ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Тринадцатая звезда на флаге Адыгеи
The thirteenth star on a flag of Adygea

ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Адыгея

Тринадцатая звезда

На флаге Республики Адыгеи, прямоугольном полотнище зеленого цвета, изображены двенадцать золотых звезд и три золотые перекрещивающиеся стрелы, направленные наконечниками вверх. Звезды означают двенадцать черкесских племен, а стрелы - три древнейших адыгских княжеских рода.

Этот флаг появился на свет еще в 30-е годы девятнадцатого века как символ независимой Черкесии. Трагична судьба этого мужественного народа, на долю которого выпало столько страданий. Но испытания, которыми судьба устилала путь адыгов, не сломили, не ожесточили их. Сердца адыгов открыты друзьям. Тысячи наших соплеменников нашли здесь кров и хлеб в тяжелые для себя годы. Татарам всегда жилось комфортно на древней адыгейской земле. Крепкая дружба не один век связывает наши народы. В Адыгее шутят: "Пора на наш флаг еще одну звезду, тринадцатую - татарскую..."

О том, как строят свою жизнь на этой земле потомки Кубрат-хана, и будет наш очередной рассказ из рубрики "Татарский мир".

Немного географии и политики

Адыгея - это 7 тысяч 800 кв. километров живописнейших гор Северо-Западного Кавказа и долин двух рек - Кубани и Лабы. Причем расположена республика внутри Краснодарского края и никаких иных границ не имеет. Плотность населения здесь - одна из самых высоких в Российской Федерации. Всего в этой республике проживают около 450 тысяч человек. Это представители более ста национальностей. Самые многочисленные этносы - русские и адыгейцы. По последним еще не утвержденным данным, татар здесь около пяти тысяч. Они живут в Адыгее достаточно компактно. В основном в столице республики Майкопе и двух поселениях со "старорежимными" названиями Политотдел и Киров. В последнем мы гостили целый день, о чем расскажу чуть позже.

В дороге не раз порадовались тому, что отправились на Северный Кавказ своим ходом. Двое суток в автомобиле окупились тем, что мы смогли вдоволь насладиться впечатляющей красотой этого края. Поразительно много всяких рек и речушек. Только на территории Адыгеи протекает 85 рек, самые большие из которых Кубань и Белая. Есть четыре водохранилища - Краснодарское, Тщикское, Шапсугское, Октябрьское.

Но почти сорок процентов территории республики покрыты лесом. Горы полностью в "зеленке". Мы только успевали отмечать для себя: вот родные нам дуб, ясень, клен, ели и сосны, а вот знакомые по книжкам бук и граб. В долинах же явно преобладают тополь, вяз, верба с карагачем.

Как оказалось, в Адыгее много природных памятников и заповедных территорий. Именно здесь располагается значительная часть Кавказского государственного биосферного заповедника. Трудно себе представить, но в этой крошечной республике более двух с половиной тысяч видов растений, из которых 340 занесены в Красную книгу России, и 65 видов животных, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам. В 1999 году Адыгея была объявлена пятой по счету территорией Российской Федерации, которая включена в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это единственное в мире государственное образование, где особо охраняемые природные территории составляют более трети площади, а почти 14 процентов земель стали объектами всемирного наследия.

Край благодатный. Очень комфортный температурный режим. Что уж говорить, если зимой средняя температура здесь минус два градуса, а летом чуть за тридцать. А если к чистому курортному воздуху добавить изобилие дешевых фруктов и овощей, отменного вина, то о лучшем отдыхе и мечтать не надо. В горах - немерено дичи, в долинах вырастет все, что ни посади. Не зря, наверное, эта земля испокон веков была вожделением многих правителей: от турецких султанов до русских царей. Собственно, это и сыграло свою роковую роль в судьбе черкесского народа.

Немного истории опять-таки с политикой

Дотошный читатель наверняка уже обратил внимание на то, что, говоря об Адыгее, я часто упоминаю черкесов. И не случайно.

