Author

На сайте нет рекламы

История села Ташкирмень
Лаишевский район
The history has sat down Tashkirmen

Главная Районы ТатарстанаЛаишевский район

История села Ташкирмень

Село в Лаишевском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 65 км к югу от г. Казань. Ташкирмень

На 2008 г. - 548 жителей (татары).

Полеводство, рыболовство.

Средняя школа, дом культуры.

Известно с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, рыболовством, кузнечным промыслом, плетением вожжей. В начале 20 в. в селе Ташкирмень располагалось волостное правление, функционировали Гурьевская церковь (1895–1914 гг., памятник архитектуры), школа Министерства народного просвещения (была открыта в 1869 г. Братством святителя Гурия, в 1875 г. передана в ведение министерства), 3 кузницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1975 десятин.

До 1920 г. село являлось центром Сараловской волости Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 193 души мужского пола, в 1859 г. - 835, в 1897 г. - 1220, в 1908 г. - 1341, в 1920 г. - 1444, в 1926 г. - 1526, в 1938 г. - 954, в 1949 г. - 643, в 1958 г. - 634, в 1970 г. - 563, в 1979 г. - 584, в 1989 г. - 549, в 2002 г. - 552 чел.

Близ села Ташкирмень находится Ташкирменьский комплекс.

* * *

В селе Ташкирмень живут представители специфической этнографической группы татарского народа, называемый татарами - кряшенами. История самого селения уходит в глубь веков. Эти местности были населены людьми еще в эпоху неолита и изобилуют археологическими находками, относящимися к различным периодам становления и развития человеческого общества. Из археологических достопримечательностей в окрестностях села наиболее известны два древних городища. Одно из них местное население называет «Бишек Тау» (Колыбель Гора), а другое «Кала Башы» (Главная крепость). По народным преданиям, здесь в очень древние времена велись ожесточенные бои, в результате чего большинство населения было уничтожено.

Слово «Ташкирмень» обозначает «Каменная крепость».

Источники позволяют сделать вывод, что село Ташкирмень является одним из древнейших селений Лаишевской стороны и существовало еще в булгарский, золотоордынский периоды. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что близ села обнаружен древний мусульманский могильник, относящийся, по мнению археологов, к булгарскому, золотоордынскому периоду. В конце XIX в. историк И.А. Износков, описывая селение Ташкирмень, также засвидетельствовал, что «внутри деревни, при раскопках земли, жители находят разные вещи и монеты с арабской надписью», в частности, в 1882 году юго-западнее села Ташкирмень, в местности, называемый «коркураз» был найден глиняный кувшин с 72 серебряными монетами, датируемыми XIII–XIX вв.

Источники с большей степенью достоверности позволяют также предложить, что древнее средневековое население этих местностей было булгарским (татарским) и придерживалось ислама. Само селение в период Казанского ханства располагалось несколько юго-западнее современного села «на противоположной стороне оврага самой дороги из деревни Ташкирмень в Макаровку» и называлось «Ханкирменью», что буквально обозначает ханскую крепость. Тогда данное поселение представляло из себя небольшую крепость, призванную отражать набеги кочевников с юга (с Закамской стороны), что и отразилось в названии села.

Курган Ханкирмень, по рассказам одних, основан после взятия Казани бунтовавшими инородцами, под предводительством своих старшин - Зейзета и Сарыя, по другим, на нем стоял когда–то укрепленный замок. Между тем, эти сведения не противоречат друг другу. В действительности, опустевшее и обезлюдевшее в ходе трагических событий, связанных с завоеванием Казанского Ханства, укрепленное селение Ханкирмень, позже могло служить временным пристанищем для повстанцев, поднявшихся на национально-освободительную войну против иноземного завоевания. Зенсеит, Сарый – известные руководители национально-освободительной войны коренного населения ханства против иноземного гнета во второй половине ХVI века.

До 50 годов XIX столетия «на кургане (в Ханкирмени) находился могильный камень (мусульманский) с татарскими надписями, который по рассказам местных жителей, тайно увезен татарами деревни Епанчино (ныне в зоне затопления Куйбышевского водохранилища), и как святыня, поставлен на их местное кладбище. Таким образом, говоря о Ташкирмени булгарского, Золотоордынского периодов, периода Казанского ханства, имеется в виду древний Ханкирмень. В связи с этим, отождествление древней Ханкирмени с современным селом Ташкирмень носит условный характер. Тем не менее, поселение включено в список селений Казанского ханства, составленный в свое время историком Е.И. Чернышевым по писцовым книгам.

Есть известие, что жители Ташкирмени были обращены в православие еще при первом Казанском архиепископе Гурие. С учетом того, что архиепископство было организовано в 1555 году, а в писцовой книге Казанского уезда 1602-1603 гг., составленный Иваном Болтиным, жители села упомянуты как «новокряшены», достоверно можно утверждать, что это действо произошло в хронологическом промежутке между 1555 и 1602-1603 гг. Однако это обстоятельство не помешало жителям села выполнять свои старинные языческие обряды в эти и последующие столетия.

источник: laishevo.tatarstan.ru

    Родились в селе Ташкирмень:




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters