ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Удмурты Башкортостана
Udmurts of Bashkortostan

ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Башкортостан

Удмурты Башкортостана

На фото - участники удмуртского историко-культурного центра села Новые Татышлы

Согласно материалам V ревизии (1795 г.), на территории Уфимского наместничества проживало 6 912 удмуртов. Приведенные цифры свидетельствуют о медленном росте удмуртского населения региона на протяжении XVIII столетия.

Согласно материалам VIII ревизии (1834 г.) в Оренбургской губернии проживало 11 770 удмуртов. По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Бирском, Белебеевском и Уфимском уездах Уфимской губернии насчитывалось 22 355 человек удмуртов. По сравнении. С данными XVIII в., материалы XIX в. показывают большой прирост удмуртского населения Оренбургской губернии, что, скорее всего, объясняется высоким естественным приростом населения, характерным в XIX в. для Южного Приуралья.

В течение XX в. численность удмуртов в регионе по сравнению с данными конца XIX в. существенно не изменилась. Первая Всероссийская перепист населения 1926 г. зарегистрировала в Башкирской АССР 23 256 удмуртов. По переписи населения 1939 г., удмуртов в БАССР было учтено 25 103 человек, из них горожан – 404 человек. К 1959 г. численность удмуртов Башкирской АССР достигла 25 388 чел. Всесоюзная перепись населения 1959 г. отмечает начало урабанизационных процессов среди удмуртов республики. К тому времени в городах Башкирии проживало 1 654 удмуртов. В 1970 г. в пределах БАССР было зарегистрировано 27 918, в 1979 г. – 25 906, в 1989 г. – 23 696 удмуртов. Удельный вес удмуртов от общего числа населения республики на 1970 и 1979 гг. составлял 0,7 %, 1989 г. этот показатель снизился на один пункт и составил 0,6%.

Материалы трех последних советских переписей населения показывают неуклонный рост городского населения Башкирской АССР: в 1970 г. в городах республики проживало 2 926 удмуртов; в 1979 г. – 4 459; в 1989 г. – 6 214 удмуртов, что составило 26,2 % от их общего числа.

Перепись населения 2002 г. на территории Башкортостана зафиксировала 22 625 удмуртов, что составляет 0,6 % от общего числа населения республики. По данным последней переписи удмурты проживают в следующих городах Башкортостана (свыше 100 чел.): Уфе (811 чел.), Агидели (263 чел.), Бирске (107 чел.), Нефтекамске (1 493 чел.), Октябрьском (233 чел.), Стерлитамаке (110 чел.), Янауле (2 067 чел.). В сельской местности удмурты проживают в Балтачевском (515 чел.), Бураевском (1 472 чел.), Ермекеевском (534 чел.), Илишевском (309 чел.), Калтасинском (2 766 чел., в т.ч. в п.г.т. Краснохолмский – 500 чел.), Краснокамском (105 чел.), Кушнаренковском (299 чел.), Татышлинском (5738 чел.) и Янаульском (4754 чел.) районах. В процентном соотношении удмуртов-сельчан – 72,5 %, удмуртов-горожан – 27,5 %.

Первое письменное упоминание о появлении удмуртов за р.Камой относится к 1572 г., а первое упоминание удмуртских населенных пунктов на территории современного Башкортостана относится, судя по имеющимся источникам, к первой половине XVII в. (1627 г.). основные удмуртские поселения в Башкортостане возникли в XVIII столетии, к XIX в. можно отнести возникновение лишь незначительного их числа.

В Удмуртии этнографическую группу удмуртов, расселившуюся в Башкортостане, называют закамской (Камсьор удмуртъес). Их самоназвание «удморт».

Потомки удмуртов, переселившихся в XVII в. составляют основу современного удмуртского населения Янаульского, Бураевского, Балтачевского районов. Основу удмуртского населения Татышлинского района составили переселенцы конца XVII – начала XVIII в., Калтасинского – переселенцы начала – середины XVIII в. Отдельные группы переселенцев второй половины XVIII столетия составляют крещеные удмурты Илишевского и Ермекеевского районов.

