Author

На сайте нет рекламы

История села Старый Куклюк
Елабужский район
The history has sat down Old Kuklyuk

Главная Районы ТатарстанаЕлабужский район

История села Старый Куклюк

Старый Куклюк      Село в Елабужском районе, на р. Куклюк, в 38 км к северо-западу от г. Елабуга.

На 2008 г. - 332 жителя (по переписи 2002 г., марийцев - 61%).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано не позднее 1719 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Верхний Куклюк. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. земельный надел сельской общины составлял 1074,8 десятин.

До 1920 г. село входило в Черкасовскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Мамадышского, с 1921 г. - Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Елабужском, с 19.02.1944 г. в Костенеевском, с 08.06.1944 г. в Мортовском, с 19.11.1954 г. в Елабужском районах.

Число жителей: в 1859 г. - 229, в 1887 г. - 308, в 1905 г. - 373, в 1920 г. - 420, в 1926 г. - 442, в 1938 г. - 481, в 1949 г. - 370, в 1958 г. - 364, в 1970 г. - 388, в 1979 г. - 386, в 1989 г. - 484, в 2002 г. - 412 чел.

* * *

Село Старый Куклюк - административный центр сельсовета. В состав Старокуклюкского сельского поселения входят шесть населенных пунктов: село Старый Куклюк, поселок Студеный Ключ, село Черкасово, поселок Мишка-Овраг, деревня Нижний Куклюк, село Атиаз.

Впервые марийцы (мари) упоминаются в летописи древнего народа готов епископом Иорданом в VI в. в его сочинении "О происхождении и деянии готов", а затем и в других письменных источниках, в том числе в Киевской летописи «Повесть временных лет» в XII веке.

Марийцы, кто они? На земном шаре проживает множество народов. Некоторые учёные насчитывают их около двух тысяч, другие называют даже пять. Одни народы очень велики по численности - в несколько десятков миллионов человек, а есть небольшие народности - всего несколько тысяч или даже сотен человек.

Марийцы относятся к средним по численности народам. По последней переписи 1989 года их насчитывалось 671 тысяча человек. Они имеют свою государственность - Республику Марий Эл, входящую в состав Российской Федерации, но большая половина населения живет за пределами Республики.

По своим языковым, культурным особенностям марийцы делятся на горных, луговых и восточных. Марийцы относятся к финно-угорской языковой семье, т.е. являются родственниками финнов, венгров, эстонцев, карелов, мордвы, удмуртов. Коми относится к тюркской группе.

Старый Куклюк, Куклюк, Куплык, Куплук - край болота, угол болота возникло в XVII веке, точнее - в 1699 году. Очень давно никто этого уже не помнит и не знает, переселились марийцы в дремучие леса и непроходимые болота. Может быть они бежали сюда, чтоб зажить снова вольно, свободно, как жили их отцы и деды, может быть шли в эти края в поисках добычи, это установить трудно, но приплыли они сюда по Вятке, потом по реке Умяк.

Село Умяк по-марийски звучик Вомек, Волмек (спустившись) - значит спустились с верховьев Вятки и обосновали селение. И здесь не было вольно: их нашли татарские сборщики ясака. Марийцы углубились ещё дальше вглубь.

Обосновали несколько поселений, жили на месте деревни Нижний Куклюк, опять снялись и углубились в леса, основали Марий Возжай в 30 км к востоку. Жители села занимались охотой: ловили зверей, рыбу, ставили капканы и морды, устанавливали сети, собирали ягоды, коренья, ходили на медведя, занимались бортничеством и обрабатывали маленькие участки возле своих домов.

Постепенно перезнакомились со своими соседями, потом переселились в одно место, в один из лучших илемов. И назвали село Куклым-Куклымо, место, отвоёванное у леса. Жители были язычниками, имели своих богов, молились в священной роще (школьный парк) хоронили в сосновом бору (конный двор). Клали покойников головой на север, без гробов, украшали их. Последнее моление было в 1921 году. Пригласили из-за Вятки карта-жреца Шакара. Вот о чём он молил «Поянлан поян, укелан укелыкым пужо» (богатому-богатство, бедному-бедность).

Одежду и обувь производили на простейшем прядильном и ткацком инвентаре. Выделывали тонкий шарпанный, толстый рубашечный, редкий подкладочный и другие холсты. Шили мужскую и женскую одежду (тувыр), штаны (елаш). Платья украшали марийским орнаментом.

Одежда сверху стягивалась поясом, поверх одежды надевали в холодную погоду распашной кафтан (шовыр), который носили и мужчины и женщины. Ежедневной обувью были лапти (йыдал) с холщовыми и суконными онучами (штэр), а в холодную погоду надевали теплый кафтан из домашнего сукна (мыжер).

источник: www.elabugacity.ru

    Родились в селе Старый Куклюк:




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters