ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История села Истяк
Янаульский район
The history has sat down Istjak

ГлавнаяРайоны БашкортостанаЯнаульский район

История села Истяк

     Название деревни Истяк происходит не от этнонима, как думают отдельные исследователи (башкир казахи называли иштяком - истяком), а от антропонима, от имени конкретного человека. Полагаем, что селение это было основано башкиром-вотчинником Уранской волости Истяком Толубаевьш или его сыном Иштеряком Истяковым, жившими во второй половине XVII в. Иштеряк Истяков с двоюродным братом Аккусюком Биктугановым в 1688 г. жаловались на захват их вотчинной земли припущенниками из татар, марийцев и удмуртов, создавших 40 деревень в XVII в. В эту башкирскую деревню (в то время населенный пункт любого сословия или народа состоял в основном из 3-10 дворов) в начале XVIII в. были приняты ясачные татары, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие. Они жили здесь «По допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости и по сберегательной памяти 1703 г., данной в г. Уфе от стольника и воеводы Е.П. Зыбина».

По местоположению при одноименной речке Каймашинка деревню Истяк называли Каймаша.

Развитие деревни показано в таблице.

Во все годы, кроме 1870 года, жители правильно названы тептярями. Как выше говорилось, тептярями стали ясачные татары, вышедшие из своих общин и ясачного сословия.

О хозяйстве хотя не имеем конкретных сведений, уверенно говорим о том, что тептяри занимались земледелием. Имели мельницу. О животноводстве предлагаем данные за 1842 г. - 230 тептярям при 39 дворах принадлежали 62 лошади, 95 коров, 60 овец, 70 коз. Пчеловоды имели 25 ульев.

Были мечеть и школа при ней.

На северной окраине села расположена железнодорожная станция Истяк. По другую сторону железной дороги находится деревня Банибаш.

* * *

По преданиям народа деревня Истяк возникла 200-250 лет назад. Одна из легенд гласит, что когда-то жили три брата. Старшего звали Биздерган, среднего - Исамат, а младшего - Истяк.

В поисках земли и воды появились они и в этих краях. Они долго искали плодородную землю с лесами, с чистой водой и решили обосноваться на нынешней горе Биздерган. Поднявшись на гору, увидели смешанный лес, попробовали на вкус землю и решили остаться. В то время в этих краях шумели дремучие леса. Река Каймаша была полноводной, вода чистой и прозрачной, земля была черноземной и плодородной. На склонах гор можно была пасти целые стада скота, на полянах этих лесов можно было вырастить много урожая зерновых. Так мечтали братья - построить хорошую жизнь…

- Здесь нам жить - сказал Биздерган. Однако братья недолго вели совместное хозяйство. Однажды Биздергану показалась, что ему досталась малая часть земли. Он решил изгнать своих братьев. И поссорились между собой все три брата. Разошлись они в разные стороны. На горе остался Биздерган (сейчас гора называется Биздерган-тау), по реке Каймаша выше поднялся средний Исамат (до революции деревня называлась Исамат, ныне Ахтиял), а младший Истяк пустил свои корни там, где сейчас находится деревня Истяк.

Изучая историю родного села, Мунавир Фазлыев много занимался в архивах, в музеях и сидел в библиотеках. Есть несколько версий происхождение названия деревни Истяк.

Первая связана с легендой. Истяк - действительно имя человека, редко, но встречается фамилия Истягин. В родословной уроженца этих краев, видного татарского драматурга и прозаика Ризы Ишмората, один из предков носил имя Истяк.

Версия вторая: некоторые ученые считают (Р. Кузеев), что название Истяк произошло от названия этнических общин-остяков, живших на берегу реки Танып.

В архивных документах встречаются интересные сведения о деревне Истяк. Она значится в «Описи Оренбургской казенной палаты 1811 года». Жили в Истяке 23 семьи, 78 человек, деревенским начальником был Юзся Чуригулов, старшиной - Габдулкадир Абдулкаримов. В 1899 году в деревне было 96 дворов, 177 ревизских душ. С 1881 года расчищено под пашню 165 десятин леса. В селе 10 веялок.

