ya_palomnik
Кайбицкий район

Kaybitsky rayon

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Районы Татарстана

О Кайбицком районе

Райцентр: Большие Кайбицы (Кайбыч)

Территория: 995,40 кв. км

Численность населения: 16 тыс. человек


     Район образован 14 февраля 1927 г. Территория района до 1920 г. находилась в Свияжском и Тетюшском уездах, с 1920 г. по 1927 г. в Свияжском кантоне. 14 февраля 1927 г. был образован Ульяновский район с центром в с. Ульянково, а с 1 августа 1927 г. районный центр перенесен в с. Большие Кайбицы и район переименован в Кайбицкий. 17 мая 1956 г. Подберезинский район был упразднен, а его территория была отнесена к Кайбицкому району. (Подберезинский район образован 19 февраля 1944 г. Его территория до 1920 г. находилась в Свияжском, Тетюшском и Цивильском уездах, с 1920 г. по 1927 г. в Свияжском кантоне, а с 1927 г. по 1944 г. в Кайбицком районе). 4 января 1963 г. Кайбицкий район был упразднен, а его территория отнесена к Буинскому району. 19 апреля 1991 г. вновь восстановлен Кайбицкий район путем выделения из состава Апастовского района.
     Кайбицкий муниципальный район расположен в западной части Республики Татарстан. Он граничит с Чувашской Республикой, Апастовским, Верхнеуслонским и Зеленодольским муниципальными районами. На территории района – 17 сельских поселений, 56 населенных пунктов. Через территорию Кайбицкого муниципального района протекают такие реки как Кубня, Свияга и Берля. В настоящее время ведется разведка нефтяных залежей. В восточной части района - железная дорога Свияжск-Ульяновск (станция Куланга).
     Районный центр – село Большие Кайбицы – находится юго-западе Татарстана, в 18 км от железнодорожной станции Куланга, в 120 км от Казани. Численность населения – 1 тыс. 675 чел.
     Промышленность
     В числе предприятий района - ГУ "Кайбицкий лесхоз", ОАО "Кайбицкий рыбхоз", ОАО "Кайбицыагрохимсервис", Кайбицкое райпо, ОАО "Кулангинское хлебоприемное предприятие".
     Сельское хозяйство
     В районе возделываются яровая пшеница, озимая рожь, ячмень, овес, гречиха, горох. Главные отрасли животноводства - мясо-молочное скотоводство, свиноводство и овцеводство. Крупные предприятия района - Кулангинский маслодельно-молочный завод, филиал ОАО "Вамин Татарстан", Агрофирмы "Золотой колос", "Кубня", ООО "Золотая нива".

Кичкеево, Муратово, Надеждино, Репьевка Кайбицкого района

     Использована работа Корниловой М.Н. (ученица МОУ Надеждинская СОШ имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова), www.rodina-portal.ru

