ya_palomnik
Татары Бурятии
Tatars in Buryatiya

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Татары в России / ...

Татары в Бурятии

     Сажида Баталова

     Великое переселение народов оставило свой след в истории. Во II-V веках н.э. появилась огромная страна – Кыпчак (Кыпчакбаши или Дешт-и-Кыпчак, в пер. с персидского Земля Кыпчак), тюркская культура доминировала от Альп до Байкала.
     Бай-кул – богатое щедротами Творца озеро, так его звали гунны и тюрки на древнем гунно-тюркском языке. «Бай кал, – оставайся богатым!», возможно, такое благопожелание произнес первый путник, увидевший море, изобилующее рыбы, леса, богатые ягодами и орехами. И вот уже тысячи лет здесь живут люди, очарованные сакральным местом с мощнейшей энергетикой и первозданной чистотой.
     И сейчас, постигая глубочайший смысл, заложенный в названия географических поселений Забайкалья и Прибайкалья, таких как Харашибирь – Кара Сибирь (Черная Сибирь), Онохой – Ана Кое (Колодец Матери), Ангир - Ана жир (Земля матери), Энхалук – Ана халык (Род матери), Алла (Бог, Создатель), Нур - селение (Луч), Ина – Инэ (хвоя) и мн.др., понимаешь, что у нас много общего: история, корни и прародина всего тюркского народа горный Алтай (Ал-тау – Первозданная гора) или Алла-Тау (Божественная гора), простиравшийся в древности от Забайкалья и Прибайкалья практически до Урала. И лишь Создателю известно, когда история делает свой новый виток и возвращает все утерянное на круги своя.
     В 1939 году в соответствии с постановлением Советского правительства об освоении бурятских земель татары Туймазинского, Нурлатского, Мензелинского, Сабинского, Актанышского и многих других районов Татарстана и Башкирии стали переселяться в далекое неизвестное Прибайкалье и Забайкалье. А может быть они, как потомки великих тюрков-кипчаков, просто вернулись на давно утерянную родину предков… 5 мая 1940 года в село Старый Онохой Заиграевского района Бурятии целым эшелоном прибыли первые переселенцы из Актанышского района Татарстана (семьи Муктакасимовых, Шакировых, Сабирдзяновых и др.). Дом и работу нашли, обзавелись землей и хозяйством. Но прибывших расселяли по всей республике, разъединяя друг от друга малыми группами. Практически они оказались в полной изоляции от земляков, родной культуры и языка.
     Однако реалии современной жизни татар в отдаленных регионах таковы, что людей, живущих в четвертом-пятом поколении на новой родине, мало волнует собственная ассимиляция, смешанные браки, потеря связи с родиной предков. Основные проблемы татарских деревень в Бурятии – поиск работы и средств на учебу детей, на ремонт и строительство жилья, на развитие хозяйства, то есть выживание собственной семьи.
     Далеки мои земляки и от своей веры – ислама, традиционными остаются лишь поминальные обряды, да праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Нравственные и духовные категории воспитываются у ребенка с рождения, впитываются с молоком матери. И если женщина не знает основ своей веры, кроме «бисмилля», не понимает традиций и обычаев своего народа, не поет колыбельные на родном языке, то о повышении духовности остается только мечтать. Однако нельзя осуждать людей, не знающих родного языка, выросших в третьем–четвертом поколении в иноязычной среде. Необходимо создавать условия для развития этнокультурной личности, гражданина нашего многонационального государства.
     Менталитет каждого человека проявляется на уровне подсознания, в его личностных качествах и поступках. Да, современный татарин часто не знает родного языка, не придерживается обычаев, не верует, но он сохранил национальные черты характера - ответственность, готовность верой и правдой служить Отчизне, трудолюбие, татарскую «упертость» и жизнерадостность, исконно татарский юмор и гостеприимство, способность ладить с разными людьми независимо от их вероисповедания и национальности и т.п.