Базарная площадь взята в аренду на 12 лет за 700 рублей. В селе было 7 лавок, 4 амбара, 1 кузница, 4 хлебопекарни, 1 мечеть, 5 бакалейных лавок, 1 казенная винная лавка, 26 лавок в торговом ряду, базары по пятницам.

На базар приезжали купцы из городов Бирска, Николо-Берёзовки и других. Продавали мануфактуру, хлеб, кренделя, скот, лесоматериал и многое другое. Базар был местом встречи и общения, обмена новостями, своего рода центром культуры. Здесь же проходили весёлые зрелища, выступали гастролеры с медведями.

В 1902 году Истяк стал центром сельского общества, куда входили деревни Ахтиялово, Исиметово, Юссуково, Куюк, а само общество входило в Байгузинскую волость.

В 1903 году из земства прехали, чтобы в Истяке построить школу, но мулла был против. Он говорил, что дети должны учиться в мечетях. Поэтому эта школа была построена в деревне Айбуляк.

Так и продолжали жить – крестьяне в бедности и неграмотности, а богатые – богатели. Свою злость срывали в драках, когда дрались улица с улицей, деревня против деревни.

Да, люди жили в бедности, в сырости и грязи, поэтому многие болели такими болезнями как тиф, трахома… Много было смертельных исходов.

По данным переписи 1912-1913 годов в Истяке насчитывалось 132 хозяйства, население 677 человек, 750 десятин пашни, 951 десятина надельной земли. 65 человек имели от 5 до 10 десятин, 15 человек от 10 до 20 десятин, одно хозяйство от 20 до 40 десятин.

Коренные изменения произошли в связи с Октябрьской революцией 1917 года. Через деревни Старый Куюк, Истяк, Ахтиял прошла волна гражданской войны. Свидетели этому до сих пор сохранившиеся траншей, окопы. В 1918-1919 годах все вышеперечисленные деревни были в руках белогвардейцев. Месяцами они съедали всех домашних птиц и животных крестьян. Непослушных мужчин били плетьми, издевались над женщинами. Были случаи, когда девушек скрывали в дальние деревни. Белогвардейцы сожгли железнодорожный мост, чтобы не проехал бронепоезд «Свободная Россия». Устраивали погони за коммунистами, их расстреливали.

Известен один из фактов: коммунисты из деревни Старый Куюк Фахри, Кабир, Ахтам, Идият и Минаж были арестованы и растреляны прямо на месте.

Даже работники железной дороги выступали против белогвардейцев. Их тоже беспощадно рсстреливали.

Но добро всегда побеждает. Вскоре в этих краях со своим отрядом появляются красноармейцы во главе с Азиным. Шли ожесточенные бои с белогвардейцами. Азин со своим отрядом несколько дней находился в селе Истяк. Его штаб был расположен в доме напротив нынешной библиотеки села.

Да, в нашей стране люди голодали, кругом была безграмотность, шла гражданская война, но Советская власть стремилась дать знания детям. Первая советская школа в 1917 году открылась в деревне Старый Куюк. А в 1918 году в селе Истяк открыли аналогичную школу. Первым учитем был Бикметов Кави Гафурович. Его отправили учителем из Бирского отдела образования. Первыми знания получали 35 учащихся. Из деревни Старый Куюк хотелось отметить такую известную личность, как Хафиз Харисович Фархетдинов (Уранский). Коммунистическая партия Бирского уезда направляет его инструктором-организатором на семь кустовых волостей, такие как, Байгузино, Бураево, Маныш–Ампавыт, Кизайбаш, Кыргый, Кызылъяр, Старый Балтач. Он выполнял огромную работу по укреплению Советской власти, партийных и комсомольских ячеек, организовал отпор белогвардейцам, также направлял в правильное русло дела культуры и образования. В то время в волостях организовываются первые комсомольские ячейки.