     Кайбицкий район, расположенный на знаменитой горной стороне Татарстана, образован в числе первых в республике, в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. Но в результате преобразований, административно-территориального деления он двадцать девять лет входил в состав Апастовского района.
     Девятнадцатого апреля тысяча девятьсот девяносто первого года после выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета Татарстана он вновь стал самостоятельным районом.
     В Кайбицком районе находится село Муратово. У каждого села нашего района есть своя увлекательная история.
     В архивных материалах сохранились некоторые данные о жителях деревень и сел «Горной стороны» Казанской губернии Свияжского уезда. Под номером 3986 в научной библиотеке Н.И.Лобачевского КГУ есть список людей в «Писцовых и межевых книгах» землевладения Есиповых, Акчуриных и других помещиков зафиксированных в 1793-1797 годах. Во многих местах Поволжья жили некрещеные Акчурины, переселившие в Казань в 19 веке. У Акчуры были сыновья Булат, Бикбулат, Иркэкэй.Из детей Бикбулата Кугай обосновался на плодородных землях на реке Кубня.Он имел троих сыновей Гадельшу, Мурата, Хусаина.В 1613 году при чествовании царя Руси Михаила Федоровича Романова участвовал толмачом (переводчиком) от Горной стороны бывшего Казанского ханства Мурат Ногая сын Акчурина. Тогда еще Мурат из деревни «Муратово» на реке Кубня не был крещен, так как после его имени нет словосочетания «Новокрещенный». Обычно в те времена использовали такие наречения. Как известно, в 1636 году был Указ Московского Великого князя и царя о крещении иноверцев. Видимо, дети Мурата приняли христианство после Указа.
     Надеждинское поселение должно быть известно в районе еще и тем, что на его территории имеется, пожалуй, самая маленькая деревня в районе, Репьевка, имеющая всего пять хозяйств с шестью жителями. Постепенно и эта деревня вымирает. Несмотря на живописные места, многие жители деревни переезжают в город, тем самым способствуя вымиранию деревни. Со всех сторон деревню окружают леса и ручьи. Эту местность называют родниковой. Прозрачные, светлые, они журчат, пробегая по камням. Вода в них чистая и холодная. Люди считают, что родниковая вода обладает живительной силой, придает бодрость и успокоение душе. У деревни Репьевка есть и другое название, связанное с этим явлением: Чистые Ключи. Не смотря на вымирание деревни, люди не забывают это место, потому что сюда приходят жители окрестных деревень к Святому Ключу на Девятую пятницу. С этим связанно несколько приданий. Когда-то давно пошла женщина на ключ за водой, зачерпнула воды в ведро и поймала икону. Она хотела её сжечь, но икона не горела. Испугавшись, она отнесла её обратно. А еще в том месте видели женщину в белой одежде. Вот оттуда и пошла икона Явленная Параскева – мученица. Сейчас эта икона хранится в церкви города Волжска. На том месте, где была найдена икона, поставили часовню, через которую протекает ключ. Вода в этом месте считается святой. Каждый год жители окрестных деревень приходят к Святому источнику, совершается служба. Затем освещают воду и люди набирают с собой, потому что существует поверье о чудодейственной силе святой воды.
     Главной достопримечательностью нашего села является Казанско–Богородицкая церковь.
     Данный трехпрестольный храм был построен в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году на средства помещицы Надежды Саврасовой.
     Жили Саврасовы довольно скромно в силу незначительности своего состояния. История наречения дочери именем Надежда имела свою трогательную основу. Жена Ивана Михайловича, Анна Алексеевна до рождения четвертой дочери уже трижды была в положении, но каждый раз дети рождались мертвыми, что крайне огорчало родителей. И вот тогда, особенно огорчавшаяся мать дала обет Богу, что если здоровой родится дочь, назвать ее Надеждою, в память того, что она всю свою надежду иметь детей и видеть их живыми возлагает на одного лишь Бога.
     Бережливость и экономия, унаследованные от матери, позволили ей вскоре значительно увеличить свое состояние. Уже тогда после каждой своей удачной сделки с хлебом Анна Алексеевна с дочерью делали какой-нибудь вклад в приходскую церковь или денежное пожертвование.
     Доказательством этому служат три церкви, построенные в селах Саре, Григорове и Муратове еще при преосвященном Филарете.
