Author

На сайте нет рекламы

Город Казань - Архитектура
City of Kazan - Architecture

Главная Районы Татарстана

Город Казань - столица Республики Татарстан

Планировка и архитектура


Историческим ядром Казани является Кремль. С 11 в. в северной части Кремлёвского холма располагалась булгарская крепость домонгольского и золотоордынского периодов.За время существования Казанского ханства размеры крепости существенно увеличились, и к середине 16 в. она почти достигла границ современного Кремля. По историческим источникам известно о существовании внутри неё Ханской мечети, мечетей Нур-Али, Кул Шарифа и ханских мавзолеев. За крепостными стенами находился торгово-ремесленный посад, который первоначально занимал территорию к юго-востоку от крепости. Позднее он значительно расширился. Пределы посада окончательно определились к 1530 г., когда он был опоясан деревянными крепостными стенами.

После завоевания в 1552 г. Казани начался новый этап в развитии города. Он подвергся коренной перестройке в соответствии с русскими православными традициями. Для укрепления крепостных сооружений Кремля в 1555 г. сюда были направлены 200 каменотёсов и каменщиков. В 1556-64 гг. возведены белокаменные стены в северной и южной частях крепости, надстроены или перестроены башни. На смену мусульманской культовой архитектуре пришла православно-христианская.

Во 2-й половине 16 в. в Кремле были основан Спасо-Преображенский и Троицко-Сергиевский монастыри, возведены Преображенский собор (1596 г.), Благовещенский кафедральный собор, церковь Киприана и Иустины; на территории посада возникли Казанский Богородицкий женский монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Николо-Девичий монастырь. На левом берегу озера Кабан сформировалась Татарская слобода. В это время посад был расширен (за счёт территорий на левом берегу протоки Булак), защищён деревянными стенами с башнями и заселён русскими. Он имел 3 основные магистрали: ул. Б.Спасская; её продолжение - улицы Воскресенская, Воздвиженская и продолжение последней - ул. Арская; ул. Проломная. Они сходились у Ивановской площади (Первого мая площадь), которая находилась напротив Спасской башни Кремля и была отделена от неё глубоким рвом, наполнявшимся водами Казанки. На площади располагалось торговое место - Гостиный двор. Рядовая жилая застройка посада формировалась усадьбами с деревянными жилыми и хозяйственными строениями.

В 17 в. в Кремле были построены Пушечный двор, церковь Введения Богородицы, деревянные стены крепости полностью заменены кирпичными, надстроены Спасская и др. башни. Посад вновь был расширен и опоясан новыми деревянными стенами. На его территории, застроенной по слободскому принципу, сложилась веерно-дуговая сеть улиц. Появились новые церкви и монастыри: Фёдоровский монастырь, церковь Иоакима и Анны, Иоанно-Предтеченский собор (1649 г.) одноименного монастыря; деревянные здания церквей начали заменять кирпичными. В архитектуре города получил распространение стиль "русское узорочье" ("кирпичное узорочье"). Были основаны пригородные Богородицкая Раифская пустынь и Кизический монастырь, во 2-й половине 17 в. на берегу озера Дальний Кабан построена загородная резиденция казанских архиепископов (позднее Воскресенский монастырь). В этот период появились первые кирпичные жилые дома (единственный сохранившийся образец - дом Михляева). Облик Казани середины 17 в. запечатлён на панорамах Н.Витзена.

В 1708 г. в связи с приданием Казани статуса губернского города началась её коренная реконструкция. В Кремле на месте бывшего Ханского двора разместился Двор губернатора, построена семиярусная проездная башня из красного кирпича, ставшая архитектурной доминантой города. На месте Пушечного двора был устроен Артиллерийский двор. В городе были возведены здания в стиле барокко: Петропавловский собор, церковь Четырёх Евангелистов (1769 г.), колокольня Покровской церкви. Особую группу составили общественные здания (административные, учебные, промышленные) нового типа: Казанской духовной семинарии, комплекс Казанской суконной мануфактуры, здание Адмиралтейской конторы и др., оформление которых носит более сдержанный характер. В 1729 г. при губернаторе А.П. Волынском были разобраны обветшавшие деревянные посадские стены, в результате застройка посада слилась с застройкой окружающих слобод. В 1730 г. инженером А. Сацыпёровым была осуществлена первая натурная съёмка существовавшей планировки Казани. В 1739 г. в городе насчитывалось 9 больших, 170 малых улиц и переулков, 10 площадей и торжков-базаров.