     Далеко не случайно, что летом 1997 года встретились неравнодушные к своему народу и к родной культуре люди: Басыр Нургалиев, Роберт Гаязов, Райся Халиуллина, Галляметдин Богоманшин, Виктор Михайлов, Равил Валеев и решили создать Татарский культурный центр Республики Бурятия. Председателем ТКЦ стал Альберт Гафиев.
     Активисты провели сельский Сабантуй в Старом Онохое, праздники Ураза–байрам и Курбан–байрам. При поддержке Правительства Республики Татарстан в Бурятии был создан Торговый дом «Татарстан». Тогда же было принято решение о строительстве мечети в Улан–Удэ. Семь лет спустя, в 2004 году в Республиканский татарский культурный центр пришли новые, инициативные люди, как Ромазан Сиразиев. Их активная работа в городе и на селах привела к созданию местных национально–культурных автономий татар г. Улан–Удэ и Заиграевского района Бурятии. При финансовой поддержке Альфии Каширихиной и Равиля Ибрагимова автономии были зарегистрированы и после получения пакета документов из Минюста России произошло знаменательное событие – 23 апреля 2005 г. состоялась учредительная конференция делегатов татарских центров и автономий республики, где и была создана Региональная национально–культурная автономия татар Забайкалья (РНКАТ).
     На конференции был избран первый председатель автономии татар Бурятии, доктор биологических наук, профессор Ромазан Закарьянович Сиразиев. Совет РНКАТ тогда принял решение провести первый республиканский Сабантуй в целях объединения татарских общин Бурятии и популяризации татарской культуры в регионе. Сабантуй–2005 было решено посвятить празднованию 1000–летия г. Казани и 60-летию Победы. Оргкомитет Сабантуя возглавил председатель Правительства РБ И.М. Егоров.
     19 июня 2005 года в с. Харашибирь Мухоршибирского района по инициативе Совета РНКАТ и Мухоршибирского татарского культурного центра при поддержке Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, администрации Мухоршибирского района и с. Харашибирь состоялся первый республиканский Сабантуй. Праздник прошел при большом скоплении народа (более 1000 чел.), на одном дыхании, радостно и душевно, вызвав большой резонанс в республике.
     На Сабантуй съехались представители татарского народа из семи районов республики, делегация г. Улан–Удэ, сельчане. Прошли все виды спортивных состязаний, и даже конные скачки. Народный праздник всколыхнул людей, полное погружение в родную культуру и забытую речь предков помогло вспомнить свои корни. Люди со слезами на глазах и счастливыми улыбками подходили к организаторам праздника и благодарили, смешивая татарские и русские слова, и мечтали о продолжении встреч с родной культурой…
     Летом 2005 года лидеры РНКА Ромазан Сиразиев и Сажида Баталова были приглашены Всемирным конгрессом татар на празднование тысячелетия г. Казани. Поездка состоялась при поддержке мэра г. Улан-Удэ Г.А.Айдаева и была очень плодотворной. Мы были признательны администрации Казани, которая нашла возможность в столь короткие сроки выделить квоты и пригласить делегацию из Улан–Удэ и Бурятии на это знаменательное, грандиозное событие.
     А для меня, чей прадед Мухутдин Хисаметдинов был раскулачен и выслан вместе с семьей из деревни Янтуган Буинского района в 30-м году в Забайкалье, первая поездка в Казань стала благословением Аллаха. Я была благодарна за возможность насладиться общением со своими соплеменниками, полностью окунуться в родную среду и оттуда черпать силы для возрождения татарской культуры в Бурятии.
     Кроме того, после проведения Республиканского Сабантуя-2005 в Мухоршибири появились новые национально-культурные образования татар.
     Отрадно и то, что в этом районе татарам в деле возрождения культуры материальную и моральную поддержку оказывают глава администрации Мухоршибирского района Петров Ю. А., глава администрации с. Мухоршибирь Кобелев Л. М.
     Вскоре состоялась презентация Мухоршибирского центра развития и сохранения национальных культур «Малая родина», в который вошли семейский, русский, бурятский, казачий и татарский центры. Тогда была сформирована и фольклорная группа «Алмагач чачакларе», руководителем которой стала Васильева Роза Шамильевна. У нас в татарские автономии входят не только татары, но и буряты, русские, казаки, все те люди, которым нравится культура татар, которым нравится вместе осуществлять творческие проекты в сфере развития национальной культуры.
     Дни татарской культуры ежегодно проводятся на базе школы диалога национальных культур №19 г.Улан-Удэ, в сельских школах Харашибири и Старого Онохоя, в районных библиотеках.
     2007 год стал очень плодотворным годом работы РНКАТ в республике. В апреле татарские фольклорные группы «Алмагач чачакларе», «Аккошлар» и вокально–эстрадная группа «Лаккитон» впервые побывали на межрегиональном фестивале татарской песни «Себер йолдызлары» (Сибирские звезды) в г. Новосибирске и стали дипломантами и лауреатами этого крупного фестиваля, заслуженно завоевав признательность зрителей и жюри.
     Кроме того, в 2007 году Автономия татар Бурятии успешно реализовала федеральный проект по созданию модели продуктивного межэтнического взаимодействия на базе школы диалога национальных культур №19 г. Улан-Удэ (рук. проекта Баталова С.Р.), который осуществлялся при государственной поддержке общественных инициатив Администрацией Президента РФ В. В. Путина.
     В рамках проекта были разработаны программы для воскресных татарских школ, школьниками и педагогами создана сувенирная этнопродукция. Совместно со студентами, активистами НКЦ РБ и учителями школ, участвующих в проекте, был создан презентационный диск «Национально-культурные автономии и центры Республики Бурятия», где в виде обучающей программы рассказано о наиболее активных центрах республики, о традициях и праздничной культуре разных народов, о механизмах сотрудничества и толерантного поведения между разными народами. РНКАТ успешно провела презентацию данного проекта.
     В то же время РНКАТ стала ресурсным центром национально-культурных объединений Бурятии в Сибирском федеральном округе и по сей день методически помогает лидерам и активистам НЦ.
     Наша автономия принимает активное участие во всех республиканских и городских мероприятиях, проводимых в Бурятии. Это и научно-практические конференции, и круглые столы, и телевизионные и радио-интервью, и Праздники хлеба, национальной кухни. Конечно, без поддержки наших друзей разных национальностей о таких творческих делах оставалось бы только мечтать.
     Нам помогают учителя и библиотекари, журналисты и ученые, школы и вузы, национально-культурные центры, органы власти и средства массовой информации – государственный телерадиоканал «Бурятия», редакции газет «Прайм-ТВ», «Бурятия», «Буряад унэн», «Аргументы и факты» и многие другие.
     Республиканский Сабантуй за последние годы вышел за рамки нашего региона, к нам стали приезжать делегации Иркутской области.
     Наша этногруппа «Лаккитон» стал лауреатом международного фестиваля «Сeбeр йолдызлары» (Сибирские звезды) в г. Новосибирске. В 2008 году – лауреатами международного фестиваля песенного творчества тюркских народов «Урал моны» в г. Уфе. В 2010 году «Лаккитон» стал дипломантом и был награжден золотой медалью на международном фестивале татарской песни «Татар моны».
     В 2010 году известная международная телекомпания «Russya today» сняла сюжет о мусульманах нашей республики. Сюжет об известных татарах Забайкалья вошел в фильм «Бурятия – территория толерантности». Хочется отметить, что скромность, нежелание выставлять напоказ свои благородные поступки очень мешают раскрывать моих земляков в кадре, делать интересные сюжеты. Но я горжусь соплеменниками, которые как истинные сибиряки, молча, без лишних слов, без помпы, неназойливо придут, помогут, поддержат. Они настоящие люди Труда – самодостаточные, уверенные в себе, надежные, искренние и честные.
     Бик зур рахмэт и низкий поклон нашим бабушкам и дедушкам, предпринимателям и активистам РНКА, которые откликаются на наши просьбы, оказывают посильную поддержку в деле развития татарской культуры, традиций и обычаев.
