ya_palomnik
История села Кубассы
Чистопольский район
The history has sat down Kubassy

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Old photos of cities in the world

Главная / Районы Татарстана / Чистопольский район

История села Кубассы (Кубас)

     Село в Чистопольском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 19 км к западу от г. Чистополь.
     На 2002 г. - 603 жителя (русские).
     Полеводство, молочное скотоводство.
     Средняя школа, дом культуры, библиотека.
     Известно с 1710 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Сергеевское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян, были приписаны к Вознесенскому железоделательному заводу. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным и шапочным промыслами. В начале 20 в. в Кубассы функционировали Никольская церковь, земская школа (открыта в 1866 г.), 3 ветряные мельницы, крупообдирка, 1 казённая винная и 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4020 дес.
     До 1920 г. село входило в Старо-Иванаевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском районе.
     Число жителей: в 1782 г. - 219 душ мужского пола, в 1859 г. - 860, в 1897 г. - 1308, в 1908 г. - 1764, в 1920 г. - 1777, в 1926 г. - 1854, в 1938 г. - 1270, в 1949 г. - 977, в 1958 г. - 838, в 1970 г. - 548, в 1979 г. - 543, в 1989 г. - 509 чел.
     * * *
     Село Кубассы - административный центр сельсовета. Кубасское сельское поселение включает в себя пять населенных пунктов: село Кубассы, деревню Березовка, село Старое Иванаево, деревню Байтеряково и деревню Утяково.
     С октября 2004 года образованы 2 хозяйства - ООО «Родник» и ООО «Закамье-Агро»
     Как и для всех крестьян, во все времена не было легким житие-бытие и для кубассцев. Но с какой любовью к родному краю, его истории рассказывают старожилы, будто на всем свете нет лучше и краше их села. Не случайно, что они первыми создали свой музей, по крупице собрав исторические документы, фотографии и т.д. Главный исторический документ в музее записан со слов Ф. Сидорова, жившего в селе в 18 веке.
     Интересна история возникновения Кубасс, чем–то похожая на начало авантюрного пиратского романа. Основали его беглые крестьяне с уральских демидовских заводов, к которым было приписано не мало сел на Каме. К ним прибились беглые из других мест. Местные жители не стесняясь, и даже с гордостью говорят о том, что их предками были разбойники, прятавшиеся в здешних лесах. Пираты, к которым нередко примыкали всякого рода нищие, смело грабили проходившие по Каме суда, тем и жили. Но люди есть люди и пиратам, заимевшим жен и детей, захотелось праведного существования. Тогда они расчистили от леса место на живописном берегу Камы и построили поселок, назвали довольно мирно – Сергиевское. Потому-что именно в день Святого Сергия Радонежского была построена местная церковь 8 октября. День святого Сергия Радонежского на все времена стал здесь престольным праздником. Но это название не прижилось, все именовали селение Кубассами - по имени пиратского вожака Кубассова, который одним из первых поселился в этих местах. Кубасской стали называть и изрытую оврагами речушку, прежде звавшуюся Отваркой.
     Уточним, что все эти сведения записаны в 1869 году, когда сам автор уже был в преклонном возрасте и тогда же поведал о том, что его отец и дед жили в Кубассах. Далее он сообщает, что Кубассы - село вольное, а деревня Березовка, расположенная через овраг, барское. Там жили три барина, которые боялись кубассцев и не селились с ними.
     Кубассцы отличались не только вольным, независимым характером, но и высоким мастерством, талантом, одевая, обувая как своих жителей так и из соседних сел. В музее до сих пор храниться ручной ткацкий станок и расшитые белоснежные полотенца. Льняные рубашки, которые сейчас вновь входят в моду и трудно поверить, что им уже более века. Далеко за пределами губернии славились искусстно выделанная кожа, шелковые, отделанные золотой нитью, пояса, которые раньше носили мужчины, женщины и дети. Заказы на такие пояса поступали даже из Нижнего Новгорода, куда возили их на Всероссийскую ярмарку. Как говориться не было износу и валенкам, сработанным местными мастерами, также торговавшими ими по всему Закамью.
     Особым секретом владели они и по поиску питьевой воды, рытья колодцев, во многих деревнях добыв живительную влагу. Тысячи домов построили в округе и отменные плотники.
     Далеко не радужным, даже трагичным был период коллективизации. Крепкие, зажиточные хозяйства были раскулачены, в небытие канули конфискованные у них ветряные, паровые мельницы, маслобойки, крупоружки. Насильно выгребали у крестьян последний хлеб, забирали коров, лошадей, инвентарь, плач стоял на улицах села Кубассы. А бедный люд, объединившись в первый колхоз «Доброволец» стал просто голодать. Это был 1929 год. «Работали за трудовые палочки» - пишет один из первых его председателей Д. Крашенинников, позднее поднявший и укрепивший это хозяйство.
     Только дела пошли в гору, грянула война. Как и жители других сел, кубассцы встали на защиту Родины, очень многие полегли на поле боя, память о них навсегда останется в наших сердцах. Те кто вернулись живыми помогали поднимать колхоз, трудились на полях, в животноводстве. Создавали семьи, растили детей.
     В настоящее время на территории Кубасского сельского поселения не осталось ни одного ветерана, у некоторых остались жены и дети, которые будут вместе с нами чтить память своих отцов и матерей.
     Декоративно-прикладное искусство
     На человека оказывает большое влияние то, в какой местности он проживает. В каждом селе есть свои обычаи, свои устои. Жители села осмысливают историю культуры по своему. Для них история родного края представляет величайшую ценность. История села Кубассы подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого. Ткачество - древнейшее традиционное ремесло жителей села и окружающих деревень.
     История ткачества и вышивки, как и других видов народного искусства и художественных ремесел нашей области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях. Русский ткацкий станок с вертикальным расположение основы появился примерно 5-6 тысяч лет до н.э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития.
     Высокого уровня достигло искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станках кубасские мастерицы вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли и шерстяную нить.
     В последнее время многие произведения декоративно прикладного искусства утратили свою первичную бытовую функцию, но приобрели еще большую художественную, эстетическую значимость.

