ya_palomnik
Нагайбаки Челябинской области
Nagaybaki of Chelyabinsk region

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Татары в России / ...

Нагайбаки

     Ногайбаки, тат. нагайбаклар — этнографическая группа татар, проживающий по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык — говор среднего диалекта татарского языка. Верующие — православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.
     Численность по переписи 2002 года — 9,6 тыс. человек, из них в Челябинской области 9,1 тыс.
     В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.
     Центром нагайбаков является село Фершампенуаз (районный центр Нагайбакского района).
     Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен» известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют ногайско-татарское или казанско-татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде: Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбаково в Бакалинском районе Республики Башкортостан), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, с которыми у казаков существовали интенсивные брачные связи.
     Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском.

     Татарская нация: история и современное развитие, Дамир Исхаков
     Раздел 2.
     Этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти ХХ в.


     I. Проблема формирования нагайбаков.
     Группа крещеных татар, известная как нагайбаки, в конце XIX - начале XX вв. населяла 11 деревень в Оренбургской губ. (это: Требия, Кассельский, Остроленский, Парижский, Фершампенуаз, Астафьевский - в Верхнеуральском уезде; Попово, Варламове, Краснокаменский, Болотово, Ключевский второй - в Троицком уезде). Нагайбаки из других селений той же губернии (в Оренбургском уезде это Нежинское, Ильинское и в Орском уезде - Аллабайтальское и Гирьяльское) к этому времени успели отпасть в мусульманство.
     О происхождении нагайбаков высказывались разные мнения. Одни исследователи связывали их с крещеными ногайцами, а другие - с крещеными казанскими татарами. Имеются и сторонники ногайско-татарских этнических истоков рассматриваемой группы. Наконец, П.И.Рычков в целом считающий, что нагайбаки были крещеными «из магометан», отметил существование у них еще двух компонентов - крещеных «идолопоклонников» и небольшого числа христианизированных «азиатцев» - выходцев из Средней Азии и сопредельных территорий.
     При разнообразии точек зрения по вопросу о формировании нагайбаков важно выяснить их основные этнические составные и раскрыть причины сложения в составе волго-уральских татар этой своеобразной группы, обладавшей особым этническим самосознанием, сохраняющемся и сейчас.
     Другой нашей задачей являлось рассмотрение особенностей расселения и динамики численности нагайбаков в ХVIII - первой четверти XX вв.
     Самоназвание «нагайбаки» становится известным с середины XIX в., что видно, например, из публикации П.Небольсина 1652 г. В последнее время М.И.Ахметзянов привел некоторые данные, не вполне впрочем убедительные, допускающие бытование этого этнонима еще до крещения предков нагайбаков. Но в источниках ХVIII в. - а они являются наиболее ранними - наименование «нагайбаки» не встречается; в них обычно используется понятие «новокрещеные».
     Заслуживают внимания ряд упоминаний «новокрещен» в Восточном Закамье в первой половине ХVIII в. По нашему мнению, среди них находились и будущие нагайбаки. Так, в 1726 г. кунгурский бургомистр Юхнев сообщает о том, что по Казанской «дороге» Уфимского уезда живут «новокрещеные 25 деревень при блаженной памяти царе Иване Васильевиче». О них же в 1729 г. говорит митрополит Сильвестр: «... а иные новокрещеные деревни имеются между бусурманскими деревнями и за Камою рекою близ башкир, а иные и в селитьбах с башкирами живут». Чуть позже, переводчик Уфимской провинциальной канцелярии К.Ураков заявил: «А издревле (разрядка наша - Д.И.) имелись в Уфимском уезде новокрещены около 1500 душ, жительство имели в оном уезде на Казанской, Осинской и Сибирской дорогах в разных деревнях с башкирцами и татарами». Основная часть этих кряшен, по-видимому, проживала на территории Казанской «дороги» Уфимского уезда. Так, согласно «Ландратской переписи» 1715 г., ряд кряшенских деревень имелись в ближайшем соседстве с территорией Казанской «дороги», а именно, в пределах закамской части территории Арской «дороги» Казанского уезда (район будущего Мензелинского уезда).
     До 1736 г. кряшены Уфимского уезда были податным населением. Но в 1736 г. их положение изменилось. По специальному указу Анны Иоановны, в 1736 г. «Уфимских невокрещеных, за их верную службу» было ведено «определить в службу казацкую, и служить им по Мензелинскому и по строящимся новым городам в вершинах Ицких и между Уфы и Мензелинска и ясак с них снять». По сообщению К.Уракова, обустройство «уфимских новокрещеных» выглядело таким образом: «... в 1736 г. Кириллов... построил на р.Ик городок называемую Ногайбацкую крепость (так в тексте - Д.И.), где имеется командир из штаб-офицеров и для обучения их священник, в котором их собрал с женами и детьми... Сложа с них положенный ясак, определил их в казачью службу и отведено им пахотных земель и сенных покосов...угодьи довольно без всякой платы из башкирских земель, как служили при той крепости... После того указу ... расселены из оной крепости по прежнему в разные дороги и деревни... И происком своим...выходили указ из Казанской духовной консистории и построили церковь на Казанской дороге в д.Бакалах».
     Далее К.Ураков предлагал «помянутых новокрещеных собрать в...крепость (в Нагайбацкую крепость - Д.И.) или перевести по линии с женами и детьми и поселить в новостроящуюся с протчими...казаками». Что и было, вероятно, сделано. Во всяком случае, П.И. Рычков писал в 1762 г. следующее: «Нагайбак или Нагайбацкая крепость...по Большой Московской дороге..., а от Мензелинска 64 версты.... В окружении сей крепости издавна (разрядка наша - Д.И.) двоякого состояния люди находились, а именно: новокрещеные и иноверцы. Что до первых..., то их...пристойнее бы старо крещеными именовать. Ибо они как сами о себе сказывают, да и по делам довольно значится, еще во время царя Иоанна Васильевича из магометан, а паче из идолопоклонников, восприняли святое крещение».
     Во второй половине ХVIII в. крещеное служилое население Нагайбацкой крепости и ее окрестностей в документах именовали «крещеными магометанами» или «старокрещеными татарами-казаками» (последнее определение дано в материалах V ревизии, состоявшийся в 1795 г.).
     Итак, нагайбаки длительное время - с 1736 по 1917 гг., были составной частью Оренбургского казачьего войска. Естественно, продолжительное пребывание нагайбаков в казачьем сословии способствовало их оформлению в самостоятельное сословное образование. Но в обособлении нагайбаков определенную роль могла сыграть и специфика их этнической истории. Поэтому, она требует более детального исследования. Прежде всего обратимся к точке зрения об участии в сложении нагайбаков ногайского компонента. Впервые в литературе об этом заявил П.И.Небольсин. Он опирался на мнение астраханских татар, которые считали, что «нагайбаки пошли от нескольких семей ногайцев белой кости». Однако это утверждение напоминает результат народной этимологии, возникшей путем толкования этнонима нагайбак (нагай-бэк, т.е. ногайский князь, отсюда - связь со знатью, «белой костью» и т.д.). Но еще П.И. Рычков писал о том, что название Нагайбакской крепости происходило от названия деревни, а последнее - от имени башкирина, у которого на месте данного селения была летовка. Хотя позиция П.И. Рычкова может быть оспорена, ее мы не можем не принимать во внимание.
     Другой аргумент, доказывающий «ногайское» происхождение нагайбаков, был приведен Е.А. Бектеевой (она сама, как известно, была из нагайбачек). Ссылаясь на документ, имевшийся на руках одного из нагайбаков, она, в частности, привела отрывки из него: «Казань взята царем Иваном Васильевичем I октября 1552 г.; тогда ногаи окрестились (разрядка наша - Д.И.), записались в подушный оклад и переселились на свободные башкирские земли» (Этот документ был известен и Ф.М. Старикову). Но здесь нельзя, упускать из виду то, что в отмеченном источнике упоминаются Уфимская губерния, Мензелинский и Белебеевский уезды. Следовательно, документ был составлен не ранее конца ХVIII в. Поэтому не исключено, что составители документа записали в него укороченный вариант уже известного им самоназвания «нагайбак» (в виде нагай ~ нугай). Тем не менее, полностью от ногайской гипотезы происхождения нагайбаков отказаться невозможно. Во-первых, М.И.Ахметзянов пришел к выводу о связи нагайбаков с с. Апазово, находящемся в Заказанье. Причем он полагает, что этнически родственные нагайбакам группы жили в прошлом и в других деревнях, соседних с с. Апазово (например, в д. Карадуван). А топоним Кара-Дуван (варианты этнонима, легшего в основу этого топонима - дуан, табын) имеет ногайско-кыпчакское происхождение. Во-вторых, говор нагайбаков сходен с говором заказанских кряшен (особенно с примешинским и прикамским подговорами), в формировании которого заметную роль сыграли ногайско-кыпчакские группы. Да и подчеркиваемое в исторических преданиях нагайбаков происхождение их предков от «арских татар», не противоречит гипотезе об участии в их сложении, ногайского (точнее, кыпчакско-ногайского) компонента.
     В то же время нельзя отрицать и включение в состав нагайбаков нетюркских групп. Выше было приведено мнение П.И. Рычкова о том, что часть нагайбаков происходит от крещеных язычников. Скорее всего, это были небольшие по численности группы финно-угорского происхождения. В пользу данной точки зрения свидетельствует то, что в северной части Заказанья - там, где локализуется с.Апазово, в названиях ряда кряшенских селений отложились удмуртские воршудные имена. Да и насчет самого с.Апазово высказывалось мнение, что его жители были когда-то нетюркского происхождения.
     Еще одним слагаемым нагайбаков стали новокрещеные ясачные татары и тептяри. По данным конца ХVIII в. в ряде деревень со «старокрещеными казаками» жили и новокрещеные из татар и тептярей (См. таблицу I). Они в ведомство Нагайбацкой крепости переводились по мере крещения. В результате совместного проживания между этими новокрещеными татарами и тептярями, с одной стороны, и нагайбаками (старокрещеными казаками), с другой, уже в конце ХVIII в. отмечались довольно интенсивные брачные связи.
     В состав нагайбаков в середине ХУШ в. вошли и крещеные «азиатцы» («персиане» - 45, «аравитяне» - 12, «бухарцы» - 3, «каракалпаки» - 2 чел.) - выходцы из Средней Азии. Всего 68 чел. после крещения около 1752 г. были поселены у Нагайбацкой крепости. Е.А. Бектеева именно с «воспринявшими святое крещение» выходцами из Средней Азии (точнее, бежавшими из плена у казахов), связывает представителей таких фамилий, известных среди нагайбаков, как Агабашевы, Араповы, Карабашевы.
     На основе смешения разных по происхождению групп и образовалась, по образному выражению Е.А.Бектеевой, «как бы особое племя» (3, л.6). Формирование нагайбаков как самостоятельного этносословного образования началось с 1730-х гг. и завершилось не позже середины XIX в., когда становится известным этноним «нагайбаки». Во второй половине XIX - начале XX вв. нагайбаки начали постоянно выделяться в качестве отдельной этнической единицы. Усвоение «нагайбаками особого этнонима - а они вплоть до 1939 г. в паспортах в графе «национальности» имели запись «нагайбак» - было связано как с этнической историей этой группы, так и другими причинами (сословное и территориальное обособление от остальных татар).

