ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Абдуллин Яхья Габдуллович
Abdullin Yahya Gabdullovich

ГлавнаяИзвестные люди

Абдуллин Яхья Габдуллович

Абдуллин Яхья Габдуллович

Судьбы людей складываются по-разному. Одни быстро находят свою дорогу, другие, дожив до преклонных лет, так и не обнаруживают своего предназначения, а некоторые долгие годы проводят в поисках, пробуют себя в самых различных сферах, подчас резко меняя весь строй и образ жизни, и лишь после длительных и упорных усилий находят свой путь. И если человек свершился, то неважным становится, как долго он искал. Обретенное придает значение проделанному пути, потомки вспоминают его доброе имя, а послание, оставленное им, еще долгие годы вдохновляет людей на их собственные свершения.

Яхъя Габдуллович Абдуллин родился в деревне Большие Кибя-Кози Тюлячинского района 9 января 1920 года. В возрасте 16 лет будущий ученый начинает свою трудовую деятельность в Тюлячах в районной газете. Когда началась война в Испании, Яхъя написал письмо К. Ворошилову с просьбой принять его в ряды Красной армии. Он мечтал попасть на фронт, чтобы оказать помощь испанскому народу, однако поддержки властей этот душевный порыв не получил.

Чуть позже, когда началась война в Финляндии, а Яхъя в это время был студентом Елабужской школы политического образования, он отправляется в военкомат, но и в этот раз его провожают вежливым отказом, посоветовав дождаться призывного возраста. Лишь в 1940 году сбывается желание юноши, и он начинает служить в рядах Красной армии. И военную форму будущий ученый с тех пор не снимет вплоть до конца Великой Отечественной войны.

С самого первого дня и до Победы Яхъя Габдуллович находился на передовой фронта. Получив ранение, он по выздоровлении снова рвется в бой, несмотря на предложение служить в более отдаленных от линии фронта частях. Самые тяжелые периоды войны – оборона Сталинграда, прорыв блокады Ленинграда, бои за освобождение Европы и взятие Берлина – во всех этих событиях довелось участвовать Яхъе Габдулловичу. Он был награжден орденом Великой Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени и 15 медалями.

После войны почти 14 лет жизни ученого прошли на службе в партийных органах. В эти годы Яхъя Габдуллович оканчивает Казанский юридический институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС, а в 1957-м защищает диссертацию на тему «Критика взглядов Каутского на буржуазное государство и буржуазную демократию». Однако постепенно в душе ученого растет стремление к обретению своего подлинного пути. В 1959 году он оставляет престижную по тем временам работу в партийных органах и поступает преподавателем философии в Казанский ветеринарный институт.

А в 1965 году Яхъя Габдуллович начинает исследование всей своей жизни – перед ним открывается скрытый доселе мир татарской мусульманской духовной культуры: сотни книг, написанных на арабской графике, принадлежащие перу Ш. Марджани, А. Утыз-Имяни, Ш. Культяси, Х. Фаизанову, К. Насыри…

Эта часть культуры татарского народа находилось в те времена под негласным запретом. Сам Яхъя Габдуллович говорил, что когда впервые начал публиковать статьи о духовном наследии татарских интеллектуалов, то постоянно ожидал контрдействий со стороны органов госбезопасности. Однако, по всей видимости, безупречная биография Яхъя Габдулловича, его фронтовое прошлое смогли защитить ученого от гонений и преследований со стороны властей.

С 1971 года ученый оставляет преподавательскую деятельность и целиком отдает себя науке, став старшим научным сотрудником Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. В 1975 году под его руководством был организован сектор Истории татарской общественной мысли, работа которого уже при Институте истории им. Ш. Марджани продолжается и по сей день. А в 1976 году выходит знаковая для татарской культуры работа Яхъи Абдуллина «Татарская просветительская мысль», в которой впервые после многих лет принудительного забвения было исследовано интеллектуальное наследие мусульманских мыслителей.

Поскольку в те годы все религиозное объявлялось реакционным, ученый на первый план выдвинул просветительскую направленность работ татарских мыслителей, и благодаря этому стало возможным само знакомство с ними.

Дальнейшая карьера Яхъи Абдуллина развивалась успешно. В 1979 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-философская характеристика татарской просветительской мысли», в 1980 году, стал заместителем директора Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, а в 1981-м, перешагнув уже рубеж шестидесятилетия, был назначен директором института. В 1986 году по случаю ухода на пенсию он оставляет хлопотную должность и до конца своей жизни работает главных научным сотрудником-консультантом сначала в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, а затем в Институте истории им. Ш. Марджани.

Среди последних крупных работ ученого следует назвать сборник статей «Миллэт язмышы (Уйланулар)» (Судьба нации. Размышления). Здесь ученый выступает уже не столько как исследователь, сколько как философ–мыслитель. Яхъя Габдуллович предлагает задуматься современникам о сущности национальных чаяний татарского народа. Национализм (миллэтчелек), согласно концепции ученого – это не провозглашение превосходства одной нации над другой, а признание прав народа равными с правами других народов.

Если русский, англичанин или перс могут хотя бы в одной стране мира получить высшее образование на родном языке, то почему это становится невозможным для татарина, шотландца или курда? Разве мир станет хуже, если в нем будут мирно жить и развиваться тысячи наций и этносов? Если мы заботимся о сохранении редких видов животных и растений, то совершенно очевидно, что с еще большим вниманием и уважением мы должны относиться к языку, культуре, обычаям и традициям самых разных народов, пусть даже и не столь многочисленных и могущественных. Чем больше разнообразия в мире, тем богаче становятся обитатели планеты.

Яхъя Габдуллович писал, что нация формируется на основе нескольких базовых институтов: семья, школа, высшая школа, средства массовой информации, издательская деятельность. Основа формирования национального сознания – язык. Увы, татарский язык в современной школе превратился в формальность, даже в татарских гимназиях уроки по большинству предметов ведутся на русском языке. Вуз, в котором преподавание значительной части предметов велось на татарском (Татарский государственный гуманитарный институт) был в 2005 году объединен с ТГГПУ, а последний (в нем также готовят учителей для сельских школ с преподаванием гуманитарных и точных наук на татарском языке) с решением о создании ПФУ также, очевидно, потеряет свою специфику.

Издательства, публикующие научную и научно-популярную литературу на татарском языке, почти не финансируются из бюджета и влачат жалкое существование, хотя очевидно, что данная сфера без поддержки государства существовать не может. Более того, единственный магазин, продающий литературу на татарском языке (выпущенную в Татарском книжном издательстве), был переведен с первого этажа здания по улице Баумана в подвальное сырое помещение, куда не приходит в голову заглянуть посетителям и книги быстро приходят в негодность.

Если бы Яхъя Габдуллович Абдуллин дожил до сегодняшнего дня, то совершенно очевидно, он продолжал бы свою поистине пророческую миссию. Ведь послание философа идет из глубины души: не только татары, весь мир потеряет в красках, если из него исчезнут молитва-благословение бабушки, колыбельная матери, звук курая, льющийся над берегом реки, и застолья друзей и родственников по случаю чтения Корана. Судьба нации в руках каждого, чье сердце помнит, откуда он пришел и куда держит путь.

источник: Л.И. Алмазова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани АНТ. ТатПолит.Ру.


Яндекс.Метрика free counters