Только в Адыгее я поняла, как мало мы знаем о Кавказе. Это мы-то со своим советским интернациональным образованием. А что уж тогда говорить о нынешних школьниках! На днях в одном из номеров газеты "Известия" прочитала небольшую статью. Автор с горечью говорил о том, что отдельные кавказские республики напоминают коммунальную квартиру, в которую насильно были заселены совершенно разные люди. Речь шла о Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Так вот, народы, заселяющие эти республики, были искусственно разделены по национальному признаку. Карачаевцы и балкарцы - единокровный тюркоязычный народ. И столь же единокровны черкесы и кабардинцы. Они не просто имеют одни корни. Эти народы всегда считали себя одним целым. И физически, и духовно.

Адыги, давшие название республике, - коренное население Кавказа со времен палеолита. Одну из групп адыгов, искусственно разделенных на части в годы становления Советской России, назвали "адыгейцы". Остальные группы - это современные кабардинцы и черкесы. Предки адыгов в разные времена носили разные этнонимы - меоты, синды, керкеты. Они обитали вдоль восточного побережья Азовского и северо-восточного побережья Черного морей, а также в низовьях Кубани. Как упорно в российской историографии замалчивалась истина о Великой Болгарии, Золотой Орде и Волжской Булгарии, так же упорно замалчивалось и то, что Черноморское побережье Кавказа и Кубань - исконно адыгейские (черкесские, как еще говорят) земли.

В IV-X веках адыги занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, бортничеством, обработкой металла и гончарным делом. Торговали с Крымом, славянами Поднепровья, Ираном и Византией. В XIII-XV веках хозяйство адыгов, по свидетельству генуэзских купцов, носило натуральный характер. Меняли мед, воск, фрукты, икру, меха на соль, ткани, оружие, предметы роскоши.

Некогда самый многочисленный на Северном Кавказе адыгский народ после перенесенной им национальной трагедии во второй половине XIX века оказался разбросанным по всему миру.

Страшная цифра: в русско-кавказской войне девяносто процентов черкесских народов, в число которых входят наряду с собственно черкесами кабардинцы и адыгейцы, были либо физически уничтожены, либо выселены из родных мест.

С мая 1918 года территория, населенная адыгами, вошла в состав Кубано-Черноморской советской республики. После Гражданской войны, 22 июля 1922 года, была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область. 24 августа того же года она переименована в Адыгейскую (Черкесскую), а в июле 1928 года - в Адыгейскую автономную область, центром которой стал Краснодар, а с 1936 года - город Майкоп. Годы первых советских пятилеток - время хозяйственного и культурного становления области. В период Великой Отечественной войны, с августа 1942 года, Адыгея была оккупирована фашистами. Освобождена в феврале 1943 года в результате Северокавказской наступательной операции.

Республикой (в составе Российской Федерации) Адыгея стала в 1991 году. Были избраны ее президент, Государственный совет - Хасэ, сформирован кабинет министров.

Не так давно весь мир обошла печальная новость: в Турции умер последний представитель адыгского племени убыхов Тефик Есенч. Этот факт заставил местные власти всерьез задуматься о необходимости проведения национально ориентированной политики. Сегодня за рубежом, в основном в Турции, Иордании, Сирии, проживают до трех миллионов потомков черкесов. Россия должна предоставить черкесским народам возможность облегченного получения гражданства РФ, считают здесь. Пока за десять лет российское гражданство получили всего 300 косовских адыгов. Живут они сейчас в благоустроенном селе Мафехабль, отстроенном специально для них.

Легенды древней земли

На адыгской земле есть удивительнейшие памятники истории. Они вызывают изумление и толки покруче камней английского Стоунхенджа. Это так называемые дольмены. Они дали название целому культурному пласту. Дольменная культура была распространена на большей части северного побережья Черного моря от Таманского полуострова до города Очамчира в Абхазии.

Согласно легендам эпоса адыгов и абхазов некогда на земле обитали карлики и великаны. Великаны были воинственным народом, постоянно хвалились своей силой, при этом были глупы и наивны. Карлики же в отличие от них были очень хитры и изобретательны. Своей хитростью маленький народ смог подчинить великанов себе и заставить их строить для карликов жилища. Дольмены и есть те самые дома, которые великаны построили для карликов. Адыги и абхазы называют дольмены "испыун" - домами карликов.

