Author

На сайте нет рекламы

История города Мамадыш
Мамадышский район
City history of Mamadysh


Главная Районы ТатарстанаМамадышский район

История Мамадыша - города и района

История города и района тесно переплетается с историческими событиями и именами знаменитых людей. По легендам, даже царица Сююмбике приезжала сюда на отдых.

Мамадыш впервые упоминается в летописях в 1151 году. Из них видно, что между Мамадышем и Киевской Русью существовали торговые связи.

Страницы древних рукописей и старинные предания рассказывают, что Мамадыш появился очень давно. В одной из наиболее достоверных и распространенных поныне легенд говорится: "...старик Мамадыш остановился на реке Нукрат (Вятка) и стала деревня Мамадыш". А ученый П. Знаменский в своей книге "Казанские татары", изданной в 1910 году и многократно переизданной, ссылаясь на средневекового историка Хисам-Эт-дина, пишет: "Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу реки Вятка при впадении в нее реки Ошмы стариком Мамадышем, выселившимся сюда после разорения Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века" (1391 год)... То есть, название нового поселения на реке Вятка связывается с именем человека, его основавшего: имя собственное - Мамдяш, Мамяш было широко распространено среди булгарского населения. Эта дата и берется за год основания современного города Мамадыша, которому уже исполнилось 600 лет.

Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как "Ак Кирмэн", "Белые Кирмени", что в адекватном переводе на русский язык - "Белая Крепость") в 1151 году в летописях Киевской Руси... Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в ХШ-Х1У веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени. С ним связаны и остатки знаменитого кладбища ханов "Ханнар зираты" ("Кладбище ханов").

Но задолго до этого на мысу между правым крутым берегом Вятки и глубоким оврагом Хлюстов Лог, на красивом взгорке располагалось Мамадышское городище. Оно относится к периоду ананьинской культуры эпохи раннего железа, что приходится на I тысячелетие до нашей эры. Городище находится к югу от южной окраины города и занимает площадь подтреугольной формы, вытянутой в направлении с юго-запада на северо-восток. Длина ее 134 метра при наибольшей ширине в 60 метров, высоте над уровнем реки 33-40 метров; склон к реке очень крутой, внизу бьет мощный родник. С южной стороны площадка была укреплена валом и оборонительным рвом. Вал имеет сильно вытянутую форму длиной 75 метров, шириной у основания 9-10 метров, высотой до 2 метров. По южному склону городище было укреплено известняковыми камнями. Ров перед валом имел ширину до 8 метров и глубину в 1,2 метра. Обнаружено и исследовано городище профессором А. Халиковым в 1955 году. Здесь собран значительный материал, состоящий из обломков костяного псалия и пряслица, тигля и глиняной посуды. Керамика имеет примесь толченых раковин в глиняном тесте: форма сосудов круглодонная, с прямыми шейками, украшенными орнаментом. Среди костей животных определены кости лошади и свиньи. По облику керамики городище относится к среднему этапу ананьинской культуры У1-У веков до нашей эры.

Вот так начинался Мамадыш.

Но шло время, проходили века. Ананьинское городище сменилось именьковским селищем, а затем и булгарским... А в шестнадцатом веке, после взятия в 1552 году Казани Иоаном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. Первым таким поселением в Мамадышском крае, согласно летописям, стала нынешняя деревня Омара, что в 16 километрах от города. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово "Мамадыш". В одном из них пишется: "...Приехал Богдан Терехова сын Онучин в 1605 году на пустошь Мамадыш, взял с собой тутошних и окольных людей. Старожильцев отделил, отмежевал от земли,., в вотчину архимандрита Сергия с братией в монастырский оклад...". То есть этот источник свидетельствует, что в начале XVII века коренное население Мамадыша было выселено за его пределы, земли же отданы во владение православного Свияжского Богородского монастыря, где новые жильцы превратились в монастырских крестьян. А уже 3 июля 1613 года была подписана официальная грамота "ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА МЕСТЕ СТАРОЙ МАМАДЫШСКОЙ ПУСТОШИ МОНАСТЫРСКОГО СЕЛА ТРОИЦКОЕ-МАМАДЫШ", которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, "10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов".