     В мае 2008 года мусульмане города приступили к строительству мечети. Пожертвования на строительство мечети собирали всем миром. Многие годы татарские бабушки и дедушки бережно копили деньги на мечеть, хранили их в укромных уголках и сейчас со слезами радости на лице передавали в кассу мечети.
     Узбекская община еженедельно собирала по 30–40 тысяч и также отдавала на долгожданную мечеть. Те мусульмане, которые не могли помочь деньгами, работали на стройке, выполняя любую посильную работу. Мечеть объединила людей разных национальностей: чеченцев, таджиков, кыргызов, афганцев, татар, бурят, русских, азербайджанцев и, Aллага шекер, даже спорные вопросы в умме решаются мирно и доброжелательно. Мусульмане, бизнесмены и предприниматели,вот уже четыре года отдают весь закят на продолжение строительства и украшение мечети. Мы благодарны татарину Басыру Нургалиеву, афганцам Сафиулле Хамиду, Шоайбу Рассули, которые исполнили давнюю мечту всех мусульман республики, в том числе и татарской общины, построив кирпичную мечеть, летящую вдаль, с синими, как волны Байкала, минаретами и ажурными коваными украшениями окон и дверей. Мы гордимся дружной многочисленной татарской семьей Валеевых, их братьями и племянниками, работающими на установках скважин, которые бесплатно пробурили 140 м скважину по забору воды для мечети.
     И сегодня настало время, когда каждый страждущий, богобоязненный человек независимо от пола, возраста, вероисповедания и национальности в любое время может зайти в мечеть, пообщаться с имам–хатыбом Айратом-хазратом, получить квалифицированную консультацию по всем религиозным вопросам и уйти с верою в душе и с умиротворением в сердце.
     С Айратом Гизатуллиным, выпускником Российского исламского университета, мы стали выезжать в села с компактным проживанием татар для духовного просвещения людей, долго отлученных от своих корней, веры и культуры. Кроме того, автономия совместно с религиозными деятелями занимается социальной работой в татарской общине, по мере возможности помогая ветеранам, сиротам, инвалидам и соплеменникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
     В 2010 году татарская молодежь объединилась и создала Молодежный татарский центр «Тамырлар». Погружение в родную, но забытую среду культурного общения на Сабантуях, Днях национальной культуры, народных и религиозных праздниках дали толчок к появлению интереса к своим корням, к своим истокам особенно у младшего поколения. И дети, и молодежь с удовольствием включаются в народные игры на Сабантуе, готовят презентации по родной культуре, желают изучать татарский язык, носить национальные головные уборы, такие как тюбетейка, калфак.
     Появился молодежный актив из 15–20 человек. За последние два года татарская молодежь побывала в Новосибирске на межрегиональных фестивалях татарской и тюркской молодежи, в Иркутске на форуме татарской молодежиБайкала, 7 человек прошли обучение в Казани в молодежном лагере «Идель».
     Сегодня лидеры и активисты «Тамырлар» встречают всех гостей РНКАТ, готовят электронные презентации Автономии, ведут репортажи, фото- и видеохронику событий. А самое главное, два года подряд на их плечах лежит организация республиканского татарского культурно–спортивного праздника «Байкальский Сабантуй».
     С их участием «Байкальский Сабантуй» стал визитной карточкой татар Бурятии и местом яркого и зрелищного событийного туризма республики. Ребята создают дизайн татарских костюмов, электронные пособия, защищают дипломные и курсовые работы по культуре татар.
     И сегодня Региональная национально-культурная автономия татар Республики Бурятия активно решает вопросы духовного, культурного и образовательного возрождения татарской культуры в нашем регионе. В состав РНКАТ входят более восьми тысяч татар Бурятии. В селах Старый Онохой, Мухоршибирь и Харашибирь, в Доме Дружбы г. Улан–Удэ открыты воскресные татарские школы, где детей обучают родному языку, традициям и культуре татарского народа. Дети поют песни, читают стихи на татарском языке, исполняют народные танцы и с удовольствием выступают с концертами перед сельчанами и горожанами.
