ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Сулейманово
Учалинский район
History of the village of Suleymanovo

ГлавнаяРайоны БашкортостанаУчалинский район

История деревни Сулейманово

Кара-табынская д. Сулейманово в конце XVIII в. состояла лишь из 15 дворов с 38 мужчинами и 25 женщинами. Если по X ревизии в каждом из 69 домов проживало по 8,4 жителя, то в 1920 г. на каждый из 88 дворов приходилось по 5,1 человека.

Она носит имя вотчинника волости Сулеймана Иштуганова, упоминаемого в источниках под 1737 г. Имена его сына и внуков перечисляются в материалах ревизских сказок. Его сын Асфандияр, 1787 года рождения, служил зауряд-есаулом, его дети Мухамадияр, Кильдияр, зауряд-хорунжий Ярулла, Хайрулла, Хабибулла.

Деревня имеет и Бторое название — Мулдашево. Старший сын Муддаша Абызгильды (1784—1851) имел сыновей Фахретдина (его сын Багаутдин), Сахаутдина (его сын Кур-мангали) и Фахрислама. По материалам X ревизии видно, что Курамша Мулдашев жил здесь в 1788—1857 гг., его сыновья Хафизитдин (его сын Гайнитдин) и Зиязитдин.

Зауряд-чиновники кантонного управления и богатые башкиры этой деревни имели по три и две жены. Таких полигамных семей в 1859 г. было 14 из 69, что составляло 20,2%. Из состоятельных мужчин в основном имели более одной жены те, у кого не было детей от первой или даже от второй жены или у кого не было сыновей. Временами наблюдается большой возрастной разрыв между супругами, что свидетельствует о бытовании левиратных браков у башкир, как у многих других тюркских народов. В частности, у зауряд-хорунжего Гайнуллы Бикбашева были жены 36, 59 и 22 лет. Средняя жена старше мужа на 12 лет. Это — левират, т. е. он взял жену своего умершего старшего брата. Языческий левират был отменен Кораном, и все же у некоторых народов в какой-то мере он сохранился. В 1784 г. этот обычай был зафиксирован таким образом: «После смерти старшего брата его родной младший брат берет жену покойного спустя 4 месяца 10 дней после его смерти, если она не брюхата, в замуженство за себя... и жениться таковым и позволено и отдает ей калым». В народной шуточной песне отражено это же явление: «Если умрет брат и останется сноха, не отпустим ее к чужим — "Агай улэп енга калха, ебармэбез яттарга".

Претендентов на сноху-вдову было предостаточно. Первый из них — младший брат умершего (Кайныш ярты ир, ир югында - бөтөн ир) — Младший брат мужа — наполовину муж, нет мужа — полностью муж»). Следующий кандидат на нее — племянник, сын брата покойного мужа ("Енгә катын ейәндеке" — Сноха принадлежит внуку).

Случалось, до других черед не доходил. Главную причину сохранения института левирата исследователи видят в материальной стороне дела. В случае ухода снохи-вдовы неразделенная семья лишалась работницы, имеющей значительное приданое. Но следует добавить, что левират у всех народов не лишен был и гуманного содержания в смысле воспитания детей умершего брата.

Сулеймановцы — полукочевники. Сто тридцать лет тому назад кочевки их находились по pp. Казнашар, Сарнакау и на склоне горы Жунлатау. На каждый из 40 дворов (228 человек) приходилось лошадей — 8,5, коров — 2,2, овец — 7,5, коз — 0,2 головы. Это — средние цифры. Фактически у одних хозяев были десятки голов лошадей, а другие были без- или однолошадными. Например, для ведения рентабельного коневодства этих поголовий было явно недостаточно. Поэтому жители одним скотоводством ограничиваться не могли. Искали себе счастья на золотых приисках, на сплавах, на извозе руды. Часть из них постепенно переходила к хлебопашеству. На каждого из 228 жителей было засеяно только ярового хлеба 4,5 пуда. Озимый хлеб им еще не был известен.

Деревни Сулейманово, Кучуково, Суюндуково и Мулдакаево были расположены на спорной земле Кара- и Бара-Табынской волостей с Златоустовскими заводами.

Родились или жили в деревне Сулейманово:


Яндекс.Метрика free counters