ya_palomnik
Юнусов Ибрагим Губайдуллович
Yunusov Ibrahim Gubaydullovich

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов


Главная / Известные люди / Известные люди на Ю

Юнусов Ибрагим Губайдуллович

Юнусов Ибрагим Губайдуллович

     Династия казанских благотворителей
     Радик Салихов, кандидат исторических наук

     Юнусовская площадь, Юнусовская мечеть, дом Юнусовых - эти и другие многочисленные приметы прошлого, оставленные нам несколькими поколениями могучего торгового рода, ярко и безоговорочно запечатлелись в архитектурном облике, топонимии и многовековой летописи тысячелетнего города.

     А начиналось все просто и обыденно. Во второй половине XVIII века крестьянин Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус (1743 - ?), происходивший из деревни Карелино (ныне Балтасинский район РТ) и сколотивший первоначальный капитал на мелочной торговле, постепенно сумел утвердиться в коммерческом мире губернского центра и одним из первых в истории татарских предпринимателей записаться в гильдейское купечество. В начале XIX столетия он становится известным и как крупный промышленник, владевший юфтовым заводом, продукция которого сбывалась в Средней Азии и городах Российской империи. Мухаметрахим Юнусов отличался очень высоким ростом, за что получил от городских мусульман прозвище "Длинный" ("Озын"), впоследствии закрепившееся за всеми его потомками.
     Двое сыновей купца - Габделькарим (1767 - 1821) и Губайдулла (1776 - 1842) были не только надежными помощниками своего отца, но и успешными продолжателями семейного дела - торговали в Москве, Архангельске, Астрахани. Благодаря их усилиям фамильный капитал стал исчисляться семизначными цифрами. Это позволило Юнусовым направлять серьезные финансовые средства на нужды единоверцев и значительно усилить свое влияние не только в кварталах Старотатарской слободы, но и в масштабах всей Казани.
     Больших успехов добился младший из братьев Губайдулла, дважды избиравшийся, сначала в конце 1820 годов, а затем в 1842 году, главой Татарской ратуши - органа местного самоуправления мусульман города. Важную роль в укреплении общественных позиций предпринимателя сыграл и его удачный брак с дочерью купца первой гильдии Юсупа Исмагиловича Апанаева - Бибифатимой, с которой он вырастил двух сыновей и четырех дочерей. Кроме того, после смерти старшего брата Губайдулла бин Мухаметрахим стал опекуном его наследников и фактически контролировал огромное имущество, состоявшее из мыловаренного завода, домов и целого комплекса лавок на Сенном и Хлебном рынках города.
     В соответствии со своим статусом богатейшего татарского купца Казани Губайдулла Юнусов жил в роскошном особняке на пересечении Екатерининской и Второй Поперечной улиц (ныне ул. Тукая, 67/14), а большая и красивая площадь перед его усадьбой теперь уважительно именовалась среди горожан "Юнусовской". Огромную любовь и признательность мусульман Губайдулла бай заслужил щедрой и систематической благотворительностью. При его поддержке значительно поправила свое материальное положение Первая соборная мечеть Казани (ныне мечеть "Марджани"), в махалле которой находился дом Юнусова. В 1830 году купец передал ее общине лавки на Сенной площади, доход с которых должен был идти на содержание местных имамов и муэдзинов. Это был один из первых публично объявленных в России вакуфов, исправно служивший Юнусовскому приходу до октября 1917 года.
     Губайдулла Юнусов, владевший значительными земельными участками и недвижимостью на Сенном базаре, решил построить здесь большую, просторную мечеть. Будучи верующим мусульманином и обладая внушительными финансовыми возможностями, купец не мог оставаться равнодушным к тому, что сотни правоверных, не имея рядом молитвенного здания, не слыша азана, за трудной работой пропускали обязательные намазы и тем самым совершали большой грех. Недаром добропорядочные жители Старотатарской слободы называли в то время Сенную площадь "углом неверных", то есть местом, где торговали мусульмане, пренебрегавшие предписаниями Священного Корана. Только неожиданная смерть помешала благотворителю осуществить свои благородные намерения. Завершили задуманное его сыновья Ибрагим (1806 - 4.04.1886) и Исхак (1810 - 24.03.1884), построившие в 1849 году по проекту архитектора А.К. Ломана на Сенном базаре "Юнусовскую" мечеть, известную ныне под названием "Нурулла".