     Таблица 1
     Этносословные группы в населенных пунктах нагайбаков (1795 г.)
Населенные пункты Этносословные группы Их численность
Муж. Жен.
Нагайбацкая крепость Казаки 139 122
  Отставные солдаты 31 35
  Помещичьи крестьяне 17 20
  Ясачные новокрещеные татары 18 21
  Ясачные новокрещеные тептяри 80 74
Бакалы (село) Старокрещеные татары-казаки 148 160
  Тептяри (крещеные?) 18 15
  Ясачные крестьяне, приписанные к заводу 38 31
  Церковнослужители 8 12
Старое Костеево Старокрещеные татары-казаки 66 120
Шершелы Крещеные казаки  137  179 
  Ясачные крестьяне, приписанные к заводу 72 49
Балыклы Татары-казаки 60 63
  Ясачные тептяри 24 12
  Ясачные крестьяне, приписанные к заводу 12 12
Старые Маты Татары-казаки 81 53
  Новокрещеные тептяри 19 11
Старое Килеево Старокрещеные татары-казаки 110 136
Старое Умерово Старокрещеные татары-казаки 88 95
Новое Умерово Старокрещеные татары, ранее приписанные к Петровскому заводу 63 46
  Ясачные татары 64 58
Старое Зияшево Старокрещеные татары-казаки 179 233
Новое Юзеево Старокрещеные татары-казаки 70 71
  Старокрещеные ясачные татары 69 83
  Старокрещеные татары-тептяри 3 5
  Ясачные тептяри 35 38
Старые Усы Старокрещеные татары-казаки 13 44
Ахманово Старокрещеные татары-казаки 74 65
  Старокрещеные татары-бобыли 5 1
  Ясачные крестьяне 15 6
Старое Иликово Старокрещеные татары-казаки 141 125
     Население двух деревень (д.Балыклы и д.Ст.Мавы), возможно, состояло из некрещеных казаков.
     Несомненно, этническую основу нагайбаков образовали христианизированные казанские татары. Можно с определенной осторожностью говорить о том, что тут под «казанскими татарами» следует понимать их поздний - ногайско-кыпчакский компонент (дополнительное подтверждение этого тезиса см. ниже). Предки нагайбаков, особенно тюркского происхождения, были явно обращены в православие во второй половине ХVI в. Кроме уже приведенных на этот счет данных, сошлемся на мнение одного из нагайбаков из поселка Нежинское (около 1910 г.). В частности, он пишет: «...По слухам ему известно, что отдаленные предки его были татары (разрядка наша - Д.И.), крещеные при покорении г.Казани».
     Вероятно, среди нагайбаков некоторая их часть была не слишком привержена христианству. Так, из одного, дела ХVIII в. известно, что «для новокрещеных Нагайбацких казаков Неплюев рекомендовал «без строгости ко всякому благочестию приводить», ибо были случаи, что они женили на 10-летних девочках своих малолетних сыновей и таили детей от крещения» (разрядка наша - Д.И.). Переселенные в 1842 г. в Оренбургский уезд нагайбаки, попавшие в окружение татар-мусульман (в т.ч. и живя в общих селениях с татарами-мусульманами из казачьего сословия), начали с ними быстро сближаться. В 1910 г. нагайбаки из Оренбургского уезда (пос.Нежинское) стремясь обосновать свое желание перейти в мусульманство, писали: «...в прошлом веке прадеды мои, будучи в числе других магометан-казаков, принудительно присоединены к православию, тайно продолжали исповедовать магометанскую религию». В других же их прошениях о разрешении перейти в мусульманство, речь также идет о предках-мусульманах или татарах. К началу XX в. нагайбаки Оренбургского уезда отпали в мусульманство (о переходе 23 нагайбаков в мусульманство из пос.Ильинское см. также: 21, лл.129,205). В настоящее время они практически не выделяются среди других татар Оренбуржья, хотя память о том, что предки у них были нагайбаками, сохраняется и сейчас.