В Башкортостане удмурты расселены преимущественно в башкирско-татарском окружении. Между собой они всех тюркоязычных соседей называют башкирами (башкырт).

Данные лингвистики и этнографии и письменные источники свидетельствуют о южноудмуртском происхождении удмуртов Башкортостана. Но, как отмечают исследователи, в культуре и язвке здешних удмуртов встречаются также незначительные черты, характерные для северных удмуртов. Возможно, среди переселенцев были и их представители.

По некоторым лингвистическим и этнокультурным особенностям удмурты Башкортостана объединяются в несколько подгрупп. Самая крупная из них – буйско-таныпская, которая в свою очередь сама подразделяется на несколько подгрупп: буйскую, таныпскую, канлинскую, ташкичинскую. К буйской группе относятся удмурты основной части деревень Янаульского района. По своим языковым и этнокультурным особенностям удмурты этих поселений очень близки к удмуртам гондырского куста деревень Куединского района Пермского края. К таныпской подгруппе относится население нескольких удмуртских деревень Янаульского района, а также удмурты Калтасинского, Бураевского и Балтачевского районов. Канлинскую и ташкичинскую подгруппы составляют соответственно жители д. Канлы Кушнаренковского и д.Ташкичи Илишевского районов.

Другую крупную самостоятельную подгруппу составляют татышлинские удмурты, в которую входят жители удмуртских деревень Татышлинского района. Удмурты деревень Вотский Менеуз и Князь-Елга Илишевского района объединяются в князь-елгинскую подгруппу. Жители д.Купченеево Ермекеевского района относятся к бавлинской подгруппе, куда также входят жители удмуртских деревень Бавлинского района Татарстана. Язык удмуртов Башкортостана лингвисты относят к периферийно-южному диалекту южно-удмуртского наречия и выделяют в нем несколько говоров. Доля удмуртов, признающих удмуртский язык, в Башкортостане, по данным 1989 г., составляла 90 %, что значительно выше соответствующего показателя по Удмуртии (75,5 %) и является самым высоким показателем по сравнению с другими регионами.

Для говоров удмуртов Башкортостана характерно, с одной стороны, бытование вышедших из употребления в Удмуртии архаизмов, с другой стороны – включение в речь большого числа тюркизмов. Тюркское влияние чувствуется не только в заимствованных словах, но и в морфологических и фонетических особенностях языка удмуртов Башкортостана.

Большинство удмуртов Башкортостана разговаривают на трех языках – удмуртском, русском и татарском. Кроме того, многие понимают башкирский, некоторые – и марийские языки.

Большим своеобразием отличаются удмурты Башкортостана и в конфессиональном плане. Основная их часть придерживается своих традиционных верований, в то время как удмурты в Удмуртии подверглись насильственной христианизации и лишь около 3,9 % из них сохранили традиционную религию. Противопоставляя себя крещеным удмуртам, удмурты Башкортостана называют себя «истинными удмуртами» (чын удмортъес). В последнее время удмурты Башкортостана возрождают свою древнюю религию, находившуюся в советское время под негласным запретом. Почти в каждой деревне проводятся общедеревенские моления. На более крупных моления-жертвоприношения собираются жители нескольких окрестных деревень.

Проживает в Башкортостане и незначительное число крещеных удмуртов – это жители деревень Купченеево Ермекеевского и Вотский Менеуз И Князь-Елга Илишевского районов.

Природно-климатические условия Башкортостана практически не отличались от таковых на старой родине. Это позволило удмуртам адаптироваться на новом месте проживания. Как и раньше удмурты продолжали заниматься пашенным земледелием и подсобным животноводством. Определенную роль в их хозяйстве играли также пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство.

