ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Бадретдин Дениз
Badretdin Deniz

ГлавнаяИзвестные люди

Бадретдин Дениз

Одним из самых ярких представителей творческой интеллигенции татарской диаспоры в Финляндии является Дениз Бадретдин - финский татарин в четвёртом поколении, бизнесмен и музыкант. Музыкальную карьеру он начинал в 70-х годах в Хельсинки вместе с татарским рок-ансамблем «Башкарма». В 1992 году основал собственную группу – «Kazan Gruppasi Bedretdin» (сокращенно «KGB»), в репертуаре которой как традиционная татарская музыка, так и собственные сочинения. Стилистика музыки современная - в аранжировках заметно ощущается влияние рока и отчасти джазовой и блюзовой музыки.

Мои тексты - не попса

считает лидер финско-татарской группы "КГБ" Дениз Бадретдин

Сегодня в Финляндии завершается фестиваль татарской рок- и фолк-музыки.

Два дня в театре "Савой" на сцену выходили самые известные татарские исполнители мира - певица Зуля Камалова (Австралия), крымский гитарист Энвер Измайлов, аккордеонист, флейтист, певец и танцовщик Айдар Файзрахманов, ансамбли "Башкарма" (Финляндия) и "КГБ" (Хельсинки - Казань).

С лидером двух последних (а по совместительству - вдохновителем фестиваля) Денизом Бадретдин мы сумели побеседовать во время его последних визитов в столицу РТ.

- По-татарски словосочетание "живая музыка" означает еще и "душевная". Духовности явно не хватает татарской эстраде. Ей не достает даже банальной энергетики, без которой я не мыслю рок-музыку.

- А как она появилась в вашей жизни?

- Рок-музыка началась для меня в детстве, когда я услышал песню Blue Suede Shoes в исполнении Элвиса Пресли. Но самыми важными, безусловно, стали "Битлз", которых я услышал, когда они только-только появились на эстраде. Мне было тогда 10 лет, и папа подарил мини-альбом на день рождения. Там были такие вещи, как Twist And Shout, I Saw Her Standing There. Это меня жутко заводило. Естественно, увлекся игрой на гитаре. В школе у меня был друг финн Юкка Толонен -ныне знаменитый гитарист. Я, кстати, его менеджер. Он многому меня научил: тогда можно было овладеть классической гитарой либо джазовой. И я подумал, что смогу быть таким же, как Юкка. Но его сейчас признают все музыканты мира и ставят в один ряд с Эриком Клэптоном, Джоном МакЛафлином. А я играю в "КГБ". Музыку же начал писать лет через десять.

- Не было времени?

- Возможно, я просто не дорос до композиторства... Были какие-то зачатки в молодости. В 20 лет я играл в финской рок-группе на бас-гитаре. Один парень писал музыку, а я - слова на английском, И лишь потом появился ансамбль "Башкарма". Корни его следует искать в конце 60-х, когда существовал коллектив "Звуки Чингисхана". Две гитары, бас, барабаны - мы играли красивые инструментальные композиции. А я любил Клэптона с Хендриксом. Так мы разошлись. Вокалистка Дина и я перешли в "Башкарму". Выпустили две пластинки - в 74-м и 79-м - вторая мне до сих пор нравится. Несколько лет Мы находились в состоянии полураспада - кто-то уехал за границу, я уехал из Хельсинки на несколько лет... А у финнов есть знаменитый фолк-фестиваль "Каустинен", ради которого ансамбль собрался вновь. Меня тогда нашли, попросили рассказать о национальных меньшинствах Финляндии. Собрались три гитариста: Бату Алкара, Карим Шакир и я. Дина пела. И так понравились всем! Пошла череда концертов, в 89-м приехали в Казань, дали серию выступлений под девизом "Тоскую по вам, друзья!" Даже в деревни выезжали. Записали диск. В 1991 году - я считаю этот год лучшим в карьере - выступали в Театре эстрады в Москве два дня, пришли в общей сложности 1800 человек. Ко мне подошел Борис Брунов, сфотографировался и сказал, что столько публики никто до нас не собирал... Я смотрел в будущее с радостью - думал, что именно здесь мы будем развиваться, ведь мы же пишем музыку для татар! Но жизнь сложилась так, что пришлось устраивать жизнь по-иному.

- Зато появилась группа "КГБ".

- Да. Я познакомился в Казани с музыкантами группы "Акт" - через команду под названием "Записки Мертвого Человека", которые предоставили нам аппаратуру. Они согласились играть вместе со мной. Впервые мы пели на I Всемирном конгрессе татар. С тех пор я езжу за 1600 километров из Хельсинки, чтобы хотя бы иногда поиграть с ними. Мы сумели записать дебютный диск, а на фестивале даже представим новую инструментальную композицию, посвященную моему отцу.

- Но они же все русские? Вы им что - ноты показываете? Как вы объясняете им, что играть?

- Я не умею читать ноты. У нас есть какая-то химия в коллективе, которая и пишет песни. Я показываю только основу. В группе играют даже не таланты -золотые музыканты. Они чувствуют, что я от них хочу.

- Ваша музыка - это прямо гимн семидесятым....

- Знаю, согласен - необходимо и новое. Но человек останавливается в музыкальном выборе на своей юности - ты это тоже поймешь со временем. Новые произведения, новых авторов мне трудно понять. В последнее время я склоняюсь к world music. У меня, к примеру, много знакомых музыкантов из Индии. А к электронике никакого интереса не испытываю.

- А не страшно, что такая музыка будет никому не нужна?

- Когда мы начинали, главным для нас было то, что мы играем интересную музыку для себя. Глеб Антонов - саксофонист и певец -говорит: "Дениз, в моей жизни есть только две важные вещи - опера и группа "КГБ". Остальное неважно". Мы работаем для себя, радуемся собственным открытиям. Понравится ли музыка людям - для нас второстепенно. Ведь, скажем, мои тексты совсем непопсовые - в них поется о проблемах нации, о политике. Я считаю, что протест до сих пор остается основой рока.

- Как рождается татарская музыка? В чем секрет?

- Мне кажется, надо просто быть татарином, пишущим песни. Именно твое отношение к культуре, традициям, твое национальное самосознание рождает татарскую музыку. Это необязательно должны быть пентатоника или терзания баяна. Главное - чтобы у тебя внутри играла родная музыка...

Радиф Кашапов, "Восточный экспресс" №18 (172) 07.05.2004


Яндекс.Метрика free counters