ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Чепецкие татары Удмуртии
Chepetsk Tatars of Udmurtiya

ГлавнаяТатары в РоссииУдмуртская Республика

Чепецкие татары

Чепецкие татары - (татарлар, кестымлар - самоназвание, бигер - удмуртское название.)

Чепецкая группа казанских татар подразделяется на этнотерриториальные кусты: кестымско-глазовский, или верхнечепецкий (кестымские татары), юкаменско-глазовский, или среднечепецкий (юкаменские татары), каринско-нукратский, или нижнечепецкий (каринские татары). Численность (1989 г.): в Юкаменском районене Удмуртской республики - 2634 чел., в Глазовском - 4754 (430 - сельского населения), в Балезинском - 4154 (2039 - сельского населения) человек. Группы локальные, расселены в иноэтничном окружении, в селе компактно, в городе дисперсно. Говор юкаменских татар близок к казанскому, каринских татар - к кыпчакско-огузскому наречию. Испытали влияние вятского диалекта русского и удмуртского языков. Чепецкие татары относятся к вятско-камскому варианту сублапаноидного антропологического типа. Диапазон от светло-русого "славянского" до типично монголоидного. Последний преобладает у юкаменских татар.

Первые тюркоязычные поселенцы, исповедовавшие ислам, появились в верховьях Чепцы к началу XII в. с организацией булгарских факторий, торгового пути, соединившего Арск на р. Казанке с Биармией (Великой Пермью), Нукратом (низовье Чепцы). Миграция усилилась в 1230-40-х в связи с разгромом татаро-монгольской Волжской Булгарии и в 1360-х после похода Булат-Тимура (1361 г.), полностью разрушившего множество булгарских городов и поселений. Легенды, предания чепецких татар называют прародителями отдельных родов арских князей, выходцев из Касимова, Ногайской, Шибкинской орд, из Арска, Казани, участников похода Беркута (1391-92 гг.). Но среди служилых людей с Арской дороги были потомки и булгар, и удмуртов, принявших мусульманство. С созданием Казанского ханства крепости по Арской дороге возродились, и преобладали в них уже татары. С присоединением Вятской земли (1489 г.) к России большая часть арских князей перешла на службу к московскому князю. В 1583-88 гг. чепецкие татары, в т.ч. и служилые, были причислены к черносошному сословию. В конце XVI - начале XVII в. началось массовое расселение каринских татар в верховье Чепцы.

С 1560-х в связи с выступлениями населения Луговой и Горной стороны против новых властей и ответными репрессиями оттуда пошел отток населения на север, в Вятские земли. Во второй половине XVII в. возродилась проезжая дорога из Казани в Пермь, началось создание Сибирского тракта. Кестымские (?каринские) татары были привлечены к подворной повинности, ямской гоньбе. По поручению съезжей избы чепецкие татары проводили сбор хлеба и других государственных поставок, перевозя их по Чепце на собственного изготовления стругах, плотах в Хлынов. Миграционные волны на Чепцу из казанского Поволжья пришлись и на вторую половину XVIII в. Переселенцы XIX в., особенно с 1870-80-х гг., совсем не получали земли в верховьях Чепцы и записывались в мещане. Последний массовый приток населения из Поволжья, Башкирии вызван голодом 1920-х годов.

Чепецкие татары селились в основном по течению Чепцы и ее левым притокам. Поселения юкаменских татар основывались в глубине лесов, на расчищенных участках, с кольцевой планировкой вокруг ключа. Кестымские (?каринские) татары оседали на торговых путях. Для них характерна аульная застройка, заселение патронимическими гнездами. Уличная планировка появилась со второй половине XIX в. У юкаменских татар в устройстве усадеб, оформлении жилищного интерьера сказалось влияние удмуртского и русского домостроения. В Кестыме дольше сохранялись традиционные элементы: оконца без рам перед печью, нары, низкие шесток и подтопка, спальные подставки, глиняные плоские крыши (на бедных домах).

Ко второй половине XVIII в. основная масса чепецких татар занималась селским хозяйством. Набор зерновых, огородных культур, орудий труда, технология обработки почвы были традиционными и заимствованы у русского и удмуртского населения. До начала XIX в. - комбинация подсеки, перелога, трехполья, позже - только трехполье. Пастушеского животноводства не знали. Юкаменские татары, в основной массе выходцы из Поволжья, успешно занимались земледелием и живодноводством, держали крупный и мелкий рогатый скот, множество овец. Кестымские (?каринские) татары разводили лошадей на продажу, для заготовки мяса впрок. У чепецких татар было распространено отходничество (лесорубами, плотогонами, грузчиками, извозчиками, приказчиками и т.д.). В сельской местности развивалась выделка кожи, сапожное ремесло (кестымские (?каринские) татары), изготовление тулупов, шуб, валяной обуви (юкаменские татары).

К середине XVIII в. у чепецких татар сложились "бече" - объединения 5-10 семей, связанных родственными узами, ведущими происхождение от одного предка. Из родственников разных степеней составлялся "аймак" для совместной обработки земли и других коллективных работ. В XIX в. возникли соседские, типа аульных, общины во главе с советом аксакалов и абызом (старейшиной), где важные вопросы решались на общем собрании глав семейств. Характерны большие патриархальные нераздельные семьи. До 1930-х, когда начался процесс унификации этнокультурного развития, чепецкие татары в значительной степени сохраняли традиционную духовную и материальную культуру. Они исповедовали ислам суннитского толка (магометане аморовой секты). В Глазовском уезде в конце XIX в. мечети были в трех селах. В 1903 в Кестыме открылось медресе. У юкаменских татар сохранялся обычай прятать лицо после замужества, скрывание женщин от посторонних, раздельное хождение в гости мужчин и женщин. Традиционная одежда у юкаменских татар по покрою, расцветке, вышивке иногда приближалась к удмуртской. С конца 1980-х происходит возрождение этнического самосознания, религиозных праздников, традиционных обрядов. Усиливается тяготение горожан к селу, где этногенетическое возрождение происходит быстрее.

источник: Сыркина И.А., УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург

Литература:

Материалы по статистике Вятской губернии. Т. III. Глазовский уезд. Вятка, 1893;

Сорокин П.М. Татары Глазовского уезда // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896;

Документы по истории Удмуртии XV-XVII вв. / Составитель П.Н.Луппов. Ижевск, 1958;

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967;

Тепляшина Т.И. Наследственные наименования причепецких татар // Советская тюркология, 1974. № 4;

Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978;

Халиков Н.Л. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - нач. XX в. М., 1981.


Яндекс.Метрика free counters