ya_palomnik
История города Буинска
Буинский район
History of city of Buinsk

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Районы Татарстана / Буинский район

История города Буинск

     Буинск (Буа) - город республиканского подчинения, центр Буинского района. Расположен в юго-западной части РТ, на р. Карла. Ж.д. станция (Буа) на линии Ульяновск-Свияжск. Расстояние до Казани 137 км. Площадь 8,8 кв.км.
     Население 18,4 тыс. чел. в 2000 г. (по переписи 1989 г., татар - 62,3%, русских - 25,5%, чувашей - 10,9%).
     Машино-строительный, спиртоводочный и сахарный заводы, фабрика по производству сигаретных лент, ватная фабрика, маслосыркомбинат, пищекомбинат, типография, предприятия бытового обслуживания.
     Ветеринарный техникум, медицинское училище, 8 общеобразовательных школ, агролицей. Историко-краеведческий музей, 2 детская школы искусствв, 5 библиотек, 2 дома культуры. Троицкий собор (памятник архитектуры конца 18 - начала 19 вв.), 4 мечети.
     Первые поселения на месте современного Буинска возникли в середине 17 в. В 1780 г. селу Буинское (другое название Архангельское) был присвоен статус уездного города Симбирского наместничества (с 1796 г. - губернии). В 1781 г. в Буинске были открыты: уездный суд, управа благочиния, городническое правление, дворянская опека, нижний земский суд, нижния расправа, уездное казначейство, почтовая экспедиция. С 1800 г. здесь функционировала ратуша, с 1832 г. - городской магистрат. По сведениям 1859 г., в городе насчитывалось 509 дворов, действовали церковь, мечеть, уездное и приходское училища, городская больница, почтовая станция. Население занималось различными ремёслами, хлебопашеством, скотоводством, извозом, содержанием постоялых дворов. В 1913 г. в Буинске было 829 дворов, 2 церкви, 2 мечети, женская прогимназия, несколько училищ и школ, 2 медресе, земская больница, богадельня, по четвергам проходили базары, ежегодно проводились ярмарки - Крещенская (с 6 по 11 января) и Покровская (с 27 сентебря по 5 октября).
     В 1920 г. город вместе с уездом вошёл в состав Татарской АССР. В 1920-30 гг. центр Буинского кантона ТАССР, с 10.08.1930 г. Буинского района.
     Число жителей: в 1763 г. - 1273, в 1782 г. - 1365, в 1795 г. - 1819, в 1859 г. - 2949, в 1897 г. - 4296, в 1913 г. - 5545, в 1920 г. - 5403, в 1926 г. - 4730 чел., в 1939 г. - 5,9 тыс., в 1959 г. - 9 тыс., в 1970 г. - 13,7 тыс., в 1979 г. - 16,2 тыс., в 1989 г. - 16,8 тыс. чел.
     История города Буинска
     Об истории становления города Буинска (Буа) имеется немало литературы, начиная с 18-го века и кончая нашими днями. Что касается даты учреждения самого города, то все источники точно указывают, что это произошло 15 сентября 1780 года. Но не так однозначны данные, касающиеся предыстории города. Прочно утвердившееся мнение на этот счет таково: на месте Буинска было селение Афонасово. Затем его переименовали на Архангельское, последнее – на Буинск.
     Действительно ли город Буинск берет свое начало с селения Афонасово или (как пишут его часто) Опонасово? Нет, подобное утверждение не соответствует исторической правде. Селение Афонасово долгое время существовало под названием Янбулатово. Это подтверждается документально. Например, 18 октября 1682 года Никифору Ивашеву по его заявлению определяют земельный участок. Процедура такова: каждая соседняя деревня должна подтвердить, что участок, выделяемый Н.Ивашеву, пустует, т.е. никто на него не претендует. Идет опрос, участвуют староста и выборные люди деревень Утинщины, Байбулатово и Янбулатово. Читаем: "Синбирении Д.Осипов да подъячий И.Долматов в Синбирский уезд по реке Свияге да по Карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да деревни Янбулатовой, Опонасово тоже, со сторонными людьми ездили и про ту землю сыскивали...". Выходит, что Янбулатово и Опонасово – это разные названия одной и той же деревни, точно так же, как Опонасово, Архангельск, Буинск. Но новое название вместо Янбулатово еще окончательно не утвердилось, поэтому у деревни двойное название "Янбулатово, Опонасово тоже". Следовательно, деревня первоначально называлась Янбулат, а Опонасово (Афонасово) – название вторичное, пришедшее взамен первого. Быть может, сочетание "Янбулатово, Опонасово (или Афонасово) тоже" – простая ошибка? Нет, несостоятельность такого предположения доказывается уже тем фактом, что указанные названия в документе повторяются. Например, в том же источнике читаем: "В атказных книгах 190 (т.е. 1682) года 18 октября атказано... порозжей земли синбиренину Никифору Ивашеву в Симбирском уезде в урочищах по реке Свияге да по карлинскому валу меж дач Ивана Литвинова да меж дач татарских и чувашских деревень: деревни Афонасовой, Енбулатово тоже, 50 четвертей в поле...".
     В "Русском энциклопедическом словаре" И.Н.Березина есть такие строки: "Буинск – уездный город Симбирской губернии... Местное предание утверждает, что здесь, до взятия Казани русскими, существовал какой-то татарский городок". Не следует ли под этим "татарским городком" понимать Енбулатово? Ведь селение на месте Буинска первоначально, как явствует из вышеизложенного, так и называлось, и в нем жили ясашные татары. В соответствии с преданием, быть может, оно существовало еще при Казанском ханстве, как и Старый Студенец, Старые Тинчали и другие?
     Во всяком случае ошибочно думать, что Буинск берет свое начало с селения Афонасово (Опонасово). Далее, в тех источниках, в которых Афонасово признается первым селением на месте Буинска, допускается еще одна неточность.

