ya_palomnik
Узорные кожаные ичиги - щитек
Patten leather ichigi - shchitek

ГлавнаяКультура

Узорные кожаные ичиги - щитек

Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма казанской татарки, одним из главных его орнаментально-цветовых акцентов. В старину их носили и мужчины — представители татарской феодальной знати. Материалом для изготовления ичигов и туфель служили прекрасной выделки мягкий сафьян, более жесткая юфть и изредка — козловая кожа, которые окрашивались почти во все цвета радуги.

При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались встык прокладыванием узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, оконтуривая и соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов.

Наиболее традиционны, архаичны ичиги начала XIX в. В композиции их голенища узоры располагаются по вертикальной оси и состоят из определенного круга орнаментальных мотивов (многолепестковых розеток, три- и пяти-листников, мотивов сердечек и других). Центром композиции является передок ичигов, оформленный облаковидными, спиральными, тюльпанообразными, листовидными мотивами.

Не менее важно в общей композиции сапожек — место стыка передка и голенища, где размещался орнамент в виде комплекса лотосовидных и пальметтообразных мотивов, узоров, связанных между собой общностью трактовки и единством композиционного построения. Для узоров характерны криво-линейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающих фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров.

Общее тональное решение создается гармоничным соотношением расцветок, мозаичного узора, чему способствует и фон ичигов, смягчающий или, наоборот, усиливающий отдельные цветовые пятна. Распространение в ичигах восточноазиатских орнаментов из мотивов лотосных и пальметт объясняется не простым их заимствованием, а древними истоками кожаной мозаики, глубокими процессами этногенеза.

Из истории казанской узорной кожи

Еще в древности люди оценили высокие практические и декоративные качества кожи. С незапамятных времен она стала важной частью костюма. Множество способов ее художественной обработки придумано человеком - тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Особняком среди них стоит оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви. Что это - вышивка, аппликация? Скорее всего, эту технику можно назвать кожаной мозаикой, ведь именно по принципу мозаики детали из цветной кожи своеобразным способом стачки-вышивки соединяются в сложный узор.

Классические казанские узорные сапожки-ичиги - продукт промысла, развивавшегося в многочисленных слободах Казани и окрестных деревнях на протяжении XIX - начала XX вв. Терминология ремесла и отчасти орнаменты принадлежат именно этому времени. Но главные художественные и технические открытия в производстве мозаичной обуви, несомненно, восходят к более давнему времени и связаны с искусством и бытом кочевых народов Азии.

Восточная традиция богатого оформления воинского снаряжения и костюма, частью которого была обувь, сформировалась в географически обширном ареале. Достаточно сказать, что археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в средние века.

Искусство мозаики из кожи дожило до наших дней и стало известно широкому кругу почитателей благодаря ремеслу казанских кожевников и ичижников, занимавшихся изготовлением традиционной татарской обуви.

Литография Г.-Ф.Х. Паули в изданном в Петербурге в 1862 г. альбоме «Народы России» дает представление об одежде и обуви казанских татар середины XIX в. Яркой многоцветности и узорочью одежды вторят цвета обуви: обе женщины обуты в ичиги, поверх которых надеты кожаные калоши кауши (кавши, кафши) на каблучке и без задника, с загнутыми вверх носами, с отделкой из красной и зеленой кожи и золотной вышивкой. Мужчина обут в ичиги темного цвета и кауши. Следует иметь в виду, что этот костюм и обувь были предназначены для выхода на улицу, в гости, их могли себе позволить горожане с достатком. В обычной домашней обстановке носились ичиги попроще. Традиция требовала, однако, чтобы «красные ичиги» и башмаки были, например, в приданом сельской невесты вместе с нарядными шалями, штофным с золотом камзолом, камзолом на заячьем меху и проч.

Профессор Казанского университета К.Ф.Фукс, собиравший в течение первой половины XIX в. наблюдения об обычаях казанских татар, дал описание традиционного праздника, на котором «татарки позначительнее поместились на широких нарах, устланных коврами, и поджали ножки так искусно, что их блестящие, шитые золотом ичиги были видны». По его же свидетельству, почти все татарки «занимаются вышиванием золотом татарских сапожков и тюбетеек», обнаруживая при этом «большое искусство и изобретательность в составлении узоров».

Бывшее в течение долгого времени домашним ремеслом в татарских деревнях, шитье ичигов с начала XIX столетия превращается в организованный промысел. Его расцвет в немалой степени был обусловлен быстрым развитием в Поволжье с середины XVIII в. кожевенной отрасли. К началу XIX в. в Казани было 34 кожевенных завода, которые обрабатывали в год более 135 тысяч шкур. Знаменитый казанский сафьян - тонкая, мягкая кожа, выделанная растительным дублением из шкур коз, реже овец и телят. Она красилась в различные цвета. Именно из сафьяна шились узорные сапожки, а также делались книжные переплеты. Другим известным продуктом производства была юфть - более толстая кожа, обычно выделанная из шкур годовалых бычков. Товар кожевников Казани, упоминаемых В. Далем «казанских юхотников и сафьянщиков», был хорошо известен в России, вывозился в Китай, Индию, Иран. Подтверждение этого факта находим в самых разных источниках, особенно красноречивым, на наш взгляд, являются записки француза А. де Кюстина, побывавшего в России в 1830-х гг.: «Красивый сафьян, русская душистая кожа, производится в Казани, и, по слухам, ее можно дешево купить на ярмарке в Нижнем, выбрав в груде кож то, что нравится». Высокая оценка казанских кож содержится и в составленном еще в 1781 г. «Историческом описании Российской коммерции», где говорится, что выделкой кож здешний народ занимается издавна и «особливо с великим искусством против других». Естественно, что Казань была и самым крупным центром производства обуви.