     Ансамбль «Камушка»
     Село Кубассы издавна славилось своими певуньями. Бывало, соберутся женщины вечерком у завалинок, и давай песни петь - старинные да жалостливые, заслушаешься. И задумали в селе ансамбль создать. Весть об ансамбле быстро разнеслась по всему селу. Собрались в клубе самые голосистые женщины и села. Ансамбль назвали ласково «Камушка», а было это в 1985 году и с тех пор зазвучали над рекой Камой старинные русские песни. Одну из песен под названием «У прясла» женщины пели особо слажено и душевно. Именно эту песню и решили повести на зональный смотр художественной самодеятельности. Премьера оказалась очень успешной, вдохновила женщин на новые работы. Теперь коллектив насчитывает песен столько много, что их хватает на всю дорогу до г. Казань и обратно.
     У ансамбля «Камушки» началась долгая, плодотворная жизнь. Где только не выступал с концертами ансамбль: и во всех селах Кубасского совета местного самоуправления, в Чистополе, в других райцентрах, в селах республики и в самой Казани.
     Везде «Камушку» встречают с большой радостью, а провожают с благодарностью, с просьбой непременно выступить еще раз. С 1992 года с успехом выступает ансамбль на ежегодном празднике русской песни «Каравон», который проводится в селе Русское Никольское Лаишевского района, и это стало доброй традицией, в 1994 году «Камушке» присвоено звание "Народного коллектив". Многих участников ансамбля уже нет с нами, но в коллектив вливаются новые голоса и «Камушка» продолжает петь, исполняя все новые и новые песни. Ведь все женщины считают «Что только с песнею душа бесконечно хороша!»
     История колхоза
     Колхоз в селе Кубассы образовался в 1929 году, сначала его называли «Доброволец». Как свидетельствуют старые документы, в 1948 году в Кубассах появился первый автомобиль. Был продан колхозный жеребчик по кличке «Красавчик» и на вырученные деньги была куплена желанная машина. В 1950 году появился второй автомобиль - это была «Победа», потом ее выменяли на ГАЗ. Интересный факт - машины купили за помидоры, торговать которыми ездили в Молотов (так в те годы называли город Пермь).
     В 1956-60 годы председателем колхоза работала Лидия Максимовна Петенкова. Ни до, ни после, женщин в должности председателя отмечено не было. Лидия Максимовна слыла требовательным и заботливым руководителем. В эти годы колхоз стал активно строиться, закупать новую технику, в селах зазвучало радио. В 1957 году в Кубассах построена колхозная электростанция на жидком топливе. Наконец в 1961 году колхоз «Доброволец» объединился со Старо-Иванаевским колхозом имени В.И. Ленина. Причем центральная усадьба отныне разместилась в селе Кубассы. На всю республику гремел когда-то колхоз-миллионер имени Ленина. Здесь выращивались рекордный урожай зерновых, действовали мощнейшие фермы крупного рогатого скота, свино-, овце- и конефермы. В какую семью не зайди - везде герои, передовики производства, награжденные орденами и медалями.
     Багаева Евдокия Николаевна в 1973 году за большие успехи и проявленную трудовую доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и заготовок продуктов животноводства была удостоена званием Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1976 году за успешную работу была награждена бронзовой медалью ВДНХ. Имеет множество орденов и медалей, звание ветеран труда. Евдокия Николаевна родилась и всю жизнь прожила в селе Кубассы, ее день рождение выпадает на прекрасный весенний женский праздник – 8 марта.
     Жарехина Александра Михайловна родилась и всю жизнь прожила в с. Кубассы. работала дояркой. За многолетний и плодотворный труд была награждена Орденом Дружбы народов, Орденом Трудового красного знамени, орденом «Знак почета», бронзовыми медалями «За успехи в народном хозяйстве», «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». Является ударником 9,10,11 пятилеток. Имеет множество знаков и почетных грамот, звание ветеран труда. Указом Перезидиума Верховного Совета РСФСР награждена почетным дипломом победителя во всероссийском социалистическом соревновании в 1987-1988 годах.
     Кузнецова Валентина Григорьевна родилась и всю жизнь прожила в с. Кубассы. работала дояркой. За многолетний и плодотворный труд была награждена двумя Орденами трудовой Славы II-III степени. Имеет 3 бронзовые медали «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». В 1973 году награждена Знаком почета «Победитель социалистического соревнования». Имеет множество медалей звание ветеран труда.
     источник: chistopol.tatarstan.ru

Родились в селе Кубассы:


  free counters  
Яндекс.Метрика