В 1-й половине 18 в. в центральной части Казани на месте ранее существовавших деревянных были возведены каменные церкви: Богоявления церковь, Ярославских Чудотворцев (1737 г.), Воскресенская (1741 г.). Из кирпичных церквей, построенных в этот период, сохранились: церковь Тихвинской Богородицы - в Тихвинской слободе (1731 г.), церковь Евдокии (1734 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1735 г.) - в Суконной слободе. На части территории Старотатарской слободы на рубеже 1740-50-х гг. была организована Новокрещёнская слобода, в которой построены Екатерининская и Борисоглебская церкви.

В своей истории Казань неоднократно переживала опустошительные пожары (1579, 1595, 1672, 1684, 1742, 1749, 1754, 1774, 1815, 1842, 1859). Некоторые из них стали вехами в развитии архитектурного облика города. В середине 1760-х гг. произвели 1-ю топографическую съёмку планировки Казани. В 1768 г. императрицей Екатериной II был утверждён регулярный план города (разработан губернским архитектором В.И. Кафтыревым), в котором сочетались сложившаяся веерная и прямоугольная планировочные системы. В соответствии с планом на месте посадских стен появились улицы шириной 30-40 м (старые улицы имели ширину 10-12 м). Новые регулярные улицы широким веером расходились от башен Кремля. Главной композиционной осью являлась ул. Воскресенская (ныне ул. Кремлёвская). Радиальные улицы пересекались поперечными прямыми. В нижней, западной, части города его планировочная структура из многолучевой перерастала в прямоугольную. Здесь основной композиционной осью была ул. Проломная (ныне улица Баумана). Ромбовидная Рыбнорядская пл. (ныне площадь Г. Тукая) располагалась на границе старого посада и слобод. Правобережье озера Кабан имело прямоугольную сетку улиц с главной улицей Георгиевская (ныне ул.Петербургская). Композиционной осью левобережья озера Кабан в месте расположения Старотатарской слободы служила ул. Екатерининская (ныне ул. К. Насыри). Здесь сложилась косоугольная сетка улиц. Центр Казани стал застраиваться кирпичными домами по "образцовым" проектам. На рубеже 1760-70-х гг. впервые после 200-летнего перерыва в Старотатарской слободе были построены 2 кирпичные мечети (Апанаевская мечеть, мечеть Марджани), при них официально образованы первые в Казани мусульманские приходы. Тем самым было положено начало возрождению в городе мусульманского каменного зодчества.

После захвата Казани в 1774 г. крестьянской армией Е.И. Пугачёва и сильного пожара её архитектурный облик претерпел большие изменения: началось массовое каменное гражданское строительство. В 1830-х гг. в Казани насчитывалось 429 кирпичных домов (в 1774 – 56 гг.). В последней четверти 18 в. в городскую черту вошли упорядоченные Верхние и Нижние Фёдоровские слободы. В конце 18 - начале 19 вв. в городской архитектуре получили распространение стили классицизм и ампир. Город застраивался новыми ансамблями и зданиями (Гостиный двор, Казанский Богородицкий женский монастырь, университетский городок, Казанская первая гимназия, Памятник русским воинам и др.). Были перестроены правобережные районы озера Кабан, к 1816 г. застроена территория Арского поля.

В 1-й трети 19 в. в Старо- и Новотатарской слободах появились 4 кирпичные мечети в формах классицизма: №11 (1801 г.), Галеевская, "Иске-Таш", Голубая. Продолжалось возведение деревянных мечетей в пригородных слободах: Адмиралтейской, Пороховой, Ягодной. В 1825 г. эти слободы вместе с другими (Бишбалта, Гривка, Козья, Кизическая) были присоединены к Казани. В 1845 г. на Сенном базаре построена Сенная мечеть, ставшая этапной в развитии архитектуры мусульманских культовых сооружений Казани. В дальнейшем по её композиционной схеме были построены Султановская, Бурнаевская, Азимовская, Розовая мечети. В 1860-70-х гг. в городе появились культовые постройки и других конфессий: Санкт-Катаринен кирха, костёл.

