ya_palomnik
История села Актуково Нижегородская область
Village Aktukovo the Nizhniy Novgorod region

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Татары в России

Село Актуково (Янгыпар - Новопар)

     Селение расположено на правом притоке Пара и на берегах озера. Официальное название – Актуково. В народе больше известно как Новопар (Новый Пар). Слово "пар" в названии в данном случае имеет ключевое значение – оно помогает нам понять смысл названия реки в целом и дает ключ к пониманию истории Степи. Название "Актуково" происходит от имени основателя селения Актука. Долгое время он выступал в качестве главы деревни. Следует заметить, что статус селения отличался от обычного статуса татарских деревень как поселений служилых татар – до событий Разинского восстания. Актуково считалось особой Десяткой, подчинялось властям как единое целое, тогда как татары других селений были на учете поименно. В Актукове вопросы, связанные со службой, назначение на службу для выступления в поход, освобождение от службы, вопросы владения землей решались самостоятельно главой Десятки. В других селениях эти вопросы непосредственно решались воеводой и уездной Приказной избой. Поэтому роль главы десятки Актука была исключительно велика, и он пользовался большим авторитетом.
     Интересный рассказ о происхождении Актука и его товарищей содержится в книге финского писателя – выходца из Актукова Хасяна Хамидуллы "Янапар" (Новопар). Он считает, что Актук и его товарищи являются выходцами из сибирско-тобольских мест, тем самым подтверждает версию Г.Ахмарова о позднем исходе нижегородских татар из Сибири. Переселение произошло в конце XVI – начале XVII вв. после покорения русскими отрядами, а т.ч. отрядом Тимофея Ермака ханства Кучума. Ссылаясь на официальные документы того времени, царь Федор Иоаннович через воеводу Ф.Елецкого благодарил Б.И.Доможирова и подчиненных ему служилых татар, детей боярских, атаманов, казаков, среди которых было много татарских беженцев из внутренней России за совершенный подвиг – победу над Кучумом. Татарам, добровольно перешедшим на сторону русского государства, царь предлагает поселиться в России. Большую роль в агитации сибирских татар сыграли российские татары. Актук, заинтересовавшись посулами царских людей, сколотив группу, переселяется в места современного обитания татар, в частности, в Припьянье.
     В известных автору исторических источниках Актуково впервые упоминается в 1660 г. В этом году представители Актуковой Десятки, Кадомки, Уразовки, Айтарскова, Кузьминки, Трехозерки, Красного Яра и Ключища обращаются к большому боярину, ближайшему соратнику царя Б.И.Морозову с письмом, в котором напоминают об обещаниях, данных им во время Смоленского сражения, о бесплатном отпуске леса. С таким же письмом к боярину обращаются татары Шубина, Карги, Семеновки. В этом документе отражается факт участия актуковских татар, как и татар других селений, в крупном и длительном сражении под Смоленском. Боевые подвиги татар были оценены высоко. Со своей стороны боярин Б.И.Морозов, имевший крупные поместья в Арзамасском и Нижегородском уездах, обещал отпускать татарам строевой лес бесплатно. Приказчики же, не знавшие об обещаниях хозяина, отказывались отпускать лес. Татарам пришлось напомнить – делегированные представители татарских селений ездили с письмом в Москву, добились положительного решения вопроса.
     Следует заметить, что в языке и культуре актуковских татар, как и татар окрестных селений, много общего с татарами Сибири. Известно, что сибирские татары употребляют такие же продукты, какие знают и употребляли актуковские татары – катык, каймак, айран, катлама, талкан, пэрямэц, бялеш, казы. Схожие названия употребляются в языке сибирских татар для многих предметов, растений – церак, кушага, аран, цангы, сал, колац, цагыр, карагат, балан, мэлэш и др.
     Как заметил С.П.Толстов, в культуре татар Припьянья много общего с остяками (хантами), мантами, с которыми тесно контактировали сибирские татары (выдвижной очаг, женское платье – юле кюльмэк). С тех же мест перенесен способ вязки крыши соломенными арками, зафиксированный в соседней деревне Медяна. На общность говоров татар Кзыл-Октябрьского района Горьковской области и Сибирских (тобольских, бараблинских и др.) татар указывается в работе Р.Ф.Шакировой. Она считает, что говор татар Кзыл-Октябрьского района близок к классическому куманскому (кипчакскому) языку, известному по памятникам XIII-XIV вв., о чем говорилось и во многих статьях автора данной книги.
     Новый Пар – народное название селения. В основе названия лежит слово "пар" (об этом см. статью "Пара"). В этом названии слово использовано не как приток реки (приток реки существовал и до этого – не появился же новый приток), а как новое владение, новые земли, данные им во владение.

     Название "Новопар" вызвано переселением актуковцев на вновь отведенные земли. В 1667 г., учитывая заслуги актуковцев в период Разинского восстания, надежным людям деревни (они официально назывались "лучшими людьми") дополнительно выделяется 150 четей земли (это значило по 150 четей на трех полях), что приравнивается примерно к современным 500 га. Как указано в документе, приведенном Хасяном Хамидуллой, владельцами земли были Тугай с сыновьями, Нурани сын Таурыя, Симай сын Актука, Сафар мулла сын Алмакая, Актук сын Келяша.
     С расширением владений актуковцы меняют место поселения – с прежнего места рядом с Уразовкой, расположенного к северу от нее на правом берегу притока Пары, переселяются на место современного обитания. Актуково в народе стало называться "Новым Паром", сохранив свое официальное название.
     В литературе предпринимались попытки увязать название "Новопар" с татарской деревней Пара. А.С.Коробкин высказал предположение о том, что актуковцы переселились из этой деревни, расположенной между современными Юрьево и Паново-Леонтьево к северо-западу от Гагина. Действительно, татарская деревня с названием Пара была обнаружена во время похода Иоанна Грозного на Казань в 1552 г. Известна судьба предводителя этой деревни – Бахмета (Мухамеда), он стал родоначальником двух дворянских родов – Бахметьевых, Юрьевых. О судьбе остальных жителей ничего не сообщается. Но твердо можно сказать, что связь между этими селениями не прослеживается. Если бы их жители переселились на новое место, то промежуточного названия Актуково не было бы.
     Известно, что поблизости от Пары после похода Иоанна Грозного появился погост Сакма (погост – молитвенное место на пустом месте). Таинственной является история появления погоста Сакма. Сакма - это историческое место, расположенное в треугольнике между Ендовищем, Чернухой и Каргой (слово "Сакма" обычно переводят как место стоянки войска), где происходило сражение между русскими и татарами. Слово вошло в обиход после Пьянского побоища (1377 г.). Почему это название на новом месте получил погост – непонятно. Возможно, как памятник победы русских над местными татарами. На эту мысль наталкивают рассуждения А.С.Коробкина, пытающегося увязать возведение погоста Сакмы с памятью о жестокой сече русских князей с татарами на Пьяне, в результате которой погиб великий князь Иван Брюхатый .
     А.М. Орлов, "Нижегородские татары"

free counters

Яндекс.Метрика