При этом повелевалось татар и чувашей к строительству крепости не привлекать.

Впрочем, кроме монастырских крестьян в селениях близ Мамадыша имелись и так называемые вольнопоселенцы в селах Тавели, Абди, Никифорове, Юкачи и других, в которых преимущественно жили "служилые крестьяне" - потомки казанских мурз и ремесленников, крещенных после взятия Казани Иоаном Грозным. В селах Нижней Ошме, Старом Кумазане, Яках, Сунях жили "ясашные татары", та есть основные налогоплательщики царской казны.

В середине XVIII века заметное развитие получает экономика уезда. К примеру, в 1743 году крещеный татарин Асафулла Иноземцев открыл Таишевский медеплавильный завод в селе Кукмор Мамадышского уезда. Вскоре его компаньоном стал Абсалямов. Завод имел 5 медеплавильных печей, 77 рудников большей частью в уезде, в которых работало 195 мастеров, 130 крепостных крестьян и до 200 вольнонаемных рабочих. Он стал крупнейшим медеплавильным заводом в Поволжье и вырабатывал для того времени огромнейший объем продукции - до 1500 пудов (24 тонны) чистой меди в год, которая шла даже на чеканку монет. В 1751 году Иноземцевы построили и Иштеряковский медеплавильный завод, где большинство рабочих были вольнонаемными. Такой же завод был построен в селе Нырты купцом Петром Келаревым. Еще более мощный медеплавильный завод симбирского купца Артемия Маленкова в 1747 году стал работать в Бсрсуте.

В последней четверти XVIII века (1773-1775) борьба народных масс вылилась в могучую и трагическую крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Мамадышская земля выдвинула своих героев, вождей из народа, среди которых особой отвагой прославился Мясогут Гумеров из Кукмора. 4 июля 1774 года Пугачев с 15-тысячным войском выступил из-под Елабуги и переправился через Вятку на Мамадыш. Крестьяне Мамадыша и близлежащих сея и деревень встретили своего освободителя, своего "крестьянского царя" хлебом-солью и колокольным звоном Никольской церкви. За короткий промежуток времени вокруг Пугачева сконцентрировалось около 5 тысяч крестьян Мамадышского края, готовых пойти за своим "добрым царем" и на жизнь и на смерть!.. Большую помощь в формировании новых отрядов из числа татар, мари, удмуртов оказал Бахтияр Канкаев. Получив надежную поддержку на мамадышской земле, войско Пугачева 8 июля 1774 года выступило из Мамадыша в сторону Арска, оттуда - на Казань. Несмотря на скорое поражение войска повстанцев под Казанью, мятежный дух в Мамадыше царил до конца августа 1774 года. Здесь около двух тысяч пеших и конных мятежников установили свою крестьянскую власть. Позже они приняли бой с карательным отрядом, пришедшим к Мамадышу под командой капитана Якова Михалчукова, но плохо вооруженные и необученные повстанцы не смогли устоять против умелого пушечного огня и, под прикрытием дыма пожарищ, были вынуждены скрыться.

После пожара 1774 года Мамадыш вновь - уже в который раз! -застраивается заново. Село Мамадыш к началу 1780-х годов превратилось в центр ремесленничества и торговли. Удобство судоходной реки во многом способствовало этому. Растет купечество, растет количество заводов и фабрик, пусть и относительно маленьких, но все-таки производящих свой товар.

По Указу императрицы Екатерины Второй об образовании губерний с уездами в их составе, 28 сентября 1781 года село Мамадыш было возведено в ранг уездного города Казанского наместничества, а с 1796 года - Казанской губернии. В октябре 1781 года был Высочайше утвержден герб города, который в российском гербовнике описывался так: "В нижней части щита два серебряных серпа и в середине оных золотой сноп пшеницы в зеленом поле в знак изобилия сей страны всякого рода житом. В верхней части щита на серебряном поле изображался черный змий под короною золотою, казанской, крылья красные".

По повелению митрополита Вениамина в 1783 году в Мамадыше уже был построен Троицкий Кафедральный Собор, который простоял до 1933 года, пока не был варварски уничтожен воинствующими сталинскими "атеистами ".

В первой половине XIX века в городе появились предприятия промышленного и мануфактурного типа, на которых трудились наемные рабочие и приписные крестьяне: в 1859 году в уездном городе Мамадыше имелись 2 салотопленных, 3 кожевенных, 2 круподерных, 1 поташный, 2 кирпичных завода и ткацко-кулечная фабрика. Имелся Собор, 2 церкви, 4 часовни, 2 начальные школы, больница. В 1883 году в части Заошминской слободы города Мамадыша вырос технически сильно оснащенный даже импортным технологическим оборудованием и довольно мощный по своему времени винокуренный, спиртовый завод Корнилия Никаноровича Щербакова, на котором к 1900 году уже работало около 100 человек. Кстати, вода для изготовления продукции завода бралась из специального ключа за городом, она подводилась прямо к цеху по деревянным трубам длиной более двух верст. Так стал появляться и расти городской пролетарий, свои рабочие.

В это время в Мамадыше появилось трехклассное училище и небольшая публичная библиотека. К Троицкому Кафедральному Собору, заошминской церкви Петра и Павла и красногорской церкви Фрола и Лавры прибавились кладбищенская церковь преподобной Ксении, городская мусульманская мечеть, и количество часовен увеличилось до десяти. По четвергам на городской площади проводились большие и шумные базары, куда съезжались все окрестные крестьяне, а ежегодно 7 июля проходила Большая Мамадышская Ярмарка, в которой участвовали не только жители Казанской, Вятской, но и других губерний. Крепло купечество, многие из которых были удостоены гильдий (Гурьянон, Распопов, Кузовников и другие). Начали появляться в торюпо-купеческом уездном центре новые двухэтажные каменные дома купцов Жукова, Щербакова, Музлова, Красильниковых, Захаровых, Гороховых, Шаяхметовых и других "отцов" города.

Из года в год росло население: если в 1764 году было лишь 545 человек, то в 1861 году уже стало 6500 человек. С ростом города, с ростом промышленных предприятий, с ростом пролетариата - наемных рабочих, росло и волнение масс. Несмотря на то, что Мамадыш являлся далекой провинцией, здесь всегда были свои "смутные люди". Это ярко проявилось в дни Пугачевского восстания, в дни крестьянских волнений 1860-х годов и в дни революций 1905 и 1917 годов. Здесь проживали и вели подпольную революционную деятельность такие ссыльные "политические", как участник студенческой "ленинской" сходки 1887 года в Казанском Императорском университете Михаил Сосипатрович Дударь, исключенный за кружковую работу из Казанской учительской семинарии Павел Ульянов, а также исключенный за политические карикатуры из Петербургской академии художеств Корней Аполинариев и многие другие. Для таких "смутьянов", неугодных царскому самодержавию, в Мамадыше была построена тюрьма (ныне - здание филиала ПО "Спартак"). Она была довольно значительной, потому что Мамадыш стоял на тракте, приравненном по значению к Сибирскому тракту, да к тому же он являлся и пристанью в низовьях Вятки при пересылке. Поэтому здесь, конечно же, проживали в качестве гласных и негласных ссыльных многие крамольные носители "нестандартных" идей, среди которых был и отец известной революционерки Веры Фигнер, которая родилась и провела детские годы в Мамадышском уезде. Вера Николаевна родилась в 1852 году в лесничестве, на даче под селом Кляуши Мамадышского уезда, где ее отец служил лесничим по окончании Корпуса Лесничих. Впоследствии революционерка и писательница Вера Фигнер стала членом исполкома партии "Народная Воля". Она дожила до Октябрьской революции и описала дни своего детства и юношества в книге воспоминаний "Запечатленный труд". В студенческие годы она приезжала в Мамадыш на каникулы к своей тетке Елизавете Александровне Захаровой, будучи воспитанницей Казанского института благородных девиц. В здании этого дома сейчас размещается городской музей.