     "Селение на месте Буинска возникло в 1703 году, - такое утверждение содержится в "Географическо-статистическом словаре Российской империи". В то же время в "Сборнике исторических... материалов..." указывается другая дата – 1691 год, в "Экономических примечаниях..." – 1663 год. Следует заметить, что ни одна из этих дат не соответствует действительности. Название Опонасово упоминается уже при определении границ земельных угодий деревни Бикмурза в 1638 году.
     Откуда и как происходит название города – Буинск? "Сборник исторических и статистических материалов Симбирской Губернии" объясняет это так: "Селение на месте Буинска было основано ясашным крестьянином Белобородовым... в 1691 году, название получило от татарина Байдурачки Чуракаева, у которого ясашные крестьяне Афонасовой брали в наем землю". Есть попытка ответить на этот вопрос также и в "Экономических примечаниях...": "Селение, где учрежден город сей, заведено... с 7171 (т.е. 1663) года ясашным крестьянином Белобородовым, название же свое получило от татарина Багдураза Чирекаева, Буинск". В таком случае, почему эти крестьяне продолжали до 1730 года назвать это поселение Афонасовой (Опонасовой), да и потом употребляли не Буинск, а Архангельск? На этот вопрос приведенные документы не дают ответа. Надо полагать, что название "Буинск" возникло иным путем.
     Как известно, топоним "Буинск" происходит от татарского корня "буа", что означает "запруда", "плотина". Населенный пункт, который указом имеператрицы Екатерины II 15 сентября 1780 года был провозглашен городом и назван "Буинск", как раз и располагался вокруг запруды, называемой по-татарски "буа". Таким образом, произошел перенос значения запруды в название населенного пункта.
     Заключение
     Прошли столетия. Поколения сменяли друг друга, оставляя после себя развитые города и села. История нашего города и района поучительна. Наши далекие предки сумели поднять села и деревни и превратить Буинск в развитый и богатый город в Поволжье. Без знания своего прошлого, без изучения истории своего края нельзя понять современность, невозможно предвидеть будущее.
     Исследуя историю своего города мы еще раз доказали как и когда возникли первые поселения Буинского района и города Буинска , когда образовался город Буинск и с чем связано его название.
     Земля Татарстана, куда сегодня входит Буинский район и город Буинск, - древняя историческая родина татар. Однако представители и других национальностей обрели здесь свою родину. Татарский народ веками трудился бок о бок с русскими, чувашами, украинцами, башкирами, марийцами, удмуртами и многими другими народами. Говоря словами известного татарского поэта Г. Тукая:
          С народом России мы песни певали,
          Есть общее в нашем быту и морали.
          Один за другим проходили года, –
          Шутили, трудились мы вместе всегда.
     (Пер. С. Липкина).
     Использованная литература:
          Борцы за счастье народное. Казань, 1967 Т. 1. Т. 2, 1983.
          Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост.: П.Семенов.-СПб, 1863. Т.1.
          Зайнуллин И.Г. Буа районы.- Казан утлары. 1986. №2.
          История Татарской АССР.- Т.1-Казань, 1955.
          Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца - Симбирск, 1904. Т.4.
          Памятная книжка Казанской губернии на 1861-1862 гг.- Казань, 1862.
          Сергейчев И.В. Материалы по истории Буинского района Татарской АССР.- Буинск, 1981.
          Список населенных мест Симбирской губернии.-Симбирск, 1880;1884;1897;1913.
          Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства. В книге: Вопросы Этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья.- Казань, 1970.
          Щарафутдинова А. Толымбай авылы.- Казан утлары, 1976 № 9.

     Азизова Резеда Равилевна, учитель истории и обществознания МОУ Гимназия им.М.М.Вахитова г. Буинска, исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

free counters

Яндекс.Метрика