     На стихи Тукая «Туган тел» народ создал песню, которая звучит подлинным гимном языку, истории, традициям татарского народа. Где бы ни жили татары, они стараются сохранить язык предков, национальные традиции, а песню «Туган тел» не могут исполнять и слушать без слез. Эта песня способна объединить татар по всему свету. Ведь родной язык — прошлое, настоящее и будущее каждого человека, богатство, переходящее от поколения к поколению, то, без чего не может быть нации.
     О Леониде Михайловиче Кобелеве хочется сказать отдельно – этот большой души человек, реально помогающий сельчанам, живущим на благословенной мухоршибирской земле. Именно при его активном участии в 2011 году была создана национально–культурная автономия татар Мухоршибирского района Бурятии, открыт гостевой татарский домик в Мухоршибири, идет работа по отводу участка под строительство мечети в райцентре. Добрых Вам дел и успешного роста в настоящем и будущем, Леонид Михайлович!
     Особо значимым и долгожданным событием стало открытие Президентом Республики Бурятия Вячеславом Владимировичем Наговицыным и председателем Народного Хурала Матвеем Гершевичем Дома дружбы народов. Новый светлый Дом единения и согласия принял в свои пенаты 24 автономии и центры. Теперь в Доме дружбы есть и кабинеты воскресной многонациональной школы, и актовый–хореографический зал, и офисы НКА и НКЦ. Президент Бурятии подарил центрам сертификаты на приобретение оргтехники, и теперь в каждом офисе будут и компьютер, и МФК, и телефон. Автономия татар Бурятии уже въехала в новый офис, его оформление теперь является предметом нашей гордости и радости. Вся библиотека РНКАТ теперь собрана в нашем кабинете и доступна для изучающих татарскую культуру.
     Уже идут занятия в татарской воскресной школе, и поверьте, желающих учить родной язык и культуру ислама прибавляется с каждым днем.
     Мои соплеменники, живущие в Бурятии, уже в 3-4-м поколении вскормлены благодатной бурятской землей. Не все самостоятельно определили свой выбор места жительства – многие были сосланы целыми семьями в 30-х годах, кто-то приехал по комсомольской путевке, кто-то строил БАМ или служил Отечеству в Забайкалье. Но важно другое - наши предки выбрали эту землю, полюбили ее и считают ее своей второй Родиной. Потому что Бурятия – это место, где сакральное и вечное переплетается с мудрой и величественной природой, с национальным самосознанием и богатой культурой бурятского народа; потому что, несмотря на разные языки, у нас много общего.
     Возможно, еще и поэтому татары живут всегда в согласии с бурятами, что и в исламе, и в буддизме самое ценное – это чистота души, чистота помыслов, а «чем чище душа, тем светлее разум». Эти нравственные категории передаются из рода в род, от поколения к поколению.
     Однако все начинается с истоков. Человек ведь, как дерево – чем мощнее корни, тем могучее ствол, тем пышнее крона. Человек успешен тогда, когда крепко стоит на ногах, когда питается от своих корней. А корни, это не только родители, бабушки и дедушки, это весь род до седьмого колена, это тот эгрегор, который защищает и спасает нас в трудную минуту. Иными словами, это зов крови, который не всегда мы осознаем.
     В заключение хочется отметить: в молодости национальное, как и духовное, в основном никого не волнует. Молодость – это вопрос: А зачем это мне нужно? После сорока: Почему я этого не знаю? А после шестидесяти, человек думает: Как же я жил без этого? России нужны уверенные в себе, творческие, образованные люди. Успешный человек, воспитанный на духовно-нравственных ценностях своего народа, сможет многого достичь и принести немалую пользу обществу.
     К тому же, чем лучше мы знаем свои корни и традиции, тем с большим пониманием и уважением относимся к культуре других народов. Только так можно воспитать толерантное отношение друг к другу. Хочется верить, что создание Автономии татар Бурятии сможет внести свой вклад в решение именно таких задач нового тысячелетия.

     г. Улан-Удэ
     Сажида Баталова
     Источник: www.vatanym.ru


free counters

Яндекс.Метрика