ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Губайдулина София Асгатовна
Gubaidulina Sofiya Asgatovna

ГлавнаяИзвестные люди

Губайдулина София Асгатовна

Родилась 24 октября 1931 года в городе Чистополь, Татарская АССР — российский композитор, с 1991 живёт в Германии.

Биография

София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарская АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. Сама Губайдулина исповедует православие. В 1932 г. семья переехала в Казань.

В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М.А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка. В 1963 г. окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим "неправильным" путем».

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «черный список» 7 отечественных композиторов.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в г. Аппен под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.

Творчество

Губайдулина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Избранные сочинения

  • Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)
  • Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
  • Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)
  • Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969)
  • De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978)
  • Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
  • Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986)
  • Et exspecto (В ожидании), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф.Липсу (1986)
  • Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях под названием (1986)
  • Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
  • Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991)
  • Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993)
  • Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
  • Симфония Фигуры времени (1994)
  • Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996).
  • Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету
  • Кватернион для четырех виолончелей (1996)
  • Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).
  • Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001).
  • «In Tempus Praesens», Второй концерт для скрипки с оркестром , (2007).

Награды

  • Премия князя Монако (1987),
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989),
  • Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990),
  • премия имени Кусевицких, США (1990, 1994),
  • премия Франко Аббиато, Италия (1991),
  • премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992),
  • Государственная премия России (1992),
  • премия имени Людвига Шпора, Германия (1995),
  • Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998),
  • член ордена "Pour le Merite" ("За заслуги") ФРГ (1999),
  • премия фонда "Библия и культура", Германия (1999),
  • музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999),
  • Большой Крест ордена "Pour le Merite"("За заслуги") ФРГ (2002),
  • медаль Гёте, Германия (2001),
  • премия "Silenzio", Москва (2001),
  • «Polar Music Prize» (Премия Polar Music), Стокгольм (2002),
  • «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»», Германия (2002),
  • «Living Composer — 2003», Франция,
  • премия «Триумф» — 2006;
  • Почетная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников «Соотечественник года – 2007»,
  • Почетный доктор Йельского университета (2009)

Яндекс.Метрика free counters