ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Село Большое Татарское Караево
Темниковский район Республика Мордовия
Village Big Tatar Karaevo


ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Мордовия

Мулла Чапаев

Беленькая новенькая мечеть стоит посередине села Татарское Караево. Рядом - добротные дома за могучими железными воротами. И только перед мечетью прозрачная оградка. Нам рассказали, что эту мечеть построили жители Татарского Караева года два назад на свои средства. Мулла живет в соседнем селе Тювееве. А если интересно, можно заехать к нему в гости и поговорить.

И вот мы подъехали к "синему дому", как нам указали в магазине Тювеева - тамошнем справочном бюро. Стоим около дома и сомневаемся: постучать ли, покричать ли. Пока переминались с ноги на ногу, в окошко выглянул улыбчивый дед.

- Дочка, кого вам?

- Мы ищем Чапаева.

- Это я.

- Позволите нам войти?

- Проходите, пожалуйста.

Поднимаемся по лестнице с неприколоченными досками, входим в комнату. Старик отмахивается беспалой ладонью правой руки от моего корреспондентского удостоверения:

- Дочка, грабители не спрашивают приглашения, сами вламываются!

Идяят Мирзожанович Чапаев - караевский мулла. "Незаконный мулла", как он выразился. Только думаю, что он не прав - муллой его выбрали. Это и уважение ему, бывшему учителю, 43 года проработавшему в местной школе, фронтовику и орденоносцу (орден Боевого Красного Знамени, орден Славы и еще целый иконостас орденов напоминает о боевом прошлом Идяята Мирзожановича), и признание - он один из немногих в округе читает Коран. Мечеть в Караеве построена на том самом месте, где она и была в прежние годы, до организации колхоза, когда ее разрушили. А вот три года назад отстроили вновь. Миром-сбором.

- Долго мы собирались, чтобы помолиться, по частным домам, а вот года три назад - праздник был наш, Ураза - я спросил: сколько можно по домам мыкаться?! Давайте сами мечеть построим. Это память останется детям, внукам и правнукам. И решили - делаем. Вынул я сто тысяч, положил на стол. Еще поднялись люди, денег положили. А один женщина, из Ленинграда она, сразу миллион внесла. И татары из района прослышали, что мы собираемся мечеть строить, - тоже помогли. Хотели своими силами, но подумали: сегодня один не сможет поработать, завтра еще кто-то, затянется строительство. Наняли бригаду. Они стены сложили, а денег уж и не осталось, собрали еще. Я почти год каждый день по дворам ходил... Колхоз материалом помог, район - немного деньгами. И построили мечеть за год!

- А когда вас выбрали муллой? Как это было?

- А так. Приехали ко мне лет шесть назад на лошадях два старика и говорят: "Идяят абый, ты нас учил, ты наших детей учил, ты Коран можешь читать (а его читают только по-арабски. - Т.К.). Служи нашим муллой". Когда я маленький был, меня мать научила. По вечерам она меня заставляла Коран читать. При коптилке.

- А учителем когда начали работать?

- После восьми классов. А потом самовольно убежал в татарское педучилище в Лямбир под Саранском. Документы мне вдогонку прислали. Математику я решил хорошо, а по русскому языку сделал всего пять ошибок - три орфографические и две пунктуационные (это слово Идяят абый произнес без запинки, а вот от традиционно татарского "она сказал" даже за годы преподавания не избавился. - Т.К.). И директор училища пообещал, что меня примут, потому что однокурсники в одном только заявлении о приеме не меньше полусотни ошибок лепили. Учился, а потом война. С фронта демобилизовали по ранению - три с половиной месяца в госпитале пролежал, к матери приехал. Куда меня устроить? Председателем колхоза - не захотел. Поработал неделю председателем сельского совета и попросил освободить меня от этой должности - кто ж выдержит: что ни день, то кого-нибудь надо послать на лесозаготовки, то натуропредприятие - надо рабочую силу, то в ФЗУ.

- И везде силком отправлять надо было?

- Да. И все грозились: не выполнишь приказ - мы тебя на фронт отправим. В военкомате помогли - устроили военруком, потом учителем физкультуры. В Караеве был директором начальной школы. И историю преподавал, и немецкий язык, и русский в татарских классах, и в продленке перед пенсией работал. А сейчас ученики мои бывшие спрашивают, почему же я их не научил по-арабски читать - больше народу теперь Коран знало бы. Нельзя было, пронюхали бы - сразу же посадили бы.

- Идяят абый, есть ли в приходе у вас семьи, где исповедуют разные религии?

- Нет, у меня только мусульмане. Но вот не все соблюдают правила. Чтобы быть настоящим мусульманином, надо пять раз намаз делать - утром, в обед, перед закатом солнца, после заката и вечерний. Ураза у нас праздник есть - перед ним целый месяц надо говеть. А у нас постятся только старики да старухи, пять раз намаз делают, может, три старухи. Надо нищим, калекам помогать, давать средства, сколько можешь. Надо Саудовская Аравия ехать - в Мекка и Медина. Но это необязательно, по возможности. У кого деньги есть. Из больших городов муллы ездят, у них сборы большие.

- Дети в мечеть приходят?

- Туда ходят лет с 15-16, раньше не надо - у нас вера строгая, незачем малышне в мечети баловаться. Прежде было больше молодых, а теперь они стесняются молиться. И потом, чтобы идти в мечеть, надо тоже правила выполнять. Правил много, сразу не расскажешь. Да и я не все знаю и выполнить могу - образования нету столько, да и старый уже - здоровья не хватает. Я ведь с 1920 года - мне 78-й год идет.

Но, несмотря на возраст, Идяят абый быстро собрался и поехал показать нам мечеть. Сняв обувь у порога, прошли в моленную. Чисто, уютно, спокойно. А старик суетился, показывал Священный Коран, минарет и новый газовый счетчик, купленный на общие деньги, чтобы лишнего за отопление не сдирали. Хранитель традиций, Идяят абый сетовал, что уж и здоровье не то, и возраст... Но еще он рассказал, что один из его прихожан берет на службы маленького внука. Мальчишка уже знает молитвы.

www.penzem.narod.ru


Яндекс.Метрика free counters