Но многолетние изыскания ученых убедительно доказали, что на самом деле дольмен - это надгробное сооружение. Он чаще всего имеет четырехугольную форму, в виде "домика" из плит, вытесанных из камня. В передней стене дольмена имеется отверстие круглой формы. Внутри находятся одно или несколько захоронений с погребальным инвентарем. Внутренние стены некоторых дольменов расписаны рисунками, позволяющими восстановить картину быта их строителей. Народы дольменной культуры занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей. Они владели мастерством обработки камня, металла, гончарным промыслом.

Сегодня в Адыгее всерьез озабочены тем, чтобы сохранить для потомков эти уникальные сооружения, которые варварски уничтожались в последние десятилетия. Еще в начале прошлого века их счет шел на сотни, а теперь только в окрестностях Майкопа осталось всего несколько.

Дольмены - это артефакты древней культуры, памятники давно минувших лет. Но есть в этой республике и памятники, появившиеся совсем недавно и символизирующие нравственные понятия. Именно так мы восприняли вновь отстроенный хутор Киров, где испокон веков живут наши соплеменники-татары.

Возрожденный из ила

Так хочется сказать о татарском хуторе Кирове. Он расположился в красивом уголке республики - в Шовгеновском районе. Здесь река Лаба делает заворот в сторону реки Кубани, и вот на этом живописнейшем участке был построен семьдесят лет назад первый татарский дом. Не на пустом месте, правда. До революции здесь была заимка помещика с мельницей и мукомольным производством и жили рабочие-татары. А еще здесь делали лучший в округе кирпич, из которого построено здание нынешнего музея в районном центре Хакуринохабль. Кстати, многие селения в республике имеют это окончание - "хабль". В переводе с адыгейского означает "деревня". Татарское же селение когда-то называлось "Нацмен", до сих пор нет-нет да промелькнет в речах старожилов старое название. Администратор хутора Киров Хамит Юнусов и ветеран труда, знатный кукурузовод, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Шайфул Акмалетдинов у памятника погибшим в Великую Отечественную войну односельчанам

Очень красива Лаба, на живописные пляжи которой едут даже из соседнего Курганинского района Краснодарского края, с которым по этой реке граничит Адыгея. Именно эта строптивая красавица в один день нежданно стала причиной бед местных татар.

- Никто не ждал такого от реки, - рассказывает заместитель главы Шовгеновского района Аслан Меритуков, с которым мы приехали на хутор. - О наводнении, которое постигло Краснодарский край в июне 2002 года, вы знаете. Но стихия больно ударила и по Адыгее. Когда произошел экстренный сброс с Кубанского водохранилища, вся вода по Лабе устремилась к нам. А ведь река с трех сторон охватывает хутор Киров. И на селение пошла волна высотой в полтора метра. Эта страшной силы водяная стена впремешку с огромными бревнами, вывороченными деревьями, прочим мусором как щепки сметала постройки.

- Руку на сердце положа скажу - мы бы все погибли, - добавляет Хамит Юнусов, администратор хутора. - От верной смерти нас спасли адыги. Как только пошло штормовое предупреждение, а оно, повторю, было нежданным для нас, со всех окрестных адыгейских деревень на своих машинах местные жители кинулись к нам. Вывозили наши вещи, выносили на руках стариков и детей. Четко сработала комиссия администрации, которую возглавил тогда Меретуков. Президент республики Хазрет Совмен в те дни, наверное, ночи не спал. В каждом доме пострадавших побывал, всю ситуацию взял под личный контроль. Кстати, в те дни много и от всей души нам помогал директор торгового дома "Татарстан-Адыгея" Валит Рахматуллин.

- Ущерб был нанесен огромный, - вспоминает глава Шовгеновского района Н.Хуажев.- Но Киров был возрожден буквально на глазах. Республика построила здесь тридцать домов, в стадии завершения - школа, клуб, отремонтированы дороги. Но эта стихия тем страшна, что ее последствия оказались протяженными во времени. Те дома, которые два года назад казались прочными, сегодня дали серьезную усадку. Некоторые просто разрушаются. Сейчас мы пытаемся помочь Гельсем Садаровой, чей дом был также затоплен в том страшном июне. Мало того, есть у нас на спецсчете деньги, но мы не можем пробить стену чиновничьего бездушия в Москве. Не позволяют сейчас снять деньги с этого счета. Мол, наводнение давно ушло в историю. А люди-то страдают от его последствий и сейчас.

