ya_palomnik
История деревни Юмадыбаш
Шаранский район
History of the village of Yumadybash

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Old photos of cities in the world

Главная / Районы Башкортостана / Шаранский район / ...

История деревни Юмадыбаш

     Тептярская д. Юмадыбаш берет свое начало от договорной записи башкир Кыр-Еланской волости, данной тептярям в 1692 г. Однако ее текст не сохранился. 13 января 1728 г. башкиры д. Ильчимбетово (ныне Туймазинский район) продали часть своих земель вдоль р. Юмадыбаш тептярям одноимённой деревни. И, наконец, припуск новых тептярей был осуществлен кыр-еланцами в 1731 г. «Лета тысяча семьсот тридцать перваго майя двадцать осьмаго дня Уфимскаго уезду Казанской дороги Кыриланской волости башкирцы Дюмей Дюсембетов (основоположник д. Стародюмеево Илишевского района?) да Харашай Азаматов з детьми своими дали, будучи в Уфе, сию запись Уфимскаго уезду тое же Казанской дороги деревни Емадытамак есашному тептярю Тлевкею Исылову в том, что припустили мы, Дюмей и Харашай, ево, Тлевкея, в вотчинную свою землю в повытья после умершего брата нашего для поселения деревнею ему, Тлевкею и детям ево... и вольно ему, Тлевкею, во оной нашей вотчине лазить мед со пчелами и борти делать и дуплениц искать и рыбу и бобров ловить и всякаго зверя и птицу побивать и сена косить и юртом строитца, бревна и дрова рубить и лубьи снимать и всяким употреблением употреблятца, чем и мы употребляемся, а нам, Дюмею и Харашаю, ево, Тлевкея, жену ево и детей со оной вотчиной земли никакими нападками не ссылать и от оной вотчинной земли не отказывать, а владеть ему, Тлевкею, жене ево и детям оной нашей вотчиной землею вечно, за который припуск платить ему, Тлевкею, показанного нашего брата ясак и всякие подати, какие впредь спросят, тако ж в вотчинной земле какие будут дела и учинятца убытки помогать ему, Тлевкею, не отговориваясь ничем, а ежели из нас против сей записи кто в чем не устоит и за всякую неустойку на неустоящим взять правому денег сто рублев и с убытки и к сей записи датчики тамги свои приложили: Дюмеев, Харашаев...
     О развитии деревни приводим цифры, извлеченные из материалов ревизий и переписей (таблица). Юмадыбаш
     Ни в одном документе этнический состав тептярей не был определен. Поэтому следует считать неожиданным и нелогичным утверждение переписи 1920 г. о национальной принадлежности юмадыбашевцев.
     В восстании Пугачева участвовало 105 ясачных татар, впоследствии ставших тептярями. В итоге получается, что деревня принадлежала татарскому и тептярскому населению.
     В 30—70-х гг. XIX в. жителям д. Юмадыбаш принадлежало 4—5 водяных мельниц, 6—7 бакалейных лавок. Они также владели 510 ульями.
     В литературе можно найти материалы о расслоении крестьянства д. Юмадыбаш. В 1915 г. на долю 48 % дворов приходилось 18 % посева (по 1,8 десятины на одно хозяйство), а на долю 8,6 % зажиточных крестьян и кулаков — 24 % (по 14 десятин на одно хозяйство). Из 508 дворов бесскотных хозяйств было 8%, бескоровных — 31,5 %, безлошадных — 24,6.%. Это были батраки и поденщики с наделом. На другом полюсе 24 % дворов высшей группы имели 69 % коров, 8,6 % дворов — 25,7 % лошадей.
         

    Родились в деревне Юмадыбаш:



  free counters  
Яндекс.Метрика