ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Бигичев Хайдар Аббясович
Bigichev Haidar Abbyasovich

ГлавнаяИзвестные люди

Бигичев Хайдар Аббясович

Бигичев Хайдар Аббясович родился 16 июня 1949 года, в деревне Чембилей Краснооктябрьского района, нынешней Нижегородской области в семье механизатора. Его отец — Бигичев Аббяс Хасянович (далее Аббяс) работал в колхозе комбайнёром, мать — Бигичева Рашидя, занималась домашним хозяйсвом и, тоже, работала на колхозе. В их семье было восемь детей, включая Хайдара. Жили они в обычном деревенском доме, сделанном из дерева, в котором было очень тесно для всей их семьи.

Учился он в Чембилеевской средней общеобразовательной школе. В школу Хайдар пошел в возрасте семи лет в 1956 году. С 1 по 4 класс дети учились в начальной школе — в деревянном здании недалеко от самой школы. В классе Хайдара училось 26 человек. С 5 по 7 класс — в главном здании первой постройки. С 5 класса его классной руководительницей была Абдрахманова Садия Абдрахмановна (далее Садия), которая преподавала уроки Химии. В классе Хайдар был очень тихим и скромным мальчиком, когда его вызывали к доске, или просили ответить, он очень волновался и сильно краснел. Учился, он неочень хорошо, так как родители целыми днями были на работе, а по вечерам уже не находили сил с ними восьмерыми заниматься. Даже за один стол, делать уроки они все не умещались. Но не смотря на это, Ахмет, Ряхиня, Хамися и Халидя учились хорошо. Когда он спел в 5 классе своей классной руководительнице песню «Туган тель» она восхитилась его голосом. Нужно заметить, что у всех детей в их семье были хорошие певчие голоса. Согласно слухам, очень хорошмим голосом обладал его дедушка — Хасян. А сестра Аббяса (отца Хайдара) — Няфися была учителем в Чембилеевской школе и у неё тоже был очень хороший голос.

С 8 по 10 класс (в то время было только 10 классов) ребята уже учились в здании нынешней Чембилеевской школы. К тому времени Хайдар стал высоким, красивым юношей с большими, грустными, темными глазами, всегда слушался старших, был очень умным. Но не стал более инициативным и активным — в самоедятельной школьной жизни он учавствовал лишь по просьбам и уговорам, как и прежде. Девятый класс Хайдар закончил плохо, и его решили оставить на второй год:

Был дождливый вечер. Садия (классный руководитель Хайдара) вернувшись со второй смены домой, и, покормив детей, пошла за водой. В это время Хайдар возвращался от своей тёти Нафиси, и встретил классного руководителя. И на обратном пути, когда Садия уже набрала воды и возвращалась обратно, они встретились:

— Как дела Хайдар? Чем занимаешься? — спросила Садия.

— Ну что делаю...вот на колхозном поле мне выделили участок с картошкой, буду работать среди женщин! — ответил Хайдар.

— Если не хочешь идти в поле работать, надо учиться. — сказала Садия.

— Я бы учился, но не перешёл же в 10 класс. — сказал Хайдар.

— Не перешел, ну и что, все равно можешь дальше учиться. — сказала Садия.

— А разве берут? — удивлённо спросил Хайдар.

— Да, берут, только не в 10 класс, а в 9. — сказала Садия.

— Завтра ведь приду в школу! — промолвил Хайдар.

— Приходи, приходи. В 9 класс тебя возьмут, ты имеешь право доучиться. — сказала Садия.

На следующий день Хайдар был уже в школе, снова в 9 классе.

Хайдар помогал отцу работать в поле. После окончания средней школы (10 классов) — три года служил в армии. После службы в армии, как и его земляки-нижегородцы, начал работу в Москве, хотел устроиться работать на одном из столичных заводов, но по рекомендации московского певца Сунгата Джалялетдинова в 1971 году, его прослушал Назиб Жиганов, который сразу взял его на подготовительное отделение Казанской консерватории.В этом же году, как по велению судьбы, туда же поступила его будущая жена — Зухра Сахабиева-Бигичева.

«Видно, это судьба, мы с Хайдаром начали учиться в Казанской консерватории в один и тот же год. И с первых же дней приглянулись и понравились друг другу. В этом парне меня привлекла грустинка в его глазах. Другие студенты беспечно смеются, шутят между собой, балагурят с девчонками, а Хайдара будто изнутри гложет какая-то тоска, во взгляде постоянно сквозит печаль. Позднее выяснилось, что причин тому у него было немало. Как-то само собой между нами завязалась бескорыстная добрая дружба, которая вскоре переросла в большую любовь и положила начало нашей счастливой семейной жизни.» — говорит Зухра.