     II. Расселение и динамика численности нагайбаков в ХVIII - начале XX вв.
     До рассмотрения особенностей расселения нагайбаков в Восточном Закамье в ХVIII в., попытаемся определить первоначальный район их проживания. Как уже указывалось, этим районом скорее всего было Заказанье. Приведем дополнительные данные, подтверждающие высказанное мнение.
     Прежде всего, нуждается в интерпретации предание о происхождении нагайбаков от «арских татар». Во-первых, в памяти жителей (крещеных татар) с.Карабаян (Богородицкое) Лаишевского уезда Казанской губ. сохранились сведения об одном из их родоначальников - Исхаке, бывшем «княжеского рода» и при «взятии Казани командовавшем арскими наездниками, казаками»(разрядка наша. - Д.И. ). Тут уместно напомнить, что среди нагайбаков имелись и потомки крещеных мурз. Отсюда возможная связь между этими «арскими наездниками (казаками)» и предками нагайбаков, считавшимися «арскими татарами». Во-вторых, в Казанском ханстве известна группа «Арских князей», которая владела, как было нами установлено Арской «даругой» с центром в г.Арске. В ХVI-ХVII вв. потомки этих князей назывались «служилыми татарами» (князьями, мурзами, татарами). Вначале они жили на территории именно Арской «даруги».
     Топонимические материалы позволяют уточнить место проживания предков нагайбаков до середины XVI-XVII в. Так. названия двух населенных пунктов нагайбаков - Ахманово и Килеево (известны с 1760 г.) отложились в северном Заказанье (территория Казанского уезда), где имеются татарские деревни Килеево и Ахманово (Балтачи). Кстати, они расположены очень близко от д. Апазово и д. Карадуван, о которых уже речь шла. Недалеко от этих сел находится д.Старый Яваш, название которой созвучно наименованию еще одного населенного пункта нагайбаков - Зияшево (Дияшево - отсюда: Ияш ~ Яваш). Но часть названий деревень нагайбаков находит параллели и в топонимических материалах Лаишевского, а также Мамадышского уездов Казанской губ. Например, д.Балыклы - Чукаево имелось в первом, а д.Балыклы - во втором из этих уездов, в то же время такое же название имело в ХVIII в. и одно из селений нагайбаков в Восточном Закамье. Наконец, в Менэелинском уезде Уфимской губ. между 1762-1795 гг. известны такие татарские деревни (в т.ч. и частично, кряшенские), как Усы, Ахманово, Калейкино (Бакалы), Старое Зияшево (Зияшево), Балыклы, Апасево (Апачево), Шершилы. Можно высказать предположение, что рассмотренные топонимы «отложились» в процессе постепенного продвижения предков нагайбаков из Заказанья в юго-восточном направлении.
     Возникает вопрос: когда представители этой группы переселились в Восточное Закамье?
     Бесспорным является нахождение будущих нагайбаков на территории Уфимского уезда к 1726 г. (см.выше). К этому времени они уже были расселены в отдельных деревнях, что и позволяет говорит об их миграции в Восточное Закамье до этой даты. Переселение предков нагайбаков в Уфимский уезд вряд ли произошло ранее проведения Закамской линии в 1652-1656 гг. Косвенным подтверждением этой даты являются выводы М.И. Ахметзянова, который высказал предположение о том, что обнаруженное возле с.Катмыш Муслюмовского района Татарстана мусульманское кладбище с эпиграфическими памятниками конца ХVII - начала ХVIII вв. (от 1678 по 1718 гг.), принадлежало нагайбакам. Мы допускаем такую возможность, так как часть предков нагайбаков могла исповедовать ислам (см. замечание В.Э.Дена о том, что жители Нагайбацкой крепости «крещеные и некрещеные»). Поэтому время переселения нагайбаков в Восточное Закамье следует датировать второй половиной ХVII - началом ХVIII вв. Не исключено, что до этого они уже имели ряд переселений в пределах Заказанья.