Хафиз Уранский впервые на татарском языке разучил пролетарский гимн и Интернационал.

- Это наш последний и решительный бой - так пели комсомольцы тех лет.

Хафиз 23 марта 1919 году, в день образования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, вступил в члены коммунистической партии. Он дал клятву не жалеть своей жизни ради партии. Поднимал народ на борьбу. Хафиз, когда вступал в члены партии, являлся инструктором Байгузинской волости Бирского канткома. В те годы в Байгузинской волости в исполнительном комитете также работали известные люди: Мансуров, Нургалиев, Фархутдинов.

24 июля 1919 года прошло заседание членов управления Байгузинской волости. Там участвовало 8 человек. Вынесли решение о создании ячейки комитета РКП(б).

Первый трактор в колхоз привезли 1932 году. В 1920 году первый спектакль ставили учителя Байгузинской волости.

В 1934 году в Истяке впервые построили клуб. Молодёжь села посещала клуб. Потихоньку начали организовать концерты, народные гулянья. До 1938 года помещение называлось сельским клубом, а с 1940 года - колхозным клубом. В деревне Сабанчи новую школу строили 1959-1962 годы. Райхана Вахитова была первой учительницей.

В 1952 году председателем колхоза «Удар» был назначен Кашапов Масгуть. В 1962 году председателем был Маликов Хамит.

В последующие годы председателями были:

Гатин Лотфый Гатинович

Минязев Илгам Адгамович

Мухаметшин Закиф Фахразович

Нуриахметов Анис Сабитович

Ахмадуллин Рашит Хамматович

Хабибуллин Фаргат Фоатович

Давлетов Данил Дарвинович

Нигмадзянов Виль Рифови

Хабибуллин Финаз Фоатович

В настоящее время председателем колхоза имени М. Горького работает Хабибуллин Финаз Фоатович, 1959 года рождения, уроженец д. Ахтиял Янаульского района Республики Башкортостан. Окончил в 1976 году Янаульскую среднюю школу №1. В 1979 году окончил Аксеновский сельхоз-техникум, в 1987 году окончил Башкирский сельскохозяйственный институт. В 1979 году начал работать в колхое им. М. Горького зоотехником-селекционером, потом зоотехником. С 1984 по 1987 год работал главным экономистом, с 1988 года работал секретарем парткома колхоза им. М. Горького, с 1991 по 1994 год работал заместителем председателя колхоза. С 1995 года главным экономистом колхоза. С октября 1996 года главным зоотехником. С 1998 года работал в РайПО. С 1999 по 2001 год работал главой администрации Истякского сельского Совета. С 3 ноября 2001 года является председателем кооператива им. М. Горького. Женат, отец двоих детей. 24.11.2004 года награжден грамотой за активную работу по социальной защите тружеников агропромышленного комплекса.

Ахтямов Аглям родился в 1917 году. С 1955 года, на протяжении 14 лет, работал бригадиром. В 1955 году за хорошую работу в сельском хозяйстве он, одним из первых, поехал в Москву на ВДНХ. В 1942 году его призвали в армию. В октябре 1945 года он с товарищем попал в плен. В деревню возвратился лишь в 1947 году. Его товарищ, тоже уроженец Истяка, погибает в плену. Но Аглям Абзалович до конца дней своих держал в тайне имя этого человека. Так никто и не узнал, кто же был его товарищ.

В годы Великой Отечественной войны с территории нашего сельсовета на войну отправились около 500 человек. Из них 303 воинов остались на полях сражений. Вечная им слава. В трех деревня для погибших воинов возвели памятники. Около памятников проводятся митинги, молодожены кладут цветы.

источник: istyak-admin.jimdo.com

Родились или жили в селе Истяк:


Яндекс.Метрика free counters