ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Агади Ахмед Ильтифатович
Agadi Ahmed Iltifatovich

ГлавнаяИзвестные люди

Агади Ахмед Ильтифатович

Агади Ахмед Ильтифатович

Родился 30 марта 1965 г. в городе Чимкент Казахской ССР. Артист оперы, концертно-камерный певец (лирико-драматический тенор). Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (1993). В 1993—2005 гг.— солист Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 2005 г.— солист оперной труппы Мариинского театра.

Заслуженный артист России (1999).

Народный артист Татарстана (2001).

Лауреат Национальной театральной премии России «Золотая маска» (2008) и Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая (2008).

Агади начал учиться вокалу лишь в 20 лет, но сумел стать солистом Мариинского театра и выступать на сцене лучших театров мира: в Большом театре, Амстердамской опере, Королевской датской опере, Альберт-холле в Лондоне. Судьба словно вела артиста по жизни, помогая ему достичь невероятных высот.

Будущий певец родился недалеко от Чимкента. Отец Ахмеда, иранец по происхождению, работал чабаном в совхозе имени XXII партсъезда в Чимкентской области. Ильтифат, как и тысячи молодых иранцев, служил на границе Ирана и СССР. Взрывной волной революции его перекинуло на стройки сталинского государства подневольным рабочим. Отбывшие иностранную повинность иранцы получили разрешение обосноваться в Казахстане. Там Ильтифат встретил рыжеволосую татарку Анису. Ахмед был седьмым ребенком, родившимся в этой интернациональной семье. У него четыре сестры и пятеро братьев.

Мальчик начал петь, едва научившись говорить. Помогая отцу (Ильтифат работал чабаном и пас огромнейшую отару овец в горах), с пяти лет Ахмед уже мог сидеть в седле. Целыми днями он следил за овцами, а когда становилось скучно, начинал петь, и эхо отзывалось из горных далей. Красота окружающей природы — синие горы с ущельями, серебряные речки, огромное небо размером больше, чем земля,— все это навсегда в сердце Ахмеда. Эти детские впечатления питают его творчество по сей день, побуждая видеть вокруг красивое, сильное, постоянное.

В детстве Ахмед даже не думал, что пению нужно учиться. После школы он пошел в армию, служил в Новосибирске. В армии заметили его красивый голос, а после службы предложили остаться на сверхсрочную и взяли солистом в духовой оркестр части. Ахмед пытался поступить в Новосибирскую консерваторию, но никто из педагогов его не взял — ни музыке, ни вокалу абитуриент нигде не учился, возраст у него был уже не детский, трудно было предположить, что он когда-нибудь освоит премудрости музыкального искусства. Не сразу его приняли и в Новосибирское музыкальное училище. Агади в то время бредил эстрадой, но на эстрадном отделении заявили, что данных у него нет. Желание заниматься казахским самородком высказал только один человек — преподаватель с 30-летним стажем Нина Дынкина. Агади повезло: Нина Леонидовна была лучшим в училище педагогом, к работе с неокрепшими голосами подходила осторожно, а случалось, исправляла ошибки коллег.

Проучившись в училище три года, Ахмед так хорошо запел, что рискнул поступать уже не в Новосибирскую, а в Московскую консерваторию. В том, 1988 году, на 15 мест претендовали 300 конкурсантов из всего СССР. Ахмеда приняли — и уже через год он пел на настоящей оперной сцене. Публика и критики сразу заметили, что молодой тенор обладает редкими качествами — при лирической окраске тембра (тенор) он демонстрирует драматическое наполнение звука и удивительную способность филировать звук в любом регистре. Голосовой диапазон певца необыкновенно широк — его «верхи» (верхние ноты) называют «беспредельными». Помимо этого Господь наградил Ахмеда Агади не только сильным голосом, но и настоящим актерским дарованием.