     В 1736 г. д.Нагайбак была переименована в крепость. По-видимому, тогда в этом населенном пункте уже жили предки нагайбаков. К. Ураков в 1730-х гг. отмечает «на Казанской дороге д. Бакалы», жители которой, «новокрещены ... казачьей службы», добились разрешения от Казанской духовной консистории построить церковь». По сведениям К. Уракова явствует, что «новокрещеные казаки» жили не только в Нагайбацкой крепости и с. Бакалах, но и в ряде других деревень. Действительно, П.И. Рычков сообщает о том, что «служилые казаки» были расселены в Нагайбацкой крепости, в одном селе (Бакалах) и 10 деревнях в округе этой крепости. Если учесть, что данные, приводимые этим автором, относятся к 1762 г., то можно расшифровать и названия указанных 10 деревень. Согласно Ф.М. Старикову, в 1760 г. будущие нагайбаки кроме крепости и с.Бакалы, жили в следующих деревнях: Большие и Малые Усы, Дияшево, Новая, Балыклы, Акманово, Сарашлы, Килыво, Илечево, Кастеево, Маты. Этот перечень совпадает с данными V ревизии (1795 г.), лишь написание названий некоторых деревень несколько иное (см. таблицу 1). С 1780-х гг. населенные пункты нагайбаков входили в состав Белебеевского уезда Оренбургской губ.
     В первых десятилетиях XIX в. нагайбаки продолжали жить в тех же селениях, что видно по материалам за 1823 г. (см. таблицу 2). Кроме казаков в населенных пунктах нагайбаков жили еще «новокрещеные тептяри», «тептяри», «старокрещеные» (в основном, скорее всего, татары), ясачные крестьяне (часть из них также была татарами) и ряд других групп, по-видимому, нетюркского происхождения. Нам думается, что этническое смешение происходило прежде всего между тептярями (включая и крещеных), старокрещеными татарами и старо крещеными казаками. Кроме того, этнокультурные контакты у нагайбаков имелись и с другими кряшенами Белебеевского уезда. На основе взаимного смешения и культурного сближения в районе Нагайбацкой крепости до начала 1840-х гг. шел процесс формирования одной из локальных групп крещеных татар. Однако в 1842 г. этот процесс был прерван.
     В 1842 г. в связи с изменением границ территории Оренбургского казачьего войска, нагайбаки в числе 1250 человек муж. пола, входившие в Бакалинскую и Нагайбацкую станицы, были переселены далеко на восток и поселены в населенных пунктах Кассель, Фершампенуаз, Париж, Требия, Краснокаменск, Астафьевский в Верхнеуральском уезде. Часть из них поселилась в казачьих селениях Неженское, Ильинское, Подгорный Гирьял, Аллабайтал. Тогда же или несколько позже, нагайбаки были поселены в селениях Попово, Варламове, Ключевском-втором. В 1842 г. все нагайбаки-казаки были выселены в новые места проживания, но другие группы кряшен, жившие с ними в одних и тех же деревнях, остались в Белебеевском уезде. Поэтому, практически все населенные пункты нагайбаков, но уже без казачьего населения, сохранились на их прежней родине. Оставшиеся тут крещеные татары образовали самостоятельную бакалинскую подгруппу кряшен. Последняя, несмотря на свою близость к нагайбакам, является все же особой этнокультурной единицей. В память о былом проживании в Белебеевскон уезде нагайбаки сохранили татарские наименования своих новых поселков: Кили (Кассель), Сарашлы (Остроленко), Балыклы и Жашади (от Зияшево), (Париж), Качти (Варламово, Попово), Мача (от Мата), (Варнинское), Нагайбак (Астафьевское), Бакалы (Ключевское 2-ое).