     Братья Юнусовы, как того требовали семейные традиции, вели дело дружно, в тесном союзе, имея до конца жизни нераздельный капитал. Они сбывали по всей России, а также в Бухаре продукцию своих мыловаренного, свечного, юфтового заводов, бумагопрядильной фабрики и многие другие товары. Юнусовы считались крупнейшими среди татарских предпринимателей владельцами недвижимости. Им принадлежало 5 каменных домов, 2 завода, 48 каменных и 12 деревянных лавок в Казани, более 2000 десятин земли в Казанской и Вятской губерниях.
     Старшего из братьев - Ибрагима Губайдулловича Юнусова по праву можно назвать выдающимся благотворителем и общественным деятелем, самым ярким и активным представителем династии. Трижды: 28 мая 1844, 16 марта 1845 года, и 8 января 1854-го он избирался городским головой Татарской ратуши Казани. На протяжении 15 лет купец без перерыва являлся гласным городской Думы (1871 - 1886).
     Вместе с братом в 1844 году И.Г. Юнусов основал в Казани мусульманский детский приют - первое в истории города татарское благотворительное заведение, благополучно просуществовавшее до 1917 года. На его нужды братья пожертвовали 14 каменных лавок на Сенной площади и отстроили для приюта двухэтажный каменный дом на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая, 89). Это первоклассное богоугодное заведение, второе по времени возникновения в истории Казани, после Николаевского детского приюта, быстро превратилось в предмет гордости не только местных мусульман, но и всего городского населения. Здесь ежегодно призревалось до 30 мальчиков сирот магометанского вероисповедания от 7 до 16 лет, которые получали бесплатную одежду и питание, неплохое по тем временам образование, включавшее в себя обучение основам веры, шариата, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам, а также квалифицированную медицинскую помощь. Все это, конечно, требовало немалых денежных средств. Так, только на строительство приютских зданий, сначала большого деревянного, а после пожара 1871 года двухэтажного кирпичного домов, Юнусовы истратили в общей сложности 10 тысяч рублей. Кроме того, они пожертвовали приюту 14 родовых лавок на Сенной площади стоимостью в 5 тысяч рублей, ежегодный доход с которых в размере 1400 рублей ассигнациями шел на содержание питомцев приюта.
     "Глава Казанского татарского общества 1-й гильдии купец и потомственный почетный гражданин Ибрагим Юнусов вошел ко мне 8-го сего марта с письменным прошением, в котором изъяснил следующее: предполагая учредить в г.Казани татарский приют, он Юнусов нашел удобным избрать для сего место, где построив на собственный его счет, с участием брата его Исхака Губайдуллина Юнусова и жены его Биби Магру Мухаметзяновой пожертвованием каждого из своего капитала по 2 тыс. руб. сер. особый деревянный на каменном фундаменте, крытый железом с потребными службами по фасаду, который будет от меня ему выдан. Вокруг дома он предполагает развести большой сад с украшениями для татарского общества, которое в своей части в сем крайне нуждается..." - это извлечение из сообщения вице-губернатора М.Завелейского казанскому военному губернатору С.Шипову о пожертвовании Юнусовыми средств на учреждение в Казани татарского приюта в 1844 году. Позже появляются и благотворительные мусульманские столовые: детская столовая работала на Тихвинской улице в доме Усманова, в ней питалось от 700 до 1000 детей в день, столовая для взрослых находилась в Плетенях в доме Сайдашева - в ней также находили пищу 1000 татар ежедневно. В 1898 году в Казани открылось первое благотворительное "Общество пособия бедным мусульманам". Его целью было названо "доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных мусульман". Попечителями общества стали генерал-майор М.Ш.Шамиль, купцы первой гильдии А.Г.Хусаинов, С.С.Губайдуллин, И.И.Айтуганов. На средства общества содержались богадельня, детский приют для мальчиков и при нем школа, родовспомогательное заведение и амбулатория.
     За этот благотворительный акт Ибрагим Юнусов был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени, а его брат Исхак золотой медалью и орденом Святого Станислава III степени и другими государственными наградами. Эти поощрения сыграли важную роль в присвоении братьям Юнусовым звания коммерции советников, которое давалось "за оказанные Отечеству заслуги в распространении торговли, засвидетельствованные министром финансов" и соответствовало чину коллежского асессора. Кстати, братья Юнусовы так и остались первыми и единственными в истории татарами-торговцами, удостоившимися подобного высокого звания.
     Не случайно то, что в 1863 году, когда посетивший Казань старший сын императора Александра II великий князь Николай Александрович (1843 - 1865) решил посмотреть богатый татарский дом, его пригласили именно к Ибрагиму Юнусову. Позднее племянник купца Абдулкарим Юнусов написал об этом событии следующее: "Ибрагим абзы старательно подготовился, велел изготовить фонари для освещения площади... Украсили дом, повесили люстры. Днем пришел цесаревич...Богатые мусульмане нарядились, на головах женщин золотые диадемы, вышитые жемчугом калфаки... Женщины выстроились в гостиной в два ряда. Цесаревич проходил между рядами и расспрашивал. Однако никто из женщин не знал по-русски. Только жена Ибрагима Аппакова Махубкамал давала ответы за каждую. Сделав замечание, цесаревич сказал: "В России кончилось золото. Оно теперь в украшениях татарок".
     После этого вышли в зал. Цесаревич пил кофе, чай. Рядом было много адъютантов. Выйдя из нашего дома, он зашел в дом бедной вдовы в Новой слободе. Внутри дома было очень чисто, да и снаружи было прибрано. Наследник дал денег. Вышел довольный". Вообще, Ибрагим Юнусов пользовался большим уважением у казанского чиновничества и русского купечества, неоднократно входил в состав городских депутаций, отправлявшихся ко Двору по случаю различных торжественных событий и дат.
     В истории татарского народа купец остался как колоритная личность с непростым, противоречивым характером. Известный среди мусульман Казани под прозвищем "Озын Ибрай" ("Длинный Ибрай"), он, по утверждению современника, "был большой шутник, любил потешаться и подсмеиваться над шакирдами и вообще духовенством. В этом он находил особое удовольствие, за что и платил им весьма щедро".
     Правда, с таким положением дел не желал мириться татарский ученый-историк, богослов, имам-хатиб 1-й соборной мечети Шигабутдин Марджани, приглашенный на эту должность самим Ибрагим баем. Их многолетнее противостояние, сопровождавшееся временными отстранениями Марджани от проповеднической деятельности, некрасивыми скандалами и общественной смутой, в конце концов завершилось победой непокорного имама. Он сумел ограничить вековое влияние Юнусовых в их махалле и организовать своеобразное общественное самоуправление, способное без капиталов могущественной семьи обеспечивать свои духовные и образовательные нужды. Хотя следует отметить, что к этому времени слава династии постепенно подходила к своему закату. Из-за коммерческих неудач стареющий Ибрагим Юнусов, вопреки завещанию отца, заложил большое количество принадлежавшего им с братом имущества. У предпринимателя не было детей, поэтому наследниками фамильного состояния становились его племянники - Мухаметрахим, Габделькарим, Габдельвали Исхаковичи Юнусовы, чьи дела, к счастью, не зависели от успехов или неудач их легендарного дяди. Они, являясь состоятельными и в целом успешными предпринимателями, уже не стремились к лидерству в общественной жизни, полностью посвящая себя торговой и промышленной деятельности.
     Некогда грозный и всесильный Ибрагим Юнусов перед смертью оглох и был разбит параличом. После его кончины, словно прекращая все земные споры и обиды, поминальную молитву прочитал Ш.Марджани, он же руководил погребением купца на кладбище Старотатарской слободы.
     Потомки, как и современники должны уметь воздавать должное людям, которые благотворительность считали неотъемлемой частью своей жизни.
     "Бабасынын каберен белмэгэн, тормышнын кадерен белмэс"

Яндекс.Метрика free counters