Одним из первых революционеров-подпольщиков в Мамадыше был Александр Андреевич Черкасов (1854-1911), прибывший сюда по окончании Казанского университета и прохождения землемерных курсов - на должность землемера-таксатора Мамадышского и Лаишевского уездов. В 1905-1907 годах в партийный кружок, руководимый им, входили Николай Шахматов, Семен Фролов, Павел Ульянов, Александр Неклепаев и другие. Однако в 1907 году по доносу провокатора Черкасов был арестован, посажен в Мамадышскую тюрьму, а затем перепровожден в Казань, откуда этапом направлен в Усть-Сысольск Вологодской губернии под гласный надзор, где 1 ноября 1911 года умер в тюремной больнице... Годы революционного подъема характеризовались ростом на заводах и фабриках процента рабочих нерусских национальностей. Так, например, в 1914 году в Мамадышском винокуренном заводе Дома "Наследники Н. И. Щербакова" их было более 35 процентов.

Несмотря на трудности жизненных условий, мамадышцы всегда в решающие часы горой вставали на защиту Отечества. Так было и в Отечественную войну 1812 года, и в период Крымской кампании, и в годы русско-турецкой войны... Участником знаменитого морского Цусимского сражения был член экипажа крейсера "Варяг", мамадышец минёр-матрос Алексей Иванович Козырев (1880-1955), награжденный за свой подвиг Георгиевскими Крестами и медалью "За отвагу", а в 1954 году ему была назначена персональная пенсия Союзного значения.

Здесь же, на городском кладбище похоронен и Григорий Иванович Ельченко, уроженец деревни Яковка, Георгиевский кавалер, участник Первой мировой и гражданской войн, участник революционных событий 1917 года, матрос-балтиец.

В русско-японской войне подвиг "Варяга" повторил миноносец "Стерегущий". В числе четырех оставшихся в живых из экипажа корабля был и мамадышец Алексей Александрович Осинин - сын крестьянина деревни Гремячка. Он спас Андреевский стяг корабля, прыгнув с ним в воду с горящего корабля и пронеся его сквозь долгий вражеский плен. За этот подвиг он стал полным Кавалером всех степеней Георгиевского Креста. (К сожалению, нет сейчас его родной деревни, а сам он похоронен в Сибири, где умер в 1922 году).

По переписи населения в 1764 году в селе Троицком, в Мамадыше было всего 139 дворов с населением 545 человек обоего пола. Здесь находился монастырский двор, деревянная церковь Никольская, построенная в 1614 году, мельница на реке Ошма. С 1764 года Мамадыш - экономическое село и соответственно его жители - государственные крестьяне. Этот перевод жителей из одного разряда в другой, конечно же, не облегчил их участи. Еще более тяжелым стало положение татар-мусульман, которые и отличие от татар-кряшен, кроме уплаты повышенных государе/шейных налогов, обязаны были выполнять дополнительные повинности. Тик с 1718 года, когда по Указу Петра Первого в Казани было учреждено Адмиралтейство, например, с каждого девятого двора татар мусульман для заготовки корабельного леса брался один конный и один пеший работник, прозванные в народе "лашманами" и вошедшие под этим названием во многие горестные баллады и байты татарского народа. Работа эта была адской, многие гибли от холода, голода, болезней... Русских и крещенных, православных татар, к корабельным работам не приписывали.