Этих бы чиновников да в дом к Гельсем-апе. Зрелище жуткое. Три женщины живут практически в развалинах. Две комнаты из трех непригодны для жилья, в оставшейся теперь и спальня, и кухня. Везде здесь сырость, которую невозможно победить и в самую сильную жару. Крошечная Аида, в день наводнения ей исполнился год, уже сейчас больна туберкулезом. Резко ухудшилось за последний год и здоровье самой Гельсем-апы.

- Мы все равно найдем выход из этой ситуации,- заверил нас глава Шовгеновского района.- Но ведь все упирается в деньги. Бюджет района и без того скудный.

А те дома, которые восстановили сразу после наводнения, как на картинке. В одном из них живут кировские старожилы Раиса-апа и Исмаил-абый Субхановы. Люди весьма уважаемые в районе. Оба уже давно на пенсии, но до сих пор полны энергии. Дом и двор - полная чаша. Держат скотину, много птицы на подворье, растят овощи.

- Ваши соплеменники - все на виду, - замечает начальник управления культуры района Рустем Тлишев. - Татары - очень работящий, ответственный и мужественный народ. Вы знаете, из этого хутора на фронт ушли несколько десятков мужчин, двадцать восемь из них погибли. Семьями на фронт уходили Юнусовы, Алиевы, Тажединовы и семьями оставались на полях сражений.

- Мы очень любим Татарстан. Всегда с нетерпением ждем весточки оттуда, слушаем песни, читаем книги. Это родина наших предков. Это и наша духовная родина, - со слезами на глазах говорит ветеран труда Нурия Каримовна Ильясова. - Но мы уже так крепко пустили корни в эту благословенную землю! Ведь не одно поколение татар родилось и выросло тут. Мы уже, наверное, и сами наполовину адыги в душе. У нас одна мусульманская вера, нам нравятся черкесские обычаи. Это безоговорочное уважение к старикам и женщинам, это духовная чистота, самоотверженность, взаимовыручка, верность данному слову, порядочность. Практически все мы знаем адыгский язык. Он у нас в семьях второй родной, после татарского. Мы уважаем наших братьев, но и они нас в обиду не дают.

Между прочим, Нурия Каримовна - известный в республике человек. Знатный свекловод награждена орденом Ленина за свои трудовые успехи. Ее бригада в свое время добилась отменного урожая сладких корней - по 526 центнеров собирали с гектара. Живет в Кирове и знатный адыгейский кукурузовод, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Шайфул Акмалетдинов.

И таких людей, оставивших заметный след в жизни Республики Адыгеи, оказалось немало. О них нам рассказали в Майкопе.

"Переплетенье рук - судьбы сплетенье"

В столице Адыгеи нас встретил заслуженный врач РА Алям Ильясов, который возглавляет татарское культурно-просветительское общество "Дуслык". Человек это не просто известный, а весьма популярный в Адыгее. У него золотые руки. Так могут сказать многие адыгейцы. Ведь Алям Шагитович - невропатолог-мануалист, вернувший к активной жизни даже тех, на ком поставили было крест многие медицинские светила. К нему на прием пытаются попасть жители далеких от Майкопа Казани и Москвы.

На виду и заслуженный энергетик РФ Хайдар Магдеев, заслуженный деятель искусств РТ Юнус Сулейманов, музыкант Харрис Мухаметжанов, заслуженный юрист РА Валерий Габдрафиков, Герой Советского Союза Рамазан Гиззатулин, главный редактор Майкопского телевидения, журналист Эдуард Билялов и многие другие.

- Татары всегда занимали заметное место в жизни нашей республики, - подчеркнул в разговоре с нами руководитель аппарата президента Адыгеи Талий Беретарь. - Наши народы связывает многое, и я должен заметить, что ваших соплеменников на адыгской земле не считают пришлыми. Вот рядом с нами сидит Фанус Казыханов, для которого наша республика стала родиной. Фанус Раисович работает заместителем председателя Центризбиркома РА. Должность, как вы понимаете, ответственная, и чтобы работать здесь, нужно быть по-настоящему компетентным, грамотным специалистом и уважаемым человеком. Все эти качества у него есть. Для наших татар Адыгея - родная республика, в развитие и укрепление экономической и культурной мощи которой они вкладывают много сил и энергии. На Северном Кавказе мы увидели на дорогах вот такие "хитрые" автомобили. Издали выглядят как настоящие, поэтому водителей они серьезно "напрягают", заставляя быть дисциплинированнее