     Таблица 2.
     Этносословные группы нагайбаков по отдельным населенным пунктам (1823г.)
Населенные пункты Этносословные группы Численность муж. пола
Нагайбацкая крепость Казаки 109
  Тептяри 70
  Государственные крестьяне 22
  Отставные солдаты 19
  Церковнослужители 18
  Дворовые 12
  Шляхтичи 7
Бакалы (село) Новокрещеные тептяри 20
  Казаки 111
  Ясачные крестьяне 112
  Церковнослужители 99
Ахманово Казаки 68
  Новокрещеные тептяри 20
  Старокрещеные татары 22
  Ясачные крестьяне 12
Балыклы Казаки 59
  Новокрещеные тептяри 32
  Ясачные крестьяне 33
Зияшево Казаки 207
  Ясачные крестьяне 6363
Иликово Казаки 126
  Старокрещеные татары 54
Костеево Казаки 47
  Удельные крестьяне 124
Килеево Казаки 96
  Новокрещеные тептяри 4
  Ясачные крестьяне 182
Маты Старые Казаки 88
  Тептяри 32
Маты Новые Старокрещеные 105
Усы Старые Казаки 39
  Старокрещеные татары 101
  Отписные выморочные крестьяне 32
  Ясачные крестьяне 31
  Новокрещеные черемисы 22
  Экономические крестьяне 10
  Отставные солдаты 2
Шерашлы Казаки 144
  Старокрещеные татары 53
  Ясачные крестьяне 34
     Во второй половине XIX - начале XX вв. нагайбаки продолжали жить в указанных выше населенных пунктах. В некоторых из них, кроме русских казаков, имелись и казаки из калмыков. Таким образом, в новых районах проживания нагайбаки вошли в несколько иные, чем прежде, этнокультурные связи. Несомненно, географическая оторванность от основной массы волго-уральских татар и новые этнокультурные контакты, возникшие после 1642 г., усилили у нагайбаков специфическое этносословное самосознание. Причем, как отмечает Е.А. Бектеева, они на башкир смотрели с «пренебрежением», а к русским относились с «уважением», но «не считая...себя ниже их». Русские же не считали нагайбаков ровней себе, смотрели на них «свысока». Такое взаимное «выталкивание» явно способствовало оформлению нагайбаков в отдельную этнокультурную общность со своим самосознанием.
     Теперь обратимся к вопросу о динамике численности нагайбаков в XVIII - начале XX вв. (см. таблицу 3). Как видно из приведенных данных, численность группы нагайбаков в XVIII в. была относительно небольшой. Малые размеры группы позволили ей консолидироваться относительно быстро. Тем более, что населенные пункты нагайбаков в ХVIII в. были расположены довольно близко от Нагайбацкой крепости. Несмотря на значительное увеличение численности нагайбаков в XIX - начале XX вв., эта группа оставалась численно небольшой, что помогло ее представителям сохранить внутригрупповые связи.

     Таблица 3.
     Численность нагайбаков в начале XVIII-XX вв. (в тыс. чел)
Годы 1719 1744 1762 1795 1833 1857 1897 1920 1926
Численность 1,5 1,8 2,7 2,8 5,5 6,8 8,7 8,9 11,2
     К началу XX в. нагайбаки были вполне сложившейся сословно-этнической (этносословной) группой крещеных татар. Так как крещеные татары в структуре волго-уральских татар занимали обособленное положение, нагайбаки, имевшие не только особый этноним и устойчивое самосознание этнического характера, были наиболее изолированной частью крещеных татар. Специфический путь развития нагайбаков обусловлен как вхождением их в сословие казаков, так и особенностями тех этнических компонентов, которые приняли участие в их формировании. Важную роль в становлении нагайбаков в качестве особой этносословной группы сыграла и их ранняя христианизация.

free counters

Яндекс.Метрика