В Мамадышском крае с середины XVIII века ярко наметились следы классового расслоения, которое шло как среди татар, так и среди русских, марийцев, чувашей, удмуртов... Но грянули Февральская, а затем и Октябрьская революции. В уездном городе, как и везде в России, кипела политическая борьба. В истории Мамадыша тех времен оставили заметный след уполномоченный Временного правительства, правый эсер А. Д. Билкжович; большевик, учитель прогимназии В. В. Абрамов; председатель уездного Совета крестьянских депутатов, левый эсер И. Р. Степанов и другие. День 12 декабря 1917 года вошел в историю Мамадыша как день установления Советской власти. Первым председателем большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был избран Александр Васильевич Давыдов. В тот же день разгоняются городская управа и уездное земство. Однако никто не собирался мирно отдавать власть в руки большевиков. Летом 1918 года разгорелась гражданская война. В мае 1918 года в числе добровольцев-красноармейцев в уезде состояло 110 человек (рота). В то же время был образован уездный военкомат во главе с А. В. Давыдовым. В составе военного комиссариата активно работали Трофим Гаврилович Дажин (впоследствии - председатель Набережночелнинского кантисполкома, а затем и профессор), Степан Васильевич Домолазов (впоследствии - красный генерал, комдив), Шамси Шарафутдинович Хисамутдинов и другие. Но часть мамадышцев была на стороне белой гвардии, в частности - в воевавшем здесь отряде штабс-капитана Леонида Щербакова, сына хозяина местного винокуренного завода. Летом 1918 года белочехи и белогвардейцы захватили город и провели карательные акции, жертвы которых похоронены в братской могиле на горе Пузанка (гора Героев). Рядом с обелиском, воздвигнутым погибшим от рук белочехов, высится еще один обелиск -тем, кто погиб при освобождении города от белогвардейцев и белочехов в сентябрьские дни 1918 года бойцами 28-й Азинской дивизии. Началось мирное строительство. Но недолго оно продлилось - гражданская война опять вовлекла Мамадышский край в свое пекло. В середине 1919 года армия Колчака захватила территорию современного Татарстана, и Мамадышский уезд был объявлен прифронтовым, а линия фронта проходила по реке Вятка.

Здесь создается Ревком, которому передается вся полнота власти и проводится всеобщая мобилизация военнообязанных в Красную Армию. В это же время, несмотря на распутицу, крестьяне уезда представили фронту около 10 тысяч подвод для эвакуации учреждений, машин, грузов, драгоценного имущества. Уком РКП (б) вынес постановление о мобилизации на фронт 70 процентов своих коммунистов. Так что, за короткое время из коммунистов и добровольцев был сформирован бывшим унтер-офицером С. В. Домолазовым отряд в 600 штыков, получивший наименование "Мамадышский коммунистический батальон". Командиром батальона стал сам Домолазов, а комиссаром -Тимофей Иванович Артемьев. Затем этот батальон перерос в 39-й полк Азинской дивизии, которым умело командовал все тот же Домолазов Степан Васильевич - герой гражданской войны, один из тех немногих, удостоившихся трех орденов Боевого Красного Знамени за боевые заслуги. До 24 мая 1919 года линия фронта долгое время проходила по реке Вятка - от Сокольих Гор до Вятских Полян. Полосу от Соколок до Мамадыша удерживала дивизия Азина: 39-й полк держал оборону у деревни Грохань, а полк девятнадцатилетнего В. И. Чуйкова (будущего полководца, Маршала Советского Союза) располагался в городе Мамадыше. Здесь же располагался штаб 3-й бригады, комбриг - Гонихин. В штабе бригады часто бывали комдив Азин и комиссар дивизии Пылаев. В месть событий гражданской войны многие улицы города носят названия имен героев тех дней - улицы Давыдова, Азина, Домолазова, Чапаева, Красноармейская и другие. Майское наступление 1919 года увенчалось успехом красноармейцев и боевые перестрелки более уже никогда не звучали на улицах Мамадыша. В уезде началась мирная жизнь. В 1922 году уезд переименован в кантон, а в 1930 году стал называться районом, но уже с измененными, границами.

