Author

На сайте нет рекламы

История села Татарские Челны
Менделеевский район
The history has sat down the Tatar Chelny


Главная Районы ТатарстанаМенделеевский район

История села Татарские Челны

Село в Менделеевском районе, на р. Тойма, в 8 км к юго-западу от г. Менделеевск. Татарские Челны

На 2008 г. - 327 жителей (русские).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано в XVIII в. выходцами из с. Сарали (ныне с. Бехтерево). В дореволюционных источниках упоминается также под названием Рождественские Челны. Первоначальное принадлежало Елабужскому Троицкому монастырю. В 1764 г. жителей перевели в разряд экономических крестьян, в 1780–1830-х гг. они были приписаны к Вотскому железоделательному заводу, в 1841 г. причислены к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным и красильным промыслами. По сведениям 1859 г., здесь имелись питейный дом, 2 водяные мельницы, 2 торжка (8 ноября и 25 декабря), в начале 20 в. функционировали Троицкая церковь (построена в 1815–25 гг., памятник архитектуры), церковно-приходская школа (в 1889 г. была преобразована из земской, основана в 1868 г.). В этот период земельный надел сельской общины составлял 3524 десятины.

До 1921 г. село входило в Трёхсвятскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Бондюжском, с 20.01.1931 г. в Елабужском, с 10.02.1935 г. в Бондюжском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 15.08.1985 г. в Менделеевском районах.

Число жителей: в 1781 г. - 234, в 1795 г. - 363 души мужского пола, в 1859 г. - 922, в 1887 г. - 1088, в 1905 г. - 1226, в 1920 г. - 2564, в 1926 г. - 1157, в 1938 г. - 876, в 1949 г. - 621, в 1958 г. - 531, в 1970 г. - 491, в 1979 г. - 476, в 1989 г. - 425, в 2002 г. - 399 чел.

* * *

В трудах архивной комиссии село упоминается в 1615, 1648 годах, в Писцовых книгах в 1648 году. Но есть данные, что деревня Татарские Челны была основана еще в XV - XVI веках.

Первыми жителями деревни были татары и она называлась Татарские Челны. Почему то татары покинули деревню (нам известно, что татар отселяли от важных дорог, водных путей), таким образом к XVIII веку деревня была покинута и сюда из села Саралей переезжает несколько семей.

Село Челны одно из самых древних сел, а Сарали (Бехтерево) еще древнее. Найдены документы об основании села. Вот например:

«Грамота Казанского Митрополита Сильвестра о построении в Елабужском уезде, в деревне Челнах вновь деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1731 г., 20 мая.

Божею милостью Великий Господин Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский. В нынешнем 1731 г. мая в 12 день били челом Его Архипастырству Казанскому уезду Зюренские дороги ясашные русские и новокрещены новопоселенные деревни Челнов крестьяне староста Федор Федосеев сын Штенников, выборной Сергей Константинов, да новокрещены деревни Мунай Староста Василий Иванов, деревни Сентяку Данило Петров, Иван Васильев с товарищами и всех оных деревень обыватели, а в прошении написано: крестьяне из деревни Челнов жили в селе Саралях и от хлебного недороду перешли на татарскую покинутую землю тому лет с десять, а к церкви русские и новокрещены ходят в село Сарали, а до него 10 верстов, весной невозможно ходить, обещают построить в деревне Челнах святую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы деревянную вновь: 17 мая Великий господин Преосвященнейший Сильвестр, Митрополит Казанский и Свияжский дал благословенную грамоту.

Таким образом, в покинутую татарскую деревню Челны из–за видимо малоземелья, что приводило к голоду, примерно в 1721 году, несколько семей переезжает из села Сарали. Так была возрождена деревня Челны, переселенными русскими. К 1731 году, несколько семей в деревне был староста и выборный от схода жителей деревни. Получается, мы знаем число и год основания села – 20 мая 1731 года.

В 1751 году 28 мая в селе Челны Рождественское, так именно звучало новое возрожденное село, была построена еще одна, но уже теплая деревянная церковь в честь Рождества Христова. Священника звали епископ Лука.

В 1815 году жители Рождественских Челнов и окрестных деревень т.е. прихода Мунай, Гришкино, Сентяку вновь обращаются, но уже не к Казанской и Свияжской Епархии, а к Вятской и Слободской о разрешении строительства новой церкви: но уже каменной:

"…слушав мы поданное нам епархии нашея Елабужской округи, села Челнов, Христорождественской церкви от Священнослужителей и церковного старосты Андрея Щеткина прошение о дозволении в оном селе вместо двух деревянных церквей, пришедших в ветхость, построить вновь каменную холодную во проименование Живоначальные Троицы с двумя теплыми приделами по правую сторону во имя Рождества Христова, а по левую во имя Рождества Пресвятой Богородицы; строить по плану и фасаду архитекторскому, выданному в селе Качки 29 сентября 1815 г. № 3169."

Подпись: Смиренный Гедеон Епископ Вятский и Слободской. Грамота отослана через почту.

Каменная церковь построена в 1825 году в честь Рождества Христова и Рождества Божьей Матери.

Село Рождественские Челны (Челны, Татарские Челны). Занятия жителей, национальность к XIX веку.