     Духовная консистория 11 мая того же 1836 года, с утверждения преосвященного Филарета, разрешила Саврасовой построить на свои средства каменную церковь в ее имении, селе Муратово, Свияжского уезда, над прахом родителей. Примечательно, что строительство этой церкви по разным, независящим от Саврасовой причинам, продолжалось 20 лет и была церковь освящена лишь в 1857 году. В 1857 году пожертвовала деньги на устройство ограды и колокол.
     Проект церкви в селе Муратово выполнен известным казанским архитектором Ф.И. Питонди. На данный период храм находится в плачевном состоянии. Ранее в здании храма находилась средняя школа. Жители близлежащих деревень и сел вышли с ходатайством в Казанскую Епархию Русской Православной Церкви о восстановлении данного храма. Началось частичное восстановление на средства, собранные населением.
     Если сверху посмотреть на церковь, то можно увидеть, что она построена в форме креста. Эта церковь - образец позднего классицизма в провинции.
     Другой достопримечательностью села является, так называемая, Чуркина гора. История деревни вытекает из истории поселка Просвет. В этом поселке очень красивые места: протекает речка, кругом леса, очень зелено. Раньше, когда только начинали создаваться первые колхозы, там проживало двести пятьдесят человек из рабочего класса. Сейчас этот поселок вымер.
     В тысяча девятьсот девятнадцатом году в Просвете начали создавать артель. В одной из своих статей В.И. Ленин писал, что земля принадлежит народу. Прочитав данную газету, некоторые крестьяне из села Муратово и деревни Надеждино пошли в Просвет. Договорившись между собой, они стали делить землю между жителями близлежащих деревень и сел. Но не все жители были согласны на это, и поэтому возникало много спорных вопросов. Дело доходило до драк, и до того, что люди сталкивали друг друга в реку. В первый раз население не смогло договориться, было принято решение собраться через три дня. Через три дня, на собрании, они смогли договориться, и обозначили границы первой артели в нашем селе. Сельчанам, которые вошли в артель помогали в строительстве домов, оказывали различную помощь.
     С начала образования колхозов, было несколько председателей, и каждый из них внес свой вклад в развитие колхоза. Одним из председателей был Иван Устинович Зайцев. Кроме того, он был еще и трактористом. Трактора в то время были маленькие «Фордзон». Этот трактор приходили смотреть из других деревень, за сорок километров. В то время на Татарскую АССР пришло всего пятнадцать таких тракторов, и колхоз «Просвет» одним из первых получил трактор.
     В дальнейшем колхоз «Просвет» распался. На его месте три деревни: Муратово, Надеждино, Кичкеево объединились в один колхоз, который в дальнейшем получил название «50 лет Татарии».
     В октябре 1972 года прошло собрание РК КПСС и, решением бюро Губайдуллин Ренат был рекомендован секретарем парткома колхоза «50 лет Татарии». Нельзя было отказаться, если ты член КПСС, то обязан выполнять решение бюро РК КПСС. Ренат Губайдуллин спросил: «А где находится это хозяйство?». Многие этого не знали. Бездорожье, грязь, но за десять часов на вездеходе они добрались до села Муратово. Партийная организация отдаленного колхоза была одной из крупных в районе. Что мог сделать 23-летний специалист-промышленник для улучшения жизни сельчан? Коровники обветшалые, нет ни поилок, ни ТСН-ов. Все делалось вручную. У Рената Губайдуллина было и опасение, примет ли его, молодого парня, население. Но в селе царил климат доброжелательности, человечности. В первую очередь опора была на специалистов. Такие из них, как фронтовики Дмитрий Егорович Уткин, Николай Никандрович Алешин, душой болели за производство и улучшение жизни людей. Ни одна мелочь не проходила мимо их глаз. На партсобраниях звучала жесткая критика, но, тем не менее, через год Р. Губайдуллина избрали председателем колхоза. Для него началась совершенно новая работа, а самое главное, огромная ответственность. Р. Губайдуллин был благодарен судьбе за то, что ему всегда в жизни встречались хорошие люди, такие как Мухина Лидия Ивановна, Александрова Нина Васильевна, Бурлаков Владимир Иванович, Калеев Юрий Иванович, Корнилов Радислав Гаврилович, Парунов Александр Ильич, Воробьев Анатолий Васильевич, Царева Галина Васильевна, Савельев Иван Антонович и многие другие. Все они помогали в его нелегкой работе. За время председательства Р. Губайдуллина не было ни одного случая срыва работы. Часто отключали электричество, но доярки не оставляли своих коров недоенными. В то время по надоям колхоз был лидером не только в районе, но и в республике. Начали строить мастерскую, жилые дома не только для молодых, но и для других работников. Не стало проблем и с кадрами.
