ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Урманче Баки Идрисович
Urmanche Baki Idrisovich

ГлавнаяИзвестные люди

Урманче Баки Идрисович

Урманче Баки Идрисович

(тат. Бакый Идрис улы Урманче) - родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкене (Черки-Гришино) Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район Республики Татарстан) — умер 6 августа 1990 года.

Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая.

Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Б.Урманче много ездил по стране. В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии.

Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии,

Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской А. Голубкиной, и живописи – у А. Шевченко.

В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.

В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.

В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В 1941-1956 годах Баки Урманче работал в Казахстане, где им были созданы: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна «Штаб Амангельды» (1944), «Абай за работой» (1945), «Великий переход Джангильдина» (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы — бюст П. М. Виноградова (1957), проекты памятников Абаю (1944), ибн-Сине (1956); монументально-декоративные — барельефы, фигуры («Забойщик», «Матрос»), композиция «Мир» (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое панно и скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические — иллюстрации к роману М. О. Ауэзова «Абай» (1946), к казахским сказкам (1950) и другие.

Работает над оформлением Декады татарского искусства и литературы в Москве (1958 год). Заложил начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте.

После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Б. Урманче едет на родину, в Казань.

Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.

В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры.

В 1976 году он создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.

Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства.

Память

В 1998 году в Казани был создан музей Баки Урманче.

В 1999 году в Казани у здания Союза художников Республики Татарстан был открыт памятник Баки Урманче.

Именем Урманче названа улица в Нижнекамске, Казани и Зеленодольске.

Сын - Айдар Бакиевич Урманче.


Яндекс.Метрика free counters