Славная судьба татарского ичига

Спрос на мягкие, добротные и нарядные ичиги был столь высок, что в одной Казани в конце XIX -начале XX в, их производилось до трех миллионов пар в год. Именно тогда традиционное ремесло приобрело характер местной промышленности, которую представляли до десятка крупных торговых домов, занимавшихся производством и сбытом «азиатской обуви». Выкроенные из кожи заготовки разных видов сапог расшивали на дому женщины, а сапожные операции выполняли мужчины-ичижники. Уже в первой половине XIX в. здесь выделяются своим размахом фабрики купцов-промышленников Абдуллина и Файзуллина, «где в большом количестве вышиваются шелком и золотом так называемые ичиги, или ботинки», причем «этою работою занимаются не только татарские женщины, но и весьма многие русские девушки».

Разнообразие видов «азиатской» обуви, производимой в Казани, впечатляет. Здесь были «ташкентские» мужские вытяжные ичиги черного цвета - бараньи и козловые. Своеобразие кроя вытяжных мужских ичигов состоит в том, что они шились из единого куска юфти темного цвета с двумя подкройными деталями: фигурным задником из среднеазиатской зеленой шагрени и отворотом коричневого или красного цвета, который пришивался к полукруглому срезу голенища. На ноге такой ичиг слегка присбаривался спереди, поскольку носовая часть не была отрезной и обувь в этом месте не облегала ногу плотно. Этот старинный тип обуви, дошедший до нас без существенных изменений, имеет тысячелетнюю историю. На Среднем и Переднем Востоке он носился на протяжении всего средневековья - мягкие сапожки с пяточкой из цветной кожи мы встречаем на великом множестве миниатюр.

Вытяжные ичиги были безузорными. От них по крою отличались ичиги с союзкой. Сапожки различались также по качеству кожи, по используемой вышивальной нити и заполняемости орнаментом: «полуузорник, вышитый бумагой» (т. е. хлопчатобумажными нитями) и «полуузорник, вышитый шелком» или «золотом», а также ичиги «полного узора, вышитые бумагой... или шелком».

Характерный ичиг «полного узора» - сапог с высоким голенищем, заполненным орнаментом, и орнаментальной пришивной каймой. По обе стороны голенища, почти всегда прямого, без расширения кверху, симметрично организованы узоры, расположенные так, чтобы оставалось как можно меньше фона. Что касается каймы, то и здесь фантазия ичижника-закройщика была неистощима. Многоузорное голенище почти всегда завершается каймой, пришитой «казанским» швом. Есть кайма-отворот, которая наследует у древних воинских сапог форму полукруглого или треугольного выступа, закрывавшего колено. В других, более редких, экземплярах кайма составлена из двух, а то и трех орнаментированных полос.

«Полуузорные» ичиги были рассчитаны на менее состоятельного покупателя. Голенище таких сапожек украшено мозаикой лишь на половину высоты. Верх обычно не оформлялся узорной врезной каймой, а имел полукруглое завершение впереди.

Начало массового производства узорной татарской обуви

К концу XIX в. костюм казанских татар все больше европеизировался, городская мода диктовала появление других форм обуви, и ичижный промысел реагировал на изменение спроса.

Уже с середины XIX в. большая часть татарской обуви производится на жесткой подошве и плоском каблуке. С появлением фабричных резиновых калош отпадает необходимость в традиционных туфлях-каушах для улицы. Они перерождаются в нарядные туфли на каблучке и твердой подошве, с орнаментом на пятке и носке обуви. Они шились на среднем и низком каблуке, и носили их и женщины и мужчины. Силуэт татарского костюма начала XX в. требовал более изящной обуви, следствием чего стало появление нового типа узорных сапожек - на фигурном каблучке, обтянутом кожей. Однако в среде значительной части городского населения и, особенно, на селе мягкие ичиги с неизменными каушами оставались популярными.

В первые десятилетия двадцатого века ичижный товар, произведенный казанским промыслом, по-прежнему исчислялся миллионами пар в год. В это же время появляется интерес к национальной узорной обуви как предмету татарского народного искусства. Нужно отметить, что в России ичиги уже с начала XX в. стали объектом интереса со стороны этнографов, - первые пары башмаков и сафьяновых сапог были закуплены этнографическим отделом Русского музея в Петербурге в 1906 и 1909 гг. В Казани в начале 1920-х гг. усилиями первых исследователей искусства края - этнографа Н.И. Воробьева и искусствоведа П.М Дульского - была собрана первая коллекция кожаной мозаики.

Татарская кожаная мозаика в советское время

Общий экономический спад в период первой мировой и гражданской войн не мог не сказаться на состоянии производства, И хотя после революции ичижный промысел в Казани и окрестностях получил государственную поддержку, это не могло спасти промысла, который постепенно утрачивал свое значение. Из некогда процветающей кожевенной отрасли окончательно ушел частный капитал, не стало и состоятельного покупателя, терялась преемственность ремесленного мастерства. Артели, объединившие ичижников в конце 1910-х-192О-е гг., производили узорные ичиги и туфли, но в гораздо меньшем объеме и, главное, не для внутреннего рынка, - почти все вывозилось в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию. Художественные