Поселения удмуртов Башкортостана имеют приречное расположение: большая часть их деревень расположена в притоках рек Быстрый Танып и Буй. Традиционным жилищем служили четырехстенные избы, основу планировки которых составляли нары и печь. С конца XIX в. получили распространение пятистенки. Основным строительным материалом служила древесина хвойных пород, в последние годы широко применяется кирпич.

Важным событием в жизни семьи признается возведение нового дома. Строительство дома сопровождается некоторыми обрядами. Например, при подъеме матицы на нее кладут шубу, а под ее концы – клок шерсти и монетку, чтоб в доме жилось тепло и безбедно.

Традиционный костюм удмуртов Башкортостана представляет собой один из вариантов южноудмуртского костюмного комплекса. В конце XIX – начале XX вв. одежду шили из домотканой пестряди, украшенной браным геометрическим орнаментом. Мужской костюм практически не отличался от такового у соседних народов. Основу его составляли рубаха до колен из пестрядинной или белой ткани, полосатые штаны. Головными уборами служили валяные войлочные шляпы и тюбетейки. Основу женского костюма составляла длинная рубаха (дэрем) из пестряди, украшенная оборкой (созы). Поверх нее носили передник (ашет). Летней верхней одеждой служили домотканые кафтаны (шортдэрем): кафтаны черного или серого цвета были повседневной одеждой, в белых шортдэмах ходили на моления. В качестве праздничной одежды женщины надевали безрукавные камзолы из цветного барахата, украшенные позументом. Осенью и весной одевали теплые посконные (зыбын) и суконные (дукес) кафтаны, которые носили и в зимнее время. Зимой также одевали овчинные шубы. Основным типом обуви являлись лапти (кут), зимой надевали валенки (гынсапег).

Очень своеобразными были женские украшения. Поверх грудного разреза рубах женщины носили нагрудники, украшенные монетами и обшитые по краям позументом (тошуко). Широко были распространены нагрудные подвески из монет (сырга и ошет), подбородочные повязки (сакал), накосные ленты (быдес, зырсикузя), а также бусы (весь), серьги (пельгы), перстни (зындес), браслеты (былэзик) и т.д.

Традиционную одежду удмуртки рподолжали носить до 30 – 40-х гг. XX столетия. В дальнейшем ее заменили одеждой, сшитой из покупных тканей, но сохранили традиционный покрой. В настоящее время покупают готовую одежду или же шьют из покупных тканей по современным фасонам.

В традиционной кухне удмуртов Башкортостана широко используются продукты земледелия и животноводства. Наиболее почитаемым продуктом питания являлся ржаной хлеб (зег нянь), в прошлом веке его заменил пшеничный хлеб (чабей нянь). Из муки пекут также различные лепешки (табань, куарнянь, уднянь, мульым), ватрушки (перепечь), шаньги (шанга), пироги с различной начинкой – калиной, картофелем, рыбой и т.д., пирожки (когыли). Основу питания удмуртов составляют супы (шыд) с добавкой круп, овощей, мяса, а также каши (жук), традиционными напитками являются травяные чаи, квас (сюкась), пахта (аръян). Из алкогольных напитков употребляют пиво (сур), медовуху (мусыр), самогонку (вина, кумышка). В настоящее время традиционная кухня сохраняет свои позиции, вместе с тем получили распространение современные городские блюда.

Основу календарных празднеств удмуртов Башкортостана составляют земледельческие обряды. Празднуют Вой (Масленицу), Быдзынал (Великий день, Пасха), проводят Бусы вось (напольное моление) – после завершения весенних полевых работ – в пору цветения хлебов, Сызьыл куриськон (осеннее моление) – после уборки урожая, Тол вось (зимнее моление) и т.д.

Семейные праздники и обряды в основе также сохраняют свою традиционность. Рождение ребенка воспринимается как радостное событие. С целью включения новорожденного в человеческий коллектив проводят различные обрядовые действия. Особо значимыми среди них являются моление-куриськон в честь новорожденного и бэбэй туй («свадьба новорожденного»). Особым размахом отличается празднование вступления в брак – свадьба (сюан). Особенностью свадебных обычаев удмуртов Башкортостана является вилькенак нушкан – умыкание невесты. Данный обычай, хотя и формально, соблюдается по сей день. Собственно свадебные торжества проводятся в два этапа – в доме невесты и в доме жениха. Жених за невесту платит определенную сумму денег – зырдон (букв. «цена головы»).

Наиболее консервативны похоронно-поминальные обряды. Умерших хоронят на деревенских кладбищах (шай), в гробах, ориентируя головой на север или юг. Ранее хоронили на лубе, без гробов. Проводят поминки (кисьтон) на третий, седьмой, сороковой дни, через год. На поминках обязательна кровавая жертва (вира сетон). Устраиваются также общие родовые весенние и осенние поминки. Очень архаичными поминальными обрядами являются кырвонез быдтон и уллань вандон, проводивших в честь умерших потомков.

Современное этнокультурное состояние удмуртов Башкортостана характеризуется процессами модернизации, вызванными глобализацией. Вместе с тем удмурты сохраняют многие свои этноспецифические характеристики, происходит возрождение традиционной религии.

Большая роль в сохранении и развитии традиций и языка удмуртов Башкортостана принадлежит Национально-культурному центру удмуртов в Башкортостане, созданному в 1996 г. в селе Новые Татышлы Татышлинского района.

В декабре 2004 г. в с. Новые Татышлы состоялось открытие Удмуртского Историко-культурного центра «Новые Татышлы». В его задачи входит изучение и сохранение языка, традиций и исторического наследия удмуртов региона.

В деле сохранения и развития языка и культуры удмуртов республики значительную роль играет еженедельная общественно-политическая газета «Ошмес», издающаяся с 1999 г. в с.Верхние Татышлы Татышлинского района тиражом около 2 тыс. экземпляров на удмуртском языке. На страницах газеты находят освещение многие насущные проблемы удмуртов Башкортостана, их история и традиции.

У удмуртов Башкортостана ощущается стремление к расширению связей с материнским этносом. Наряду с центральными, республиканскими, районными они выписывают журналы и газеты, издающиеся в Удмуртии на удмуртском языке. Наиболее популярны среди читателей газеты «Удмурт дунне», «Зечбур», журналы «Кенеш», «Кизили», «Инвожи», «Вордскем кыл».

Выпускники школ поступают в вузы Ижевска и Глазова, некоторые из них остаются там, пополняя ряды удмуртской интеллигенции. Живущие в Удмуртии писатель Фатых Пукроков, известные журналисты Валерий Нуриахметов, Рашит Хайдаров, Ульфат Шайхутдинович и Люза Бадретдиновы, архитектор Касим и Кадим Галихановы, лингвисты Риф Насибуллин и Бибинур Загуляева, доктор медицинских наук, профессор П.Н. Шараев, художники Менкадыр Зидияров и лауреат Государственной премии Удмуртии, заслуженный художник РСФСР Менсадык Гарипов – уроженцы Башкортостана. Известный удмуртский писатель-прозаик Роман Валишин также был уроженцем Республики Башкортостан. Среди одиннадцати удмуртов – Героев Советского Союза один – Ульмас Шакирович Шакиров – из Балтачевского района.

Культура удмуртов Башкортостана испытала влияние тюркской, русской и общероссийской культур. При этом последние воздействовали на нее унифицирующим образом, тогда как влияние тюркского мира придало черты своеобразия местной этнографической группе удмуртского этноса. При всех проявлениях иноэтнического влияния удмуртов Башкортостана сохраняется четкое этническое самосознание.

источник: Региональная общественная организация "Хомай - Народные традиции Башкортостана" (www.homay.ru)


Яндекс.Метрика free counters