ya_palomnik
Нагайбаки — малочисленный коренной народ России
Nagaybaks are a small indigenous people of Russia

ГлавнаяИстория

Нагайбаки — малочисленный коренной народ России

Нагайбаки — этнорелигиозная группа татар, малочисленный коренной народ России. Входили в состав Оренбургского казачества во времена Российской империи.

Известны с 18 века под названием «уфимские новокрещены». Благодаря проведенным различным исследованиям, ученые полагают, что у народа казанско-татарское, арско-татарское или ногайско-татарское происхождение. Императрица Анна Иоанновна в 1736 году создала Нагайбакское казачье войско, для укрепления пограничного с казахскими степями района в Южном Зауралье. На реке Ик заложена была Нагайбакская крепость. Туда на службу приехали уфимские новокрещены вместе с семьями.

Где живут

Народность проживает в Российской Федерации, Челябинской области на территории Нагайбакского, Чебаркульского муниципальных районов, в Свердловской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Башкортостане. Центр нагайбаков — село Фершампенуаз, является районным центром Нагайбакского района. В конце 18 века жили в Верхнеуральском уезде, селе Бакалы, Нагайбакской крепости и 12 деревнях. Помимо них здесь проживали татары-тептяри, с которыми казаки очень часто заключали браки. Часть нагайбаков проживала в казачьих поселениях, расположенных в Оренбургском уезде: Гирьял, Подгорный, Ильинский, Алабайтал, Нежинский.

Численность

В советский период после 1926 года народ не учитывался отдельно, а записывался вместе с татарами, из-за чего точное определение их численности было затруднено. Сейчас всего в мире проживает около 9 600 представителей народности.

Название

Уфимские новокрещены стали встречаться под названием «нагайбаки» в 19 веке. История этнонима происходит от башкирского кочевника по имени Нагайбак, который жил в местностях современного Башкортостана. Туда в 1522 году, после падения Казани, переселились предки нагайбаков — арские татары, принявшие христианство. Именем кочевника был сперва назван один населенный пункт, созданный народом, затем вся этническая группа. Во времена Оренбургского казачества назывались «оренбургские казаки».

Язык

Язык нагайбаков — говор среднего диалекта татарского языка.

Религия

В 16-18 веках народ был обращен в православие. Исповедует православное христианство.

Еда

У нагайбаков есть своя традиционная кухня, но они всегда охотно заимствовали рецепты живущих по соседству народов. Ежедневно в каждом доме готовят суп с лапшой и крупяную кашу, независимо от достатка семьи. На праздники готовят суп-лапшу на мясном бульоне. Всегда на столе много изделий из теста. Из мяса едят баранину, говядину, конину, свинину, птицу: уток, кур, гусей. Готовят студень, кровяную колбасу. Пельмени подают в бульоне, готовят их к повседневному и праздничному столу. Раньше из кислого теста пекли хлеб, сегодня из сдобного делают пироги с разными начинками, шаньги, крендели. Из пресного теста пекут лепешки, пироги, оладьи, пирожки, хворост. На праздник готовят курник, пироги с вишней, ягодами, свеклой, морковью. Из сушеной вишни делают вишневое масло «чеяле май»: плоды заливают на несколько часов горячей водой, измельчают в мясорубке, перемешивают со сливочным маслом и сахаром. Сладкую массу скатывают в шарики, замораживают. Едят с чаем, намазывая на хлеб, используют в качестве начинки для выпечки.

Из молока делают различные продукты:

  • сливки;
  • каймак (топленые сливки);
  • катык (кисломолочный напиток);
  • айран (разбавленный холодной водой катык);
  • творог «сюзмэ»;
  • творог «эремчек».

После кипячения сыворотки до полного выпаривания, получается красновато-коричневая пористая масса, с кисловато-сладким вкусом, которую нагайбаки соединяют с маслом, подают к чаю.

Кухня этого народа в 1996 год получила бриллиантовую звезду на конкурсе в Мексике за экологическую чистоту и качество.

Одежда

Традиционный костюм мужчин выполнен в стиле Оренбургского казачества. В качестве нижней одежды носили белую рубаху, домотканые брюки, косоворотку — рубаху с косым воротом. Считается что косым ворот был сделан для того, чтобы во время работы крестик не выпадал из-под одежды. Шили их из пестряди — разновидности грубой ткани. Низ рубахи украшали оборкой, ворот был со стойкой, рукава прямые. Часто их отделывали рюшами. Женские рубашки оформлялись более оригинально. На талии и в области груди вышивали аппликацию в виде круговых композиций, использовали для этого яркие куски ткани.