В селе проживали государственные крестьяне 203 двора в конце века. Все русские. Мужского пола 503, женского пола 582 душ. Всего земельных угодий 3523 десятин. В среднем на двор – 17 десятин. Скота в среднем 3 (крупного - лошадей, коров), при этом однолетние животные не учитывались. Мелкого скота взрослого около 7 шт. Многоземельных – 146 дворов, безземельных – 22 двора, многорабочих 55 двора, безрабочих – 21 двор. Многолошадных – 96 дворов, однолошадных - 69, безлошадных - 38 дворов.

Жители села кроме земледелия занимались огородничеством. Выращивали и продавали от 3 до 5 тыс. вилков капусты. Были известны в крае как искусные капустники. Кроме этого красили холст, еще занимались местным промыслом - поденщики. Жители села преимущественно уходили в Пермскую губернию.

Грамотных – 106 человека в 43 дворах, книг - 143 экземпляра.

Таким образом, в начале, когда здесь жили татары, деревня называлась Татарские Челны. С начала XVIII века, когда переселились русские из села Сарали, деревню стали звать Челны. После 20 мая 1731 года село прозвали Рождественские Челны.

Например, в 1859 году такие данные села:

Село казенное, расположено при реке Тойма, до уездного города – 15 км, до становой квартиры 8 км, число дворов – 143, число жителей мужского пола – 427, женского пола – 495, церкви – 1.

Челнинская церковь в 1868 году - число прихожан 943 мужского пола и 1051 женского пола.

Село входило в состав Трехсвятской волости, Кураковского стана (участок), до губернского города - 430 верст. Село на возвышении красивом месте по середине протекает речка Челнинка. По штату причта: 1 священник, 1 диакон, 1 ис. Священник Икский живет в помещении церковно-приходской школы, диакон Попов - на частной квартире с платою от церкви по 2 рубля в месяц. В церкви имеется: месточтимая икона Божьей Матери Скоропослушницы; 2 Евангелия, указы….

Село расположено на Елабужско-Сарапульском почтовом тракте. В двух верстах от села есть каменная гора, в 7 верстах от пригорода Елабуги на речке Сарали находится медный завод, принадлежащий купцу Семену Красильникову, руду брали с разных мест, с луговой стороны Камы. В селе 3 водяных мельницы, 3 кабака, 3 обдирки (крупа).

В Челнах земельное училище основано в 1868 году, церковно-приходская школа основана в 1889 году.

Челнинское земельное училище помещается в квартире, помещение достаточное, содержится за счет земских сборов – 191 руб., состоит из 1 класса, из одного учителя. На первое января 1869 года обучается 21 ученик.

В земельном училище работал учителем дьякон церкви Владимир Бердников. В Челнах был введен звуковой метод.

Церковно-приходская школа. Год основания 1889 г. Помещение школы собственное, здание школы деревянное, 6 комнат, 2 классные комнаты. Длина 11 аршин, ширина 6 аршин, высота 5,5 аршин. Кухня и 2 комнаты под квартирами. 5 печей, квартира для учителей имеется, общежития нет. Есть огород: длина – 30 саженей, ширина 15 саженей. Библиотеки нет, пособий нет, трудовые процессы - лепка и рисование, материалы и орудие труда – нет, кружки- нет.

Классов и отделений – 5, групп в каждом отделении – по 1, учащихся на 1-го учащего – 30 человек. Обслуживают населенные пункты: село Татарские Челны, деревня Салтыковка, деревня Ключевка.

Сведения об учащихся:

1 отделение - 33 мальчика, 17 девочек;

2 отделение - 22 мальчика, 7 девочек;

3 отделение - 3 мальчика, 6 девочек;

4 отделение - 1 мальчик, 2 девочки;

5 отделение - 1 мальчик, 1 девочка.

Сведения об учителях:

Монастырева А.А. - в этой школе с 1916 г.

Журавлева В.А. - c 1896 - 1915 гг.

Афанасьева О.Е. - c 1915 - 1919 гг.

Запасный учитель А.И. Миронов.

"Отчеты о состоянии учебных заведений". Отчет составлен 13 декабря 1919 года.

Сведения собраны учителем истории село Татарские Челны Газейкиным Владимиром Ильичем в 1990-1991 гг. на основании:

Материалов архива Кировского государственного областного архива и областной библиотеки имени Герцена.

Труды Архивной комиссии, Вятка. 1908 - 1913 гг.

Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. г. Вятка, 1914 г.

Вятская епархия, Историко-географическое и статистическое описание. г. Вятка. 1912 г. Под ред. Кибардина и Шабалина.

Вятская губерния. Список населенных пункт по сведениям 1859-1873 гг. Санкт-Петербург. 1876 г.

Материалы по статистике Вятской губернии. Том VI. Елабужский уезд Вятка. 1890 г.

Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. г. Вятка. 1896 г.

Ведомости о сельских приходских школах и казенных селениях. Фонд-205, п.2, Д. 1555, лл. 29-31

Отчеты о состоянии учебных заведений по уездам 1869 г. Июль-декабрь.

    Родились в селе Татарские Челны:




Яндекс.Метрика free counters