадлежности жителей населенных пунктов зависело их социальное лицо, а последнее определяло виды выполняемых ими феодальных повинностей.

Таким образом, архивные документальные материалы, прежде всего ревизские сказки 1816, 1834, 1850, 1859 гг., вносят существенные дополнения и уточнения в биографию видного поэта и просветителя Акмуллы: он родился 14 декабря 1831 г. в д. Туксанбаево Кульили-Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии в семье зажиточных вотчинников-башкир Камалетдина Ишкузина и Бибиумугуль Салимьяновой.

Родились или жили в деревне Туксанбаево:


Яндекс.Метрика free counters