- Для адыгейских татар оказалось серьезным подспорьем то, что ваша республика серьезно взялась за объединение нации,- замечает главный редактор правительственной газеты "Адыгэ макъ", депутат Государственного совета - Хасэ Азамат Богус, к которому мы заглянули на чашку чая. - Создание культурно-просветительского общества "Дуслык" дало толчок возрождению культуры, языка, традиций татарского народа на этой древней земле. Причем это общество показало себя весьма активным объединением, которое имеет определенное влияние на умы своих соплеменников и с которым считаются в республике. Ваш народ, мы в этом убеждаемся не на словах, из тех, кого не надо учить толерантности. Терпимость к чужакам, уважение к другой культуре и религии у вас в крови. И этому убедительнейший пример - ваш Минтимер Шарипович Шаймиев, о котором центральная пресса часто говорит как о политическом тяжеловесе. Но он еще и очень мудрый человек, которому удалось сохранить спокойствие и мир в республике и задать ей вектор динамичного развития.

Адыгейские татары с энтузиазмом взялись за работу в "Дуслыке". Первым председателем общества стал Равиль Ахматов, военный, ветеран-афганец. Вокруг него собралась местная интеллигенция. Открылась воскресная школа, где ведет уроки татарского языка Рамиса Татомир. Много труда вложила Роза Меркицкая, сейчас она на пенсии. Удалось даже заполучить помещение в центре Майкопа, прямо рядом с Домом правительства, где разместили небольшой национальный музей. Собирали экспонаты всем миром, помогли и из Татарстана.

Пополнила музейный фонд и наша газета. Мы привезли целую коробку художественной и исторической литературы, справочники, пару археологических экспонатов из древнего Булгара...

Голос крови

Из всех встреч в Адыгее, признаюсь, поразила встреча с Аминат Иминовой. Юрист, проработавшая долгое время в органах внутренних дел. Хваткая, деловая женщина. Она - татарка по матери.

- Никогда прежде не задумывалась о своей национальности,- признается Аминат Магометовна. - Но вот в последние годы заговорила во мне татарская кровь, я почувствовала себя частицей этого великого народа. Голос крови - дело серьезное. Захотелось узнать больше о татарах, как и когда пришли наши предки на эту землю, чем занимались. Захотелось, чтобы дети больше знали о татарах.

В организацию музея Аминат Иминова вложила много сил и энергии. Подбирала экспонаты, собирала экспозиции. Между прочим, именно она создала и ведет уникальную картотеку, содержащую данные обо всех татарах, проживающих в республике. Кто и где живет, чем занят, в какой помощи нуждается. Сейчас Аминат Магометовна занята серьезным трудом. Она затеяла написать книгу о татарах, живущих в Адыгее. Уже сейчас благодаря ее инициативе в республиканской прессе ежемесячно появляются материалы, в которых рассказывается о наших соплеменниках. Благодаря ей, к примеру, вся республика узнала об интереснейшем человеке, пчеловоде Раисе Маликове, который живет в поселке Шунтук Майкопского района. Он - автор новой технологии разведения пчелосемей, многих уникальных разработок в пчеловодстве.

- Исследования показали, - рассказывает Аминат Иминова,- что основная часть татар появилась в Адыгее в два этапа: это миграция в последней четверти девятнадцатого века и в 1921 году, в период голода в Поволжье. Обе волны переселенцев были радушно приняты местным населением. Людям помогали обустроиться, делились кровом и пищей. Но вместе с тем нужно отметить, что на этой земле было зафиксировано наличие среди адыгов тюрков-болгар, оставшихся еще со времен появления здесь гуннских племен, а также владычества Кубрат-хана. Крупный арабский исследователь Ал-Масуди, живший в десятом веке, утверждал, что между этими тюркскими племенами и адыгами происходили крупные военные столкновения, но вместе с тем они нередко и выручали друг друга в минуты опасности. Об этом же пишет и грузинский автор одиннадцатого века Джуаншер. И если проследить судьбы татарских семей за последние века, то можно констатировать, что многие из них давно стали черкесами. Предки Байкуловых, Индрисовых, Хасановых, Мухамеджановых были татарами, а их потомки стали адыгами. Во многом тому способствовала общая вера - ислам. Татар волжско-камской группы стали называть казанскими - "къэнзал", а уральских, сибирских, астраханских и других нагайцами - "нэгъоями".