В 1-й половине 19 в. была осуществлена реконструкция протоки Булак, берега которой начали застраиваться зданиями общественного и культурного (Казанская вторая гимназия, Казанское реальное училище и др.) назначения, жилыми домами. С 1840-х гг. в застройке Казани получила распространение эклектика, обогатившая облик города элементами архитектуры разных стилей, в т.ч. восточными. Со 2-й половины 19 в. в городе начали проводить промышленные выставки, для которых возводились специальные архитектурные комплексы.

К концу 19 в. застройка Казани кардинально изменилась. Она была насыщена кирпичными и деревянными зданиями нового типа: зрелищными (театры, цирк), торговыми (магазины, пассажи), учебными (школы, гимназии, училища, институты), промышленными (заводы, фабрики, телефонные и электростанции, мельницы), жилыми (доходные дома, особняки) и др. Панораму города значительно обогатила колокольня церкви Богоявления. В 1890-х гг. на смену эклектике пришли стили модерн и неоклассицизм (дом Шамиля, дом командующего Казанским военным округом, здание Государственного банка и др.). В 1-й половине 19 в. в формирование архитектурного облика города значительный вклад внесли архитекторы М.П. Коринфский, П.Г. Пятницкий, Ф.И. Петонди, А.К. Шмидт, А.И. Песке, во 2-й половине 19 - начале 20 вв. - Ф.Р. Амлонг, В.К. Бечко-Друзин, С.В. Бечко-Друзин, И.Н. Колмаков, К.Л. Мюфке, Г.Б. Руш, Л.К. Хрщонович и др.

Новый этап в градостроительстве Казани начался после Октябрьской революции. С конца 1920-х гг. господствующим стилем становится конструктивизм. В этот период в исторически сложившейся среде города выборочно строились новые общественные здания, которые контрастировали с ней. Сооружались школы, больницы, дворцы культуры, клубы, спортивные комплексы. В 1926 г. был введён в строй стадион "Динамо" (архитектор П.Т. Сперанский). В 1930-е гг. построены Дворец культуры имени 10-летия ТАССР, Дом печати, Клуб меховщиков (архитектор И.Г. Гайнутдинов, 1935 г.) и др. На протяжении 1920-30-х гг. в Казани продолжал развиваться рационалистический модерн. Его черты проявились в административном и производственном корпусах фабрики киноплёнки (архитектор А.Э. Спориус), Закабанной мечети. В советский период многие из культовых сооружений были приспособлены под использование в других целях, что повлекло разрушение минаретов, колоколен и внутреннюю перепланировку помещений.

Со 2-й половины 1930-х гг. в архитектуре города стал доминировать помпезный стиль, получивший название "сталинский ампир": химический факультет Казанского университета (первоначально Татарский филиал АН СССР, архитектор М.К. Игламов, 1957 г.), Дворец культуры в пос. Дербышки, здание Казанского финансово-экономического института (архитектор Ю.Ю. Савицкий, 1938-1951 гг.) и др. Наиболее значительным памятником этого стиля в Казани является здание Татарского академического театра оперы и балета. В военные и послевоенные годы в связи с освоением новых территорий при промышленных предприятиях в Казани проектировались и строились т. н. "социалистические городки" с комплексом учреждений для обслуживания населения: магазинами, столовыми, поликлиниками, дворцами культуры и т. д. (пос. Дербышки Советского р-на, старая часть современного Авиастроительного р-на). Жилая застройка в них формировалась 2-5-этажными домами, оформленными с использованием элементов классицистической архитектуры. В 1948-52 гг. Институтом "Ленгипрогор" был разработан проект дальнейшей планировки и застройки Казани. В соответствии с ним были проложены новые магистрали (современные улицы Восстания, Декабристов, Сибирский тракт, Эсперанто и др.), сформированы площади (Восстания, Советская и др.).

После принятия в 1955 г. постановления СМ СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" и "О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижении стоимости строительства" архитектурный облик зданий Казани приобрёл строгий и лаконичный вид. В общественных зданиях широко использовались железобетонные конструкции и большие плоскости стекла: Речной вокзал, бывшее здание обкома КПСС на площади Свободы (архитекторы П.А. Саначин, Г.И. Солдатов, инженер О.И. Берим, 1962 г.) и др. Началось массовое строительство многоэтажных жилых домов.

В связи с сооружением Куйбышевской ГЭС и образованием Куйбышевского водохранилища в Казани с 1953 г. возводилась система инженерной защиты города (8 плотин, 10 защитных дамб длиной 25 км). Старое русло Казанки в р-не Зилантовой горы в 1956 г. было перекрыто двумя плотинами, вода направлена в Волгу по новому каналу, в результате в пределах города, в р-не Кировской дамбы, возникла обширная акватория. Были возведены защитные дамбы с широкими набережными, Кировский и Ленинский мосты.

В 1960-е гг. в оформлении зданий стали использовать алюминий, закалённое стекло, пластмассы, сборные элементы полной заводской готовности. Эти материалы широко применялись при возведении Дворца спорта (1966 г.), Дома политпросвещения (архитекторы А.А. Спориус, П.А. Саначин, 1966 г.), Казанского цирка (1967 г.), Дома актёра (архитекторы В.А. Петров, А.А. Спориус, 1967 г.), прежнего здания концертного зала Казанской консерватории (архитекторы М.X. Агишев, И.Н. Агишева, инженеры О.И. Берим, С.К. Забиров, 1967 г.; перестроен в 2000 г.), гостиницы "Татарстан" (1970 г.) и др.

На городских площадях возникли новые скульптурные ансамбли: памятник М. Джалилю на площади 1-го Мая, памятник павшим в борьбе за Советскую власть у Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького и др. По плану в Казани с 1965 г. началось строительство микрорайонов с домами повышенной этажности. Направление развития города на многие годы определил генплан 1969 г., разработанный Институтом "Ленгипрогор". В соответствии с ним в Казани появились производственные зоны, новые жилые районы, общественные центры, места массового отдыха. Город стал застраиваться по новым градостроительным принципам: свободная планировка микрорайонов, застройка их крупными комплексами и т. п.

В 1972 г. тем же институтом был разработан проект детальной планировки центра Казани с учётом его исторически сложившейся структуры; в конце 1970-х гг. разработаны проекты центров микрорайонов города. Большой вклад в развитие архитектуры и строительной политики в Казани вносили У.Г. Алпаров, А.Г. Бикчентаев, И.А. Валеев, И.Г. Гайнутдинов, Р.М. Муртазин, В.Д. Панова, Г.И. Солдатов, П.А. Саначин и др.

В 1970-80-е гг. в Казани велось большое строительство жилых и общественных зданий, в основном по типовым проектам и с использованием унифицированных строительных деталей, что приводило к безликости районов новых построек. Лишь в отдельных общественных зданиях, построенных по индивидуальным проектам, в какой-то мере удавалось отходить от этого однообразия: здание рынка на ул. Чехова (архитектор Ф.Х. Селецкий, инженер В.В. Цитович, 1971 г.), корпуса физического и гуманитарных факультетов Казанского университета (архитектор О.А. Кашинцева и др., 1972, 1977 гг.), Выставочный зал Союза художников ТАССР, Казанский филиал Центрального музея им. В.И. Ленина, Татарский академический театр.

За 1980-90-е гг. границы города значительно расширились за счёт интенсивной застройки жилых комплексов в микрорайонах Горки 1, 2, Азино 1, 2, новых кварталов на правобережье Казанки и др. С конца 1980-х гг. с изменением социально-экономических условий развития страны, внедрением рыночной экономики в архитектуре и строительстве Казани произошли значительные перемены. С 1988 г. возобновилось строительство мечетей и церквей. С конца 1990-х гг. в Казани построено 13 мечетей (в т.ч. "Рамазан", "Булгар", "Медина", "Хузайфа ибн аль-Ямоний"), 4 церкви и др. культовые здания, преимущественно в кварталах новостроек. Сохранившиеся мечети и церкви возвращены восстановленным или вновь созданным приходам, их здания реставрируются. На территории Казанского кремля возведена новая мечеть - "Кул Шариф", ставшая одним из наиболее ярких украшений города.

В 1996 г. принята и в 2004 г. завершена Программа ликвидации ветхого жилья, в соответствии с которой осуществлено массовое переселение семей из исторически сложившихся районов в новые микрорайоны города. Происходит обширная реконструкция центральной части Казани. На местах ветхой застройки возводятся современные здания офисов, малоэтажные жилые дома повышенной комфортности и др. Разрабатывается новый генплан города, утверждён план-схема его перспективного развития (2004 г.).




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters