ya_palomnik
Ибрагимов Абдурашид
Ibragimov Abdurashid

Слушаем музыкальные произведения на странице "Музыкальный деликатес".
Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии год. Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
На главную Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Мой Нефтекамск Фотогалерея Татарские песни
Известные люди Татары в России Районы Башкортостана Казанский Кремль Фото Нефтекамска Музыкальные коллективы Карта сайта
Ибрагимов Абдурашид

Ибрагимов Абдурашид

     (тат. Габдрашит Ибрахимов, родился 23 апреля 1857 года в г. Тара, Тарский округ, Тобольская губерния, Российская Империя — умер 17 августа 1944 г. Токио, Японская Империя) — татарский мусульманский имам, кади (судья), проповедник и публицист. Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии.

     Биография
     После окончания общеобразовательной школы А.Ибрагимов, в возрасте 22 лет, отправляется изучать ислам в различных медресе Казахстана и Поволжья. В 1878 году Ибрагимов продолжает своё образование в Медине, бывшей тогда центром движения ваххабитов. Вернулся в Россию в 1885 году.
     В молодости А.Ибрагимов придерживался идей джадидизма, исламского реформистского движения, возникшего в среде татарской интеллигенции Поволжья во 2-й половине XIX века. После 1890 года джадидизм приобретает также политическую составляющую. А.Ибрагимов, ведший антицаристскую пропагандистскую работу с позиций панисламизма среди мусульман России, ставил своей целью освобождение всех мусульманских народов от любого вида колониального угнетения со стороны «неверных». В этой ситуации Япония, давний конкуррент России на Дальнем Востоке — как и Османская империя на западе — являлась естественным союзником панисламистов. Быстрое индустриальное восхождение Японии восхищало его — как и многих других антиимпериалистически настроенных националистов Востока. Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посещает Османскую империю.
     В 1902 году Ибрагимов, став для Турции неудобной фигурой, получил указание султана Абдул-Хамида II покинуть Османскую империю. В 1902—1903 годах он впервые посещает Японию, где участвовал в антирусской пропаганде. В связи с этим Ибрагимов, по требованию российского консула в Японии, был из этой страны выслан. Прибыв в 1904 году в Стамбул, он был там арестован, передан российскому консулу и отправлен под охраной в Одессу. На рубеже 1905—1906 годов Ибрагимов был выпущен на свободу. Будучи ранее членом правления мусульманской общины Оренбурга, он становится одним из руководителей движения Иттифак аль-Муслимин и организатором ряда мусульманских конгрессов. Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На Первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником А. Ибрагимова был Гаяз Исхаков.
     В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправляется в Японию, в феврале-июне 1909 года живёт в Токио. Здесь он устанавливает многочисленные контакты с представителями местных националистических обществ, как из чиновничества, так и из кругов, близких к правительству Японии. Особо тесными они были с ультранационалистическми обществом Кокурюкай (Амурский союз, в Англии известный больше как Общество чёрного дракона), возникшим перед русско-японской войной 1904—1905 и проводившим антизападную, пан-азиатскую политику поддержки экспансии Японии на азиатском материке.
     Возвращение А.Ибрагимова в Стамбул финансировалось японским обществом Адзия Гикай (Азия, проснись!) и длилось целый год, так как его маршрут проходил через важные мусульманскме центры Китая, Британской и Нидерландской Индий. В этой поездке он встретился с одним из первых японцев, принявших ислам, с Ямаока Котаро (1880—1959), также членом Кокурюкай, ставшим себя отныне именовать Ёмер Ямаока. Вдвоём они совершили паломничество в Мекку.
     В 1910 году, когда А.Ибрагимов прибывает в столицу Турции, у власти там находились младотурки, воспринявшие идеи этого, сташего уже известным агитатора и проповедника, положительно. Ибрагимов получает одобрение от местной улема и связанных с ней организаций. Свои наблюдения о положении в Восточной Азии он изложил в работе Alem-i-Islam ve Japonya'da Intisar-i Islamiyet (Исламский мир и распространение ислама в Японии), где с большим оптимизмом говорит о возможной исламизации японцев. В последующие годы Ибрагимов издаёт в Стамбуле несколько исламских журналов (Sirat-i Mustakim, Tearuf-i Muslimin), где публиковался также и японский мусульманин Ямаока. Сын Ибрагимова занимался распространением идей отца в России: в Казани он издаёт исламский журнал. Сам же А.Ибрагимов любил выступать с речами, зачастую имевшими вид проповедей, в которых агитировал за панисламистский единый фронт. Со временем поняв, что защищаемые им идеи не имеют широкого признания, Ибрагимов сближается с пантюркистом Энвером-пашой и пытается распространять его идеи среди татарских эмигрантских кругов в Турции. Для подобной же пропагандистской (подрывной) работы в России ширмой служило Татарское благотворительное общество. В 1913 году Ибрагимов становится главным редактором и издателем газеты Islam Dunyasi., выпустив её 27 номеров.
     В 1911 году Ибрагимов, по рекомендации Энвера-паши, близким соратником которого он оставался вплоть до смерти паши в 1922, был принят в тайную организацию Teskilat-i Mahsusa. В том же году они оба отправляются в Ливию, в Триполи, где высадились итальянские войска, с целью организовать сопротивление мусульманских и бедуинских племён против Италии. Во время Первой мировой войны Ибрагимов в Германии пытается из пленных-мусульман сформировать военные подразделения, с целью направить их на борьбу с британским колониализмом. В 1918 году он, как депутат от России, принимает участие в Берлине во 2-м конгрессе оганизации Ihtilal Cemiyetleri Ittihadi (бывшей Teskilat-i Mahsusa). В это время А. Ибрагимов на некоторое время сближается в большевиками. В 1922—1923 годах он живёт в Советской России.
     В 1930—1931 годах мусульманский политик живёт в Мекке. Происламская агитация Ибрагимова не имела большого и длительного успеха, в то время как националистические движения на Ближнем и Среднем Востоке в 1920-е — 1940-е годы становились всё более мощными. В 1933 году он был приглашён в Японию. В 1938 он вновь приезжает в эту страну. Там он становится председателем Dai Nippon Kaikyo Kyokai, официальной японской правительственной организации по исламу, и имамом Токийской мечети. Вплоть до самой своей смерти в августе 1944 года А.Ибрагимов продолжал верить в скорейшее обращение большинства японцев в ислам.
     Сочинения
          Abdurresid Ibrahim, Ozalp, Ertugrul (изд.); Alemi-i Islam ve Japonya'da islamiyet'in yayilmasi — Turkistan, Sibirya, Mogolistan, Mancurya, Japonya, Kore, Cin, Singapur, Uzak Hind adalari, Hindistan, Arabistan, Daru'l-Hilafe; Istanbul 19?? (Isaret), ISBN 975-350-134-X
          Abdurresid Ibrahim, Francois Georgeon (перев., изд.); Un Tatar au Japon — voyage en Asie (1908—1910); [Arles] 2004 (Actes Sud-Sindbad), 269S.; EST: Alem-i Islam ve Japonya 'da intisar-i islamiyet; ISBN 2-7427-5206-4
          Abdurresid Ibrahim; ; Berlin 1933
     Литература
          Turkoglu, Ismail, Sibiryali Meshur Seyyah Abdurresid Ibrahim, Ankara 1997.
          Esenbel, Selcuk; Inaba Chiharu; The Rising Sun and the Turkish Crescent; Istanbul 2003, ISBN 975-518-196-2 (в частности Kap. 1 und 4)
          Tahir, Mahmud; Abdurresid Ibrahim 1857—1944; в: Central Asian Survey Vol VII,4 (1988), S150- (engl.)
          Turkische Bibliographie in: Toplumsal Tarih, Nr. 19 und 20 (Juli, Aug. 1995)
          Uzun, Mustafa; Abdurresid Ibrahim 1857—1944; in: Turkiye Diyanet Vakfi Islam Ansiklopedisi, Istanbul 1988, Vol. 1, S295-97 (с подробной библиографикой)

free counters