Мамадышцы - как всегда, активно участвуют в жизни страны: об этом красноречиво говорит хотя бы то, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 13 тысяч человек, из них каждый четвертый пал смертью храбрых. 3вания Героя Советского Союза удостоены Гафият Нигматуллин, Иван Максимов, Михаил Москвин, Михаил Просвирнин, Петр Воробьев. Пять человек - X. Валеев, В. Вознесенский, А. Кадыров, М. 3айнуллин, М. Игнатьев удостоены орденов Александра Невского, а М Христофоров - ордена Кутузова. К сожалению, многие видные люди Мамадышского района были репрессированы в 1930-50-ые годы, среди них и С. В. Домолазов, и А. В. Домолазов, и М. X. Будайли и другие. Кстати, писателю и журналисту Махмуту Будайли 30 августа 1993 года открыт памятник в родном селе Шадчи. Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше - ленинградские средние школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукты для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие - спиртовый завод. Коллектив этого завода первым в районе подхватил почти горьковчан "Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт!". Под этим же девизом трудились в годы войны и село. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируется женские бригады. И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту - в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находится в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тыс. рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тыс. и денежно - вещевой лотереи - на 270 тыс. рублей. Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны "Колхозник Татарии". Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена " Мамадышский колхозник". И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: "Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов "Мамадышский колхозник", мой братский привет и благодарность Красной Армии". Самолеты для авиазвена " Мамадышский колхозник" изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.

Мамадыш первых послевоенных лет, как, впрочем, и мамадышское село, не испытал крутых перемен. Новое строительство в городе почти не велось, да и на селе хозяйственной жизни пока все оставалась по-старому. Нелегко, прямо, скажем, жилось в те годы… Районы Татарии непосредственно не пострадали от войны. И понятно поэтому, что первоочередное внимание в послевоенной пятилетке обращалось на возрождение тех областей и республик, где были разрушения, а на полях ржавели подбитые орудия и танки. Понятно, почему поредели ряды молодежи мамадышского села. Парни и девушки ехали восстанавливать Днепрогэс, разрушенные города, шахты, заготавливать лес для новостроек. В мае 1948 года по инициативе молодежи города и рабочих Мамадышского леспромхоза проводится двухнедельник леса и сада. На центральных улицах были посажены декоративные деревья и кустарники. С тех пор и стало традицией ежегодно весной выходить на субботники и воскресники и озеленять город.

Так постепенно Мамадыш превращается в город-сад на Вятке. Гости, посещающие нас в прекрасную летнюю пору, увозят приятные воспоминания о чистоте мамадышского воздуха, о зелени, о прекрасных пейзажах, открывающихся с высокого правобережья на завятские дали. В 1949 году в городе впервые появился водопровод и установлены пять водозаборных колонок. До этого мамадышцы питьевую воду брали из ключей, бьющих у подножия горы Пузанки. Через год открылось регулярное автобусное сообщение с Казанью. До столицы республики можно было добраться за шесть-семь часов. Будни первого послевоенного десятилетия в районе был насыщены. На селе по-прежнему ударной силой оставались женские молодежные бригады, поскольку по условиям и требованиям времени юноши и демобилизованные молодые солдаты привлекались на восстановление топливно-энергетической базы страны и строительство индустриальных гигантов.

И, тем не менее, село также восстановило свою экономику, соответствующую требованиям времени. Так, трактористки комсомольско-молодежной бригады из совхоза "Агробаза", выступив с почином достойно встретить 30-летие Великого Октября, за сезон 1947 года выработали на тракторе СТЗ-"Нати" в среднем по 1800 гектаров пашни каждая, сэкономив при этом горючего на 10 процентов больше запланированного и снизив себестоимость полевых работ на 12 процентов. Все полевые работы проводились в сжатые сроки и с хорошим качеством. Трактористки этой бригады Пономарева, Костина, Балякина и Шакирова были занесены на районную доску Почета. Больших успехов добились и труженики колхоза "Хасаншино". Так, в бригаде Давлетшина было получено по 16 центнеров зерновых с каждого гектара и по 126 центнеров картофеля. Бригаде вручено переходящее Красное знамя райкома ВКП(б) и исполкома районного Совета. В следующей послевоенной пятилетке самое серьезное внимание было уделено развитию сельского хозяйства, ибо успехи в отдельных бригадах и колхозах в целом не могли обеспечить потребности страны. При очевидном недостатке органических и минеральных удобрений основная ставка делалась тогда на расширение посевных площадей, укрупнение хозяйств и всемерную механизацию земледельческих работ. Большие надежды в деле подъема сельского хозяйства партия и правительство возлагали на молодежь.