     Сейчас как такового колхоза нет, на его месте образовалась агрофирма «Золотая Нива».
     Жизнь нашего села не обошли стороной события Первой Мировой войны, зарево Гражданской, Октябрьской революции.
     Во время революции население села принимало активное участие в становление коммунизма.
     22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась великая Отечественная война. Весь советский народ поднялся на защиту нашей страны. Многие жители села во время Великой Отечественной войны ушли на фронт. Не многие из них вернулись. Помнят жители села защитника Сталинграда, отважного фронтового разведчика, покрывшего себя неувядаемой славой, беспримерными подвигами, Василия Романовича Платонова. Его имя присвоено Муратовской средней общеобразовательной школе. В. Р. Платонов – полный кавалер орденов Славы, Боевого Красного Знамени, медалей «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».
     Василий Романович родился в селе Кичкеево, девятнадцатого августа тысяча девятьсот двадцать третьего года. После войны с родным селом не расставался. Работал председателем колхоза «Красный Починок», по состоянию здоровья сменил работу.
     На кладбище села Кичкеево, где лежат родители, деды и прадеды, находится его могила. Могилу Василия Романовича Платонова посещают дочери, внуки, односельчане, школьники. В памяти своих односельчан он остался беспокойным, болеющим за людей председателем колхоза «Красный Починок», бригадиром, любящим петь. Увидев, как пожилая женщина заготавливает на зиму дрова, засучив рукава, брался за топор и работал до пота, пока не вырастала большая куча поленьев.
     Большой вклад в приближение победы внесли Горшков Тимофей Андриянович, Горшков Леонид Андриянович, Горшков Афанасий Андриянович, Зайцев Петр Григорьевич, Николай Михайлович Гусев, Батуров Николай Тимофеевич, Лазовская Анна Тимофеевна, Агафонов Алексей и многие другие.
     Много героических подвигов во время боевых действий совершили односельчане. Они приблизили день победы…
     Но героические подвиги совершались не только на фронте, но и а тылу – на трудовом фронте. Нарастание отпора врагу было связано с укреплением тыла, с его трудовыми успехами. Партия обратилась к рабочему классу, крестьянству и интеллигенции с призывом: « Все для фронта. Все для победы». Во время войны основную массу рабочих составляли женщины и молодежь. Крестьянство и рабочие совхозов обеспечивали Красную Армию продовольствием, промышленность - сырьем.
     Много трудностей испытывали и жители колхоза. Во время войны колхоз села назывался «Искра». Жители села жали и молотили хлеб вручную, и отвозили на лошадях в Урмары. Из Урмар этот хлеб отправлялся на фронт.
     В связи с угрозой прорыва линии фронта по территории нашего села, проходила линия оборонительных укреплений.
     Приходилось рыть окопы. Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года. Жители села ходили рыть окопы с ломами и лопатами. От холода мерзли руки, лицо, но сельчане работу не бросали, они понимали то, что угроза, нависшая над страной велика. Во время войны не хватало тракторов, машин. Приходилось все делать вручную, это было очень трудно, но кроме этих трудностей был еще голод. Жители сел ели траву, кошек и собак. Но не смотря на все трудности, население выдержало и разгромило немецкого агрессора.
     Такие, как Платонов, фронтовики жили по своим внутренним законам, искренне, пронзительно. Им, чудом оставшимся в живых, видевшим гибель всего живого, как никому другому, явственна была суть того, как все зыбко, переменчиво и хрупко. Объявшая целый мир душа человеческая мгновенно перестает существовать от маленького осколка пули. После всех перенесенных страданий человек во всем видит то, что неведомо другим.
     В настоящее время в живых осталось только два ветерана Великой Отечественной войны: Петров Михаил Алексеевич и Петухова Наталья Павловна. Сто восемьдесят четыре человека не вернулись к своим семьям, но и это еще не совсем точные данные.
     Прошло много лет со времени завершения Великой Отечественной войны, но народ до сих пор помнит и не забудет никогда подвиг жителей всей земли, боровшихся за освобождение мира от фашистского гнета.
     Как и во многих деревнях и селах, у в селе Муратово есть традиция 9 мая собираться у обелиска погибшим воинам, чтобы почтить минутой молчания тех, кто отдал свои жизни за наше счастливое будущее. В нашем селе обелиск погибшим воинам уставлен примерно в шестидесятые годы. Обелиск расположен в центре села. С четырех сторон на нем написаны фамилии односельчан, погибших на войне. Обелиск имеет форму пирамиды, наверху расположена пятиконечная звезда.
     На данный момент Надеждинское сельское поселение оказалось единственным в районе, не связанное с районным центром асфальтированной дорогой. Каких-то десять километров до магистральной трассы в ненастные дни становятся непреодолимой преградой. Из-за плохой дороги отделение Сбербанка закрылось. Трудно доставлять почту, снабжать товаром магазины. Возникнет у человека дело в районном центре, а рейсовый автобус не ходит. До Казани проще добираться через соседнюю республику Чувашию. Люди приспосабливаются к любым трудностям. Приспособилась к ним и агрофирма «Золотая Нива», имеющая здесь свой филиал. Муратово, являясь настоящей житницей, осталось без дороги. Обстоятельства сложились так,что после возвращения Кайбицам статуса района, когда шло интенсивное строительство дорог и на это самое необходимое дело отпускались республикой средства, до Муратова руки не дошли. Строительство дороги намечалось. Об этом было сказано премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым на открытии новой школы в Муратове в 2001 году. Но жизнь круто изменилась в результате прекращения действия договора между федеральным центром и республикой. Не только уменьшилось строительство дорог, но и была свернута программа газификации, обеспечение сел питьевой водой.
     В настоящее время в поселении проживает более четырехсот человек. Людям в Надеждинском поселение есть, где приложить силы. В филиале имеется 3453 га пахотных земель, содержится крупнорогатый скот. Со дня образования агрофирмы Надеждинским филиалом руководит Иван Юрьевич Калеев, человек с хозяйственной жилкой, начавший трудовой путь водителем, затем работавший в бывшей АКХ инженером. Как говорится, поднимаются люди. Им доверяют руководящие должности, технику мирового образца, такую, как пятнадцатиметровой ширины сеялочный агрегат «Нью - Холланд», одновременно выполняющий три операции: подготовку почвы, заделку семян, прикатывание.
     Возможность устроиться на работу, способствует тому, что молодежь остается в селе. Сейчас в филиале трудятся двадцать человек до тридцатилетнего возраста.
     Упуская реальные шансы, стимулирующие рост благосостояния населения, такие, как приоритетный национальный проект «Развитие АПК», республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства РТ на 2008-2012 годы», сильно снижается уровень качества жизни населения. Ведь основную категорию трудоспособного населения в районе составляют работники, занятые в отрасли сельскохозяйственного производства, и их зарплата остается разной по уровню.
     В селе семья педагогов Савельевых построила двухэтажный дом по программе «Жилье для молодых семей и молодых специалистов на селе». Этот дом не похож на дома, построенные для молодых в годы правления коммунизма. Он яркое свидетельство тому, что политика, направленная на поддержку молодых семей, специалистов, активно реализуется в глубинке. Но не многие в сельских глубинках пользуются этой возможностью приобретения жилья. Это говорит о том, что в селе многие уже имеют жилье.
     В связи с улучшением условий жизни, растет демография села. Повышается рождаемость.
     Сейчас в Муратове проживает сто шестьдесят пять человек, в Надеждине сто семьдесят семь человек, в деревне Кичкеево проживает восемьдесят человек. В этой местности очень живописные места. Когда-то крестьяне на пойменных лугах у берега Кубни заготавливали сено. Как говорят старожилы, детям не позволено было играть в травах до сенокоса, не говоря уж о потраве скотом. Ценили люди богатства природы.
     После периода вымирания сел, наступает период возрождения. Молодежь остается в селах. Жители заинтересованы в развитии своего села.

free counters

Яндекс.Метрика