Сразу по окончании консерватории Ахмед Агади вошел в оперную труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко. За одиннадцать лет работы на сцене этого театра он исполнил партии Баяна («Руслан и Людмила»), Ленского («Евгений Онегин»), Моцарта («Моцарт и Сальери»), Молодого цыгана («Алеко»), Дона Антонио («Обручение в монастыре»), Графа Альмавивы («Севильский цирюльник»), Неморино («Любовный напиток»), Арлекина («Паяцы»), Рудольфа («Богема»), Пинкертона («Мадам Баттерфляй»), Каварадосси («Тоска»), Фауста («Фауст») и Альфреда («Летучая мышь»). Певец набрался опыта, стал профессионально расти, его стали приглашать не только в России, но за рубеж: в Италию, Францию, Австрию, Англию.

С середины 1990-х годов Ахмед Агади тесно сотрудничает с Татарским театром оперы и балета им. М. Джалиля. Он постоянный участник премьерных постановок казанского театра, Международных оперных фестивалей им. Ф. Шаляпина, ежегодных гастролей Татарского оперного театра по странам Западной Европы. На сцене казанского театра Ахмед исполнил ведущие теноровые партии в спектаклях «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Кармен», «Богема» и др. Неплохо владеющий татарским языком (вспомним, что мама певца — татарка), Ахмед остается непревзойденным исполнителем главных партий в операх татарских композиторов — Джика в «Алтынчеч» Н. Жиганова, Тукая в «Любви поэта» Р. Ахияровой. Работа над ролью Тукая стала большой творческой удачей в карьере А. Агади. За исполнение партии Тукая в опере «Любовь поэта» певец был удостоен Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая. В 2008 г. компетентным жюри Национального театрального фестиваля России «Золотая маска» Ахмед был, по сути, признан лучшим голосом России — он получил премию фестиваля в номинации «Лучшая мужская роль в опере». Такое признание не было случайным. Великий татарский поэт Габдулла Тукай в интерпретации Ахмеда — ранимый, чувствительный, романтичный, подлинно любящий, но застенчивый настолько, что не может признаться в своей любви. Певец понял «нутро» своего героя: кажется, что на сцене Агади не поет, а живет. Вероятно, персонаж оказался артисту близким по духу, по мировосприятию и внутренним ощущениям: актерские и личностные черты здесь просто «совпали», наложились друг на друга.

В 2005 году Ахмеда Агади, солиста театра им. Станиславского и Немировича- Данченко, пригласили на партию Хозе в «Кармен» в Мариинский театр. Ахмед спел блестяще — темпераментно, эмоционально. Вскоре после этого выступления художественный руководитель театра Валерий Гергиев пригласил певца перейти на службу в Мариинку. Сегодня в этом ведущем театре страны Ахмед Агади поет весь итальянский «крепкий репертуар»: Верди, Пуччини, Доницетти. А. Агади — сценический партнер Марии Гулегиной, Анны Нетребко, Ольги Бородиной, Ильдара Абдразакова, его часто приглашают на главные оперные сцены ведущих оперных театров всего мира. Ахмед много гастролирует, он выступал во Франции, Великобритании, Голландии, Дании, Австрии, Бельгии, Латвии, Аргентине, Турции. «Если говорить об исполнителях главных партий, то уровень драматизма, с которым провел спектакль Ахмед Агади, был выше всяких похвал», «Ахмед Агади обладает техничным, редкой красоты и подвижности голосом» — так отзывается о певце пресса.

Огромный успех не превратил Ахмеда Агади в капризную звезду. Заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ахмед Ильтифатович Агади — отзывчивый, добродушный, открытый и сердечный человек. Он — настоящее дитя природы, которому присущи наивность большого таланта и прямота; зависть или профессиональная ревность чужды ему, он просто не годится для плетения театральных интриг в среде рафинированных карьеристов. Творчество Ахмеда — словно глоток свежего горного воздуха или глоток воды из прозрачного ручья. Наверное, не зря говорят, что любой талантливый человек — это сосуд Божий, и все, что живет в его душе,— это от Бога.

Р. Такташ, www.kzntm.ru


Яндекс.Метрика free counters