Верхнюю одежду шили из сукна, дубленой кожи. Подпоясывали цветными кушаками, длина которых была до трех метров. Завязывали кушаки традиционно, обматывая вокруг пояса, концы прятали, если на них были кисти — выпускали. Традиционной обувью у нагайбаков являются «татарские» прямоплетеные лапти.

Летом мужчины носили фуражку, в холодное время — папаху из каракуля. Женщины надевали колпак, пошитый из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. Носили его вместе с головной повязкой. Основная часть представителей народности сегодня носит городскую одежду казачьего образца.

Жилище

Поселения нагайбаков располагаются неподалеку от рек, отличаются правильной квартально-уличной планировкой. В каждом селении есть церковь, площадь-плац, провиантские склады, магазины. Основная часть усадеб однодворная. Отдельно от жилища строились хозяйственные постройки. Живут нагайбаки зимой в срубных домах, летом — в саманных. Жилища одноэтажные, состоят в основном из двух комнат. В конце 19 века войсковое начальство распорядилось, чтобы все разбивали перед жилищем палисадники, для предотвращения распространения пожаров. Палисадник, крыльцо и наличник красят в голубой цвет. В 20 веке появился обычай, который сохранился до сих пор — побелка внешней части дома. Особенностью старинного нагайбакского жилища является печь с чугунным котлом-казаном, напротив устанавливали нары, которые раньше заменяли кровать.

Жизнь

Традиционное занятие нагайбаков — залежное земледелие, выращивают ячмень, пшеницу, овес, полбу, рожь, коноплю, лен. Занимаются животноводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу. Зажиточные отдавали скот казахам на выпас или держали его на отдаленных хуторах (кырга чыгу). Занимаются пчеловодством, раньше была развита добыча камня. Традиционное пахотное орудие народа сабан — тип плуга на двух колесах. Хлеб мололи молотильным катком. Из промыслов занимались производством экипажей, плотницким делом.

Культура

Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. Широко распространены песни-сказания, активно поют нагайбаки русские произведения. Песни-проводы занимают особое место, они передают ностальгию по родным местам, ожидание встречи с родными.

В Нагайбакском районе есть достопримечательности:

  • музей истории;
  • Дом камня, здесь собраны уникальные коллекции камней, минералов со всего Урала;
  • картинная галерея;
  • дом ремесел;
  • музей;
  • кассельский музей национальных культур.

Традиции

В дни зимнего солнцестояния и начала нового года отмечается праздник Нардуган. Сопровождается торжество молодежными играми, которые длятся две недели. На Нардуган все надевали лучшие украшения и наряды, девушки показывали свои способности в приготовлении угощений. Накануне Нового года или Крещения проводили гадания на суженого, замужние гадали на достаток в доме и благополучие.

Каждая девочка с пяти лет начинала готовить себе приданое, которое состояло из кровати, перины, подушек, сундука, рушников. Девушки на посиделках вышивали, выбивали покрывала, полотенца. Та, у которой не было выбитых вещей, считалась плохой невестой. После свадьбы молодая жена должна была развязать пояс на костюме жениха.

У народа было три формы бракосочетания:

  • По сватовству
  • Добровольный уход девушки в дом жениха
  • Похищение невесты

Юноша сам искал себе невесту, если в родном селе ее не находил, уходил в соседние селения. Парень стремился добиться взаимности от девушки, заявлял своим родителям о желании жениться. Те посылали в дом девушки сватов. Размер калыма определяли родственники с обеих сторон и сваты. Отец девушки назначал день помолвки. Приданое невеста собирала с помощью подружек, ее мать шила жениху свадебный наряд. Накануне свадьбы невеста устраивала девичник и обрядовую баню, жених — парнишник и баню. После венчания и бракосочетания родители давали молодым свое благословение и начинался праздник. На следующий день все гости звали молодых к себе, дарили домашних животных, гости приглашали в дом тестя, пировали в нескольких домах по очереди в течение нескольких дней.

Origin: Наталия Котоман, TravelAsk

travelask.ru


Яндекс.Метрика free counters