ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татары-мишари (мишэрлэр) в Пензенском крае
Tatar-mishars (misharlar) in the Penza region

ГлавнаяТатары в РоссииПензенская область

Татары-мишари (мишэрлэр) в Пензенском крае

Татары-мишари (мишэрлэр) - одна из этнографических групп татар Среднего Поволжья и Приуралья. Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены). Татары-мишари Пензенской области

На 1990 год татар в России проживало около 5,5 млн человек, из них 80 тыс. человек, в основном мишари, в Пензенской области, что составляло 5,4% всего населения области. Наибольшее число татар сосредоточено в Неверкинском районе (48,3% населения района), а также в Городищенском (41,9%), Сосновоборском (30,2%), Кузнецком (27,2%), Каменском (22,6%), Лопатинском (19,8%), Пачелмском (14,5%), Шемышейском (10,8%) районах. Небольшое количество проживает и в других районах.

Все они относятся к кузнецкой подгруппе волжско-правобережной группы мишар. В территориальном плане все мишары делятся на несколько групп, но наиболее самобытными являются окская, или темниковская, и сергачская группы. В результате расселения темниковских мишар возникли кузнецкая, лямбирская (Среднее Посурье) и хвалынская (саратовская) подгруппы.

Язык татар относится к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. До 1929 татары пользовались арабской письменностью. Разговорный язык татар делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Диалект мишар, в свою очередь, делится на две группы говоров: цокающий и чокающий. Говоры мишар Пензенской области относятся к чокающей группе.

В антропологическом плане мишары Пензенской области относятся в основном к европеоидному (понтийскому) типу (длинноголовость, темная или смешанная пигментация волос и глаз, высокое переносье, значительный рост бороды). Непосредственными предками мишар были тюркоязычные племена, жившие в 9–14 вв. на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более северные районы Среднего Посурья и Примокшанья. В 14 в. на р. Мокше возникает золотоордынский улус Мухши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен происходит формирование мишар.

После развала Золотой Орды территория формирования мишар оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В русских документах 14–15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т.д.). В источниках 16–17 вв. встречаются термины «служилые татары», «посопные татары», «буртасы-посопные татары».

Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они не считают самоназванием, относят себя к татарам.

После присоединения Поволжья к Московскому государству (16–18 вв.) для мишар характерна активная миграция по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. В связи со строительством засечных черт в 17 в. началось заселение мишар Пензенского края. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х гг. пришли в Верхнее Примокшанье и участвовали в основании Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. Здесь обосновались татарские князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кушаевы. В 1660–80-x гг. они вместе с темниковскими татарами участвовали в строительстве Мокшана, Пензы, Городища, основали у Пензы деревни Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). В свою очередь, пензенские служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане (деревни Пенделка, Исекеево, Усть-Уза).

С давних пор у мишар, как и вообще у татар Поволжья, в хозяйстве было распространено пашенное земледелие с применением тяжелого колесного плуга-сабана. Сушка хлеба в снопах осуществлялась в овинах-шишах. Выращивали в основном зерно, а также технические и огородные культуры. Особо было развито скотоводство, где преобладал мелкий и крупный рогатый скот.

Среди ремесел наиболее развитыми были ювелирное и кожевенное.

Вплоть до конца 19 в. общинные и семейно-родственные отношения татар в основном регулировались народными обычаями (гадет) в сочетании с нормами мусульманского права (шариат). В татарских общинах действовал неписанный закон родственной помощи, а также соседского права (курше хакы), по которому сосед приравнивался к родственнику. Традиционный характер носили опека над осиротевшими детьми, слабыми хозяйствами, поддержание общественного порядка и норм общественной жизни. Многовековой социальный опыт выработал традиции совместного труда, празднования, проведения досуга молодежью.

Широкое распространение у татар имели «помочи» при выполнении срочных трудоемких работ (поднятие сруба дома, обмолот хлеба).

Особо организованы помочи девушек: для обработки заколотых гусей, льна и холста. За выполненную работу по обычаю, кроме угощения, вознаграждения не полагалось. С осени до весны сельская молодежь организовывала посиделки, где девушки пряли, вязали, пели песни, а парни веселили их разговорами, игрой на гармошке.

Важное значение придавалось пpaздникaм, особенно весенним: у мишар Посурья это девичий праздник зим-чэчэк (праздник цветов), йомырка бэйрэме (буквально: яичный праздник), а у казанских татар – сабантуй (праздник сева). Особое место в жизни мишар занимали мусульманские праздники: рамазан бэйрэме, корбан бэйрэме и др.

Несмотря на исчезновение некоторых обычаев, например обычая избегания – кан тоту (соблюдение молодой женщиной по отношению к родственникам мужа многочисленных запретов), семейно-родственные отношения татар Посурья также сохраняют сегодня традиционный облик. Исчезли из традиционной свадьбы многие старые обряды, но некоторые сохранились: это сватовство, сговор, религиозное оформление брака (никах туй) в доме невесты, проводы невесты из родительского дома, встреча ее в доме жениха, приобщение молодой к роду (семье) мужа. Продолжает существовать и обычай выплаты символического выкупа (калыма) за невесту. Заметную часть быта составляли обряды, связаные с рождением и смертью человека. Похоронный обряд совершался в соответствии с нормами ислама, правда, с учетом местных условий. На могиле, как правило, сажали дерево или кустарник. Поминки проводились на 3-, 7-, 40-й день после смерти и через год. Большинство обрядов в несколько видоизмененном виде сохранилось до сих пор.

В фольклоре мишар представлены сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Наиболее распространенными музыкальными инструментами мишар были гармонь-тальянка и скрипка. Татарские народные танцы, как и песни, преимущественно сольные. Имеются особые мужские и женские танцы. В настоящее время многие особенности мишар снивелировались и стали общетатарскими.


Яндекс.Метрика free counters