Еще в годы учёбы Хайдар начал вести активную исполнительскую деятельность — выступал с концертами на профессиональной сцене, его часто приглашали на радио и телевидение.

«Создатель одарил Хайдара мощным голосом широкого диапазона и красивого тембра, полным глубокого драматизма и эмоциональной силы. Во всем его облике сквозило высокое благородство и несказанное обаяние. Вся его жизнь была подчинена одной цели — стремиться к совершенству. К своему творчеству он относился в высшей мере требовательно и критично. Словно он и рожден был на этот свет исключительно ради творчества. Хайдар так и не смог приспособиться к материальной стороне бытия. Впрочем, вряд ли это было возможно, ведь в советскую эпоху труд оперного певца оплачивался мизерной суммой. Понимая это, я никогда не требовала от него больших денег, ни других богатств, наоборот, нелегкую ношу бытовых проблем я старалась разделить с ним. Потому что осознавала, с каким громадным талантом жить вместе выпало на мою долю. Понимая это, я старалась быть ему опорой во всем. Ведь истинный талант он всегда очень раним и уязвим, поэтому нуждается в опеке и поддержке. Целиком погруженный в процесс творчества, он обычно забывает обо всем на свете.» — говорит Зухра.

После учебы в 1977 году Бигичев был приглашен солистом Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь и расцвел талант певца, одаренного голосом широкого диапазона (драматический тенор). Он блестяще исполнял главные партии во всех постановках музыкально-сценических произведений татарских композиторов, осуществленных за период творческой деятельности: Джик («Жик Мэргэн») Джалиль («Алтынчеч» и «Джалиль» Н.Жиганова), «Кахэрлэнган мэхэббат» Б. Мупюкова), Батыржан («Наемщик» С. Сайдашева) и др. Бигичев успешно участвовал также в оперных спектаклях классического русского и зарубежного репертуара: Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского), Хозе («Кармен» Ж. Бизе) и др. Известная оперная певица Тамара Синявская, певшая партию Кармен в одноименной опере, давала самые высокие оценки своему партнеру по сцене. Вершиной исполнительского мастерства певца стала партия Отелло в одноименной опере Дж. Верди.

Хайдар постоянно и упорно работал над собой, и благодаря этому качеству вырос до уровня певца высочайшего класса — драматического тенора. Без преувеличения могу сказать: у Хайдара диапазон голоса был исключительно широкий — две октавы плюс кварта. Творческим венцом в опере для Хайдара явилась партия Отелло. В истории мирового оперного искусства известны лишь считанные исполнители этой партии. И один из них — Хайдар. В Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля он работал с самых первых дней своего творчества и до последнего дыхания. И на протяжении всех этих лет он оставался единственным исполнителем партий драматического тенора в театре. Работал словно одержимый, без передышки и отдыха, будучи исполнителем всех главных партий драматического и лирико-драматического тенора в спектаклях, идущих в репертуаре театра. Все эти партии, требующие колоссальной физической и эмоциональной силы, мощного голоса и высоких певческих возможностей. Певцы между собой называют их «кровавыми» партиями. В те дни, когда он пел партию Отелло, он худел на 2-3 килограмма, выглядел осунувшимся и утомленным. Да и сам он был прирожденным шекспировским Отелло. Величественная осанка, чистая душа и горячее сердце, прямой и гордый, но доверчивый как ребенок — все эти качества отличали в нем выдающуюся личность. Он не умел и не хотел действовать исподтишка, никогда и никому не причинил зла. Да, устами режиссера Валерия Раку, поставившего оперу «Отелло» специально для Хайдара, глаголет истина: если бы Хайдар в своей жизни не спел ничего, кроме партии Отелло, он все равно вошел бы в историю мировой музыкальной культуры. «Неповторимый гений!» — написал о нем В. Раку, говорит Зухра.

Мечтой Хайдара Бигичева было исполнение партии Радамеса в опере Верди «Аида». Незадолго до своей кончины он все свои силы отдавал репетициям. 13 ноября 1998 года он скоропостижно скончался.

После Р. Вагапова и И. Шакирова Х.Бигичев поднял на новую высоту исполнение татарских народных и авторских песен, блестяще исполнял песни Садыковой, Сайдашева, Жиганова, Музафарова, Яхина. Бесподобно в его исполнении звучали «Керим але урманнарга», «Китмэ, сандугач», «Ялгыз агач» и многие другие.

Народный артист ТАССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1986), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1984).


Яндекс.Метрика free counters