ya_palomnik
Бесермяне — народ, поющий крезь
Besermyans - the people who sing krez'

ГлавнаяКультура

Бесермяне — народ, поющий крезь

Бесермяне — финно-угорский малочисленный народ России. Проживают среди русских, татар и удмуртов. Происхождение народа до сих пор не изучено до конца. Учеными и историками выдвинуты две конкурирующие гипотезы, относительно происхождения бесермян:

• удмуртизированные турки

• тюркизированные удмурты

Где живут

Народ проживает на территории Российской Федерации, в Кировской области и Пермском крае. На северо-западе Удмуртии бесермяне живут в 41 населенном пункте, из которых 10 деревень являются мононациональными.

Численность

Согласно данным переписи 1897 года, на территории России проживали 10 800 бесермян, в 1926 году их уже было 10 000 и в 2002 году всего лишь 3 100 человек. Такое значительное падение количества бесермян произошло из-за того, что с 1930-х годов и вплоть до распада Советского союза их причисляли к удмуртам. Такую национальность указывали в их паспортах и при проведении всесоюзной переписи. Только в 1992 году Президиумом Верховного Совета Республики Удмуртия было принято решение восстановить историческое имя бесермянского народа. По проведенной в 2010 году переписи населения, всего в мире проживает 2101 представитель этой народности.

Название

Этноним «бесермян» происходит от тюркского языка и переводится как бусурман, чужак. Но на самом деле это слово означает мусульманин и, скорее всего, оно было перенято предками бесермян удмуртами у соседей-тюрок, когда они проживали в Заказанье на территории округа Арска.

Язык

Народ говорит на особом наречии удмуртского языка, который относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Морфологически наречие схоже с северными говорами удмуртского языка, фонетически близко к южным.

Религия

Бесермяне исповедуют православие. Религия народа очень близка к народной религии удмуртов, включает элементы исламского происхождения. У народа издавна присутствовали мифические верования. Верили в существование бога творца Инмара и различных хозяев определенных пространств:

• Вукузё, хозяин воды. Перед праздником Покрова люди приносили ему в жертву гуся на реке, расположенной близко к селению;

• Коркакузё, хозяин дома. На праздник нового урожая, который отмечается осенью, в подполье ему приносили в жертву гуся и просили защитить этих птиц в период высиживания яиц, когда их заносят в дом;

• Бакчакузё, хозяин огорода;

• Межакузё (Межамумы), хозяин поля. Обходит в полдень свои владения и может быть опасен. Люди перед началом сева зарывали для него в пашню крашеное яйцо, приносили в жертву хлеб и пиво в период, когда колосилась рожь. После посева озимых культур приносили ему на меже барана в качестве пожертвования. После жатвы под последним снопом оставляли для Межакузё хлеб с маслом;

• Гидькузё, хозяин двора. В Покровскую субботу в хлеву ему приносили в жертву барана;

• Нюлэс бабам (Чашшакузе, Лудкузё), хозяин леса, присматривает за пасущимся скотом. В полдень Нюлэс бабам обходит свои владения и может быть опасен. Передвигается он в виде вихря, который поднимает столбы пыли. Имя его вслух говорить нельзя. Если человек срубит принадлежавшее хозяину леса дерево, обязательно заболеет. Накануне дня Кузьмы и Демьяна ему в жертву приносят гуся в священной роще.

Еда

Традиционно рацион бесермян состоит в основном из хлеба «нянь» и хлебобулочных изделий, пекут шаньги и пироги с разными начинками, варят супы и каши. Мясо едят по праздникам, готовят пресные ватрушки с мясом «перепечи», пельмени, суп с мясом и взбитым яйцом, колбасу из конины «курлой», пироги с кониной. До начала 20 века свинина у бесермян была под запретом. Ели больше конину и птицу. И по сей день народ старается не включать в рацион свиное мясо. Из напитков употребляют квас «сюкась», брагу, кумышку и пиво «сур».

Внешность

Традиционный костюм бесермянских женщин состоит из рубахи туникообразного покроя, которую богато украшали вышивкой, тесьмой и аппликацией на рукавах и груди. На подоле делали широкую оборку. В вышивке использовались в основном красные, оранжевые и синие цвета с вкраплениями зеленого и желтого. Черным на одежде выделяли контур. Штаны носили до щиколоток с широким шагом, передник без нагрудника. С нагрудником этот предмет одежды носили только пожилые женщины. Верхняя одежда бесермян — распашной халат. Из украшений носили шейные, нагрудные, чересплечные из раковин каури, бисера, коралла и монет, кольца и браслеты.