Если говорить о новой волне переселенцев-татар, то в начале двадцатого века они компактно селились в аулах Пшизово, Хатажукай Шовгеновского района. Часть закрепилась в аулах Нешукае, Понежукае, Афипсипе, Пшекуйхабле Екатеринодарского отдела (ныне Теучежский район). Это семьи Ганиевых, Магдеевых, Физулиных, Гизатулиных. В те тяжелые годы семьи Ильясовых, Мухамежановых, Багдаловых, Хасановых, Сулеймановых нашли приют и в аулах Егерухай, Хачемзий, Джерокай Майкопского отдела (ныне Кошехабльский район). Татары легко и органично вошли в адыгейское общество, приняв жизненный уклад горского народа, и быстро стали полноправными членами адыгских аулов. Деревенские татары оказались талантливыми овощеводами и птицеводами, а городские - мастерами ювелирного, кожевенного дела, отменными врачами, инженерами, учителями, учеными.

В тридцатые годы прошлого века центральная власть объявила о проведении так называемой "коренизации", которая способствовала бы сохранению наций. Именно тогда адыгейские татары изъявили желание создать свои населенные пункты. Это было продиктовано тем, что молодежь стала забывать язык, культуру, национальные обычаи и традиции. Но заявленная политика оказалась блефом. Ассимиляция под давлением властей стремительно набирала силу. Многие пшизовские, хатажукайские, ходзинские татары очеркесились, а татары Майкопа, поселков Яблоновская и Тульская, станиц Дондуковской и Гиагинской обрусели.

Но "коренизация" оставила и позитивный след. Так, в Шовгеновском и Кошехабльском районах появились татарские аулы (хутора) Киров и Политотдел. В них были открыты школы и ликбезовские пункты, где обучение велось на татарском языке. Собственно, именно это и спасло часть татарской общины от полной ассимиляции.

Сегодня у Аминат Иминовой душа болит за хутор Политотдел. Нет средств на то, чтобы закончить строительство мечети, которая нужна не только старикам. Из-за отсутствия средств на содержание закрыт тут фельдшерский пункт.

- Мы не клянчим деньги, мы хотим заработать их для того, чтобы поддержать хутор,- говорит Аминат Магометовна.- И через вашу уважаемую газету хотелось бы обратиться к властям Татарстана, к Министерству культуры РТ: помогите организовать гастроли в вашей республике талантливой певицы Аллы Кошупаевой, чьи концерты как-то уже с успехом прошли в Казани. Нам очень нужны средства, чтобы поддержать деревенских татар Адыгеи...

Вместо послесловия

В Адыгее чтят великого сына своего народа, писателя Исхака Машбаша, недавно издавшего монументальный исторический роман "Адыги", в котором он рассказал о сложных и кровопролитных страницах жизни своего народа в период правления на Руси Ивана Грозного. Именно тогда Черкесия была присоединена к России. Известно, что любимой женой этого кровавого правителя была черкешенка, с которой он прожил восемь лет и которая затем была отравлена боярами. Черкесы были в особой чести у российских правителей за свою воинскую удаль и преданность. При всей своей воинственности черкесы всегда оставались поразительно гостеприимными и открытыми людьми. В своем романе Машбашу удалось ярко и полно раскрыть национальные черты собственного народа. Не зря этот роман выдвинут в нынешнем году на соискание Госпремии России.

Но Исхак Машбаш не только талантливый прозаик, но и поэт, автор гимна Адыгеи. Красивая, величавая музыка, трогающие душу слова. Есть в этом гимне и такие строки:

Предками выбрано было

Дивное место для нас,

Мужество, мудрость и силу

Дал нам от дедов Кавказ.

Эти строки знают наизусть и наши соплеменники - адыгейские татары. Эти строки говорят и об их родине...

Автор статьи: Гадельшина Гамира, 12.11.2004, выпуск № 228-229 (25304)


Яндекс.Метрика free counters