Казалось, медленно строится тогда город, но уже к 1953 году незаметно выросли четыре новых улицы, а в Заошме появился целый рабочий посёлок. Тогда же стало заселяться подножье горы Пузанки Этот район в настоящие время стал одним из наиболее озелененных и благоустроенных. В пятой же пятилетке в Мамадыше начала работать коммунальная баня. В конце марта из Мамадыша в Казахстан на освоение целины было отправлено 160 человек. Многие из них навсегда остались в тех краях. Позже, когда развернулось строительство предприятии большой химии, нового металлургического комплекса в Темир-тау, прокладка железнодорожных магистралей Абакан-Тайшет добровольцы мамадышцы принимали участие и в этих великих стройках. Многих привлекло и строительство Нижнекамского нефтехимкомбината. Изменило свое лицо и старейшее предприятие города - спирто-водочный завод. Это из крупнейших предприятий отрасли в республике и, пожалуй, самое лучшее среди них по культуре производства и качеству выпускаемой продукции. Изменился и внешний облик завода. Бесконечная грязь на территории предприятия ушла в забытье. Все подъезды, пешеходные дорожки заасфальтированы, между корпусами разбиты скверы, цветники. Кроме того, большое внимание здесь уделяется развитию социально - культурных и бытовых аспектов жизни трудового коллектива. Силами завода построен Дом культуры. Здесь проводятся все общерайонные мероприятия, смотры художественной самодеятельности, содержательные вечера отдыха молодежи.

Гордостью всего района является ордена Трудового Красного Знамени Камский леспромхоз - лучший в Российской Федерации. Основанный на базе двух лесхозов - Берсутского и Камского - леспромхоз с момента образования в 1936 году вплоть до 60-х годов занимался обычным для большинства хозяйств делом - заготовкой дров и деловой древесины, которая плотами отправлялась на дальнейшею переработку. Хотя издержки производства были большие, леспромхоз едва справлялся с государственными заданиями и нес большие убытки. Объемы рубки и вывоза леса с каждым годом росли, но леспромхоз долгие годы так и не мог выйти из прорыва. Переломным моментом для леспромхоза можно считать 1966 год. В этот год руководителем трудового коллектива лесохозяиственников и лесопромышленников был назначен Иван Захарович Иванов. С приходом Ивана Иванова на пост директора леспромхоз неотступно пошел в гору. Следует отменить, что камский леспромхоз за последние пятнадцать лет 52 раза выходил победителем в социалистическом соревновании по итогом квартала среди родственных предприятий Российской Федерации, лишь всего несколько раз уступив первенство, удовлетворяя призовыми местами. В лесном ведомости это беспрецедентный случай! Случайно ли, что Камский леспромхоз был отмечен высокой правительственной наградой - орденом Трудового Красного Знамени, награжден Памятным знаком ЦК КПСС, Президиума Верхнего Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС и многими другими высокими наградами Родины! В нашем крае есть еще один леспромхоз - Мамадышский, который ведет начала еще с дореволюционных времен. Здесь в семье лесничего и родилась гордость нашего края Вера Фигнер. Здесь в свое время здесь работал крупнейший лесовод страны Борис Дмитриевич Жилкин, который служил в 1917-1922 годах лесничим в Мамадыше. На базе дореволюционного лесничества в 1921 году на основании Ленинского декрета и возник Мамадышский лесхоз, который в 1929 году был преобразован в леспромхоз. В 19ХХ году леспромхоз был преобразован в лесхоз. С Мамадыским лесхозом тесно связана судьба Арсентьева Александра Дмитриевича, более трех десятков лет стоявшего у его руля. Он уроженец деревни Изгары Чистопольского района, учасник Великой Отечественной войны, за боевые и трудовые заслуги отмеченный многими правительственными наградами: орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Знак Почета и 7 медалями. За время его руководства лесхоз значительно укрепил материально-техническую базу и пополнил гослесфонд новыми лесными массивами.

источник: www.mamadysh.ru




Яндекс.Метрика free counters