Девушки носили остроконечную небольшую шапочку, украшенную монетами, раковинами каури, бисером. Для невесты покрывало для головы шили из красной ткани, обшивали его тесьмой с длинными кистями, которые закрывали лицо. Женщины в качестве головного убора носили полотенце из белого тонкого холста, шлемообразные шапочки, украшенные бисером и монетами. Сверху надевали платок из ситца, атласа или кашемира.

Мужчины носили костюм, который имел много общего с удмуртской и русской одеждой. Шили ее из сукна и домотканой пестряди. Примечательно, что по отдельным предметам одежды бесемян можно определить возраст, материальное положение и статус человека.

Жилище

Жилище бесермян — срубные избы из бревен с двускатными крышами. В доме были холодные сени, у входа делали крытое крыльцо. Планировка жилья очень схожа с удмуртской. Окна украшали резными наличниками, на воротах тоже делали резьбу. Внутреннему убранству придавали колорит скатерти, занавески, различные предметы обихода с яркой художественной выразительностью.

Во дворе возводили амбар, часто из двух этажей. Амбары были бревенчатые с крытой галереей. На первом этаже хранили утварь и продукты, на втором — одежду. Летом в амбаре спали. На территории усадьбы располагался двор для скота, баня, хлев, культовое святилище куала.

Традиционные типы поселений народа — деревни уличной планировки, которые были расположены вблизи рек на возвышенностях. До 20 века у народа существовали сельские общины. Семьи были малые и больше неразделенные.

Жизнь

Основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали лен, овес, ячмень, озимую рожь, коноплю, брюкву, капусту, морковь, огурцы, репу. Немаловажным было и животноводство, занимались бортничеством — добычей меда из ульев диких пчел и разведением пчел в дуплах. Распространены были отхожие промыслы, извоз и сельскохозяйственные работы.

Культура

Песни являются одним из основных богатств культуры бесермян. У них свой стиль пения, который называется крезь. Существуют напевы для любого случая: на свадьбу, календарные праздники, во время тяжелой работы. Текста как такового у крези нет, это скорее интонации и слоги, которые передают то, что на душе у человека. Женщины поют вместе, у каждой свое переживание, своя партия. Благодаря этому мелодии оживают. Развиты были и другие жанры фольклора:

• загадки

• сказки

• семейно-бытовые и календарные песни.

Самым популярным музыкальным инструментом у бесермян является волынка «быз». Делали ее с воздушным резервуаром из шкуры или кожи, двумя, тремя или несколькими трубками. На конце бурдонных трубок иногда крепили раструб, сделанный из бересты или рога коровы. Музыканты с волынками были обязательными участниками свадебных обрядов. Еще один инструмент колотушка (чолпан). Делали его из бревна, очищенного от веток, которое устанавливали на специальные стойки. Колотушки для инструмента делали из сучьев.

Традиции

У бесермян существуют различные праздники, которые в большинстве своем схожи с праздниками православных христиан, но присутствуют и тюрко-мусульманские реликты. Популярные праздники народа:

• Вербное воскресенье — Вэрва нунал;

• Пасха, или Великдень — Паска, Великтэм. На праздник красят яйца, которым издавна приписывают апотропеические функции, считают, что они защищают от зла. В это праздник строили качели;

• Покровская суббота, последние в году поминки. Часто к этому дню был приурочен и осенний праздник нового хлеба, проводилось жертвоприношение в честь Хозяина двора;

• Великий четверг — Бурсинь кэрттон, «завязывание шелковых ниток». Вечером накануне праздника гадают на будущий брак и ветками можжевельника защищают свой дом и хозяйство от злых духов. Утром проводится ритуальное очищение — дом окуривают можжевельником, топят баню и прыгают через костер. Утром рано дети обходили всю деревню, им в каждом доме повязывали на запястье шелковую нитку или лоскуты ткани, желали здоровья, угощали блинами. Эти нитки дети носили до праздника Акашка. В этот день бросали нитки в воду и верили, что они уносят болезни;

• Лазарева Суббота — Вэрба Суббота(«вербная суббота). Проводились посиделки, для которых готовили брагу и пиво. После посиделок люди друг друга хлестали ветками вербы;

• Кузьминки осенние, окончание аграрного года. В священной роще, принадлежащей Хозяину леса, проводилось моление. Приносили жертвоприношение, которое могут осуществлять только мужчины и в полном молчании. Оставляли жертвенную пищу в коробе из бересты под елью.

Origin: Наталия Котоман

19 окт. 2018

travelask.ru


Яндекс.Метрика free counters