Author

На сайте нет рекламы

История села Мордовская Кармалка
Лениногорский район
The history has sat down Mordovian Karmalka

Главная Районы ТатарстанаЛениногорский район

История села Мордовская Кармалка

Село в Лениногорском районе, на левом притоке р. Шешма, в 67 км к западу от г. Лениногорск.

На 2002 г. - 566 жителей (мордва).

Полеводство, молочное скотоводство, овцеводство.

Средняя школа, детский сад, сельский Дом культуры, библиотека.

Известно с 1785 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Мордовская Сарабикулова. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь располагались волостное правление, земская станция, функционировали церковь, церковно-приходская школа. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3307 дес.

До 1920 г. село являлось центром Мордовско-Кармальской волости Бугульминского уезда Самарской губернии. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Шугуровском, с 16.10.1959 г. в Лениногорском районах.

Число жителей: в 1785 г. - 171 душа мужского пола, в 1859 г. - 1060, в 1883 г. - 992, в 1889 г.- 1280, в 1910 г. - 1479, в 1920 г. - 1597, в 1926 г. - 1211, в 1938 г. - 1018, в 1949 г. - 901, в 1958 г. - 957, в 1970 г. - 887, в 1979 г. - 696, в 1989 г. - 556 чел.

* * *

Там, где сейчас расположены дома и постройки, был лес. И на горах вокруг деревни, и в низинах вдоль речки росли могучие вязы. От них и пошло название Карамалка – «черное дерево». Выход из этого леса был в сторону реки Шешмы к селу Сарабикулово. В центре деревни, где стояла церковь, было озеро. Этому можно найти подтверждение, если снять верхний слой земли. А где сейчас кладбище, была поляна…

Сельское поселение образовано в 1763 году. Первыми жителями были люди из Пензы, Саратовской области, Мордовии.

Село Мордовская Кармалка - административный центр сельсовета. Кармалкинское сельское поселение граничит с Сарабикуловским, Старокувакским, Мичуринским сельскими поселениями и Черемшанским муниципальным районом. Национальный состав - мордва – 87%, русские – 7,4%, татары – 3,5%, чуваши – 1,1%.

В 1973 году был образован колхоз «Победа», в 2005 году переименован в ООО «Победа».

Родники

1. Святой родник - начало речки Кармалка, «Вере лисьма пря» («Верхний родник») далее родники текут в речку, «Пальянь лисьма пря», «Кавто Ивант». Палянь – это имя. Два Ивана – которые сделали сами. «Паулынь лисьма пря» – это родник, который обустроил Бабакаев Павел Кузьмич. В настоящее время этот родник стал непригодным для питья, после бурения скважины, видимо нарушен пласт воды. Через 20 метров выше открыл родник Смирнов Михаил Петрович. В данном роднике в день Крещения берут святую воду все поселение и купаются. Дорогу зимой по старой привычке делают Смирнов Иван Михайлович – сын Смирнова Михаила Петровича, Иван Бабакаев, Смирнов Иван Петрович и др.

За пределами сельского поселения в сторону Старого Кувака расположены родники:

2. «Моисей лисьма пря». Он имел там свою пасеку. В настоящее время родник обустроен, находится в лесу, восстановил и обустроил Мальковский К.С., когда работал председателем КП «Победа». Родник впадает в первый овраг «Первый латко» - это в сторону Старого Кувака («латко» - овраг).

3. Родник «Песочный ключ» («Песок ведь»). Это основной родник, откуда питается все село. Там каптаж, насосная, которая качает в резервуар, а дальше самотеком в село.

4. Минеральный родник – серная вода. Остался после бурения, находится ниже «Песочного ключа».

5. В сторону Лагерки есть родник «Охрем лисьма пря», «Балтай лисьма пря». Охрем – у него была пасека. У родника «Балтай лисьма пря» была пасека деда Стенькина И.С. Во время раскулачивания они перестали существовать. Людей выселили, а пасеки объединили в колхоз.

Ходит легенда, что около ста лет тому назад в селе Мордовская Кармалка появился дед-отшельник. Звали его Балтай. Дед Балтай, уставший от одинокой жизни, он жил в лесу, стал наведываться в село, развлекать детвору: играть с ними в разные игры, петь песни, наряжаться в медведей кленовыми листьями, смеяться, брызгаться водой. Родители работали в поле, им некогда было присматривать за детьми. Они были рады, что их дети под надзором деда Балтая. Взрослым понравилась затея наряжаться медведями кленовыми листьями. Они решили после окончания весеннего сева проводить праздник «Балтай» в первый выходной после Троицы.

На празднике в центре внимания медведь. Он имеет такой нрав, который во многом схож с характером мордвы: степенный, спокойный (до поры), здоровый, могучий. Но если его рассердить, то он может быть и разъяренным. Так же и мордовский народ: понапрасну не обидит, из-за пустяков не вспылит, выносливый в работе и терпеливый в жизни. Но стоит его вывести из равновесия, то мордва могут быть агрессивными.

Известные люди:

Чатуров Павел Федорович – советник губернатора г. Саратов, председатель Саратовского общества фино-угорских народов «Софун».

источник: leninogorsk.tatarstan.ru

Родились в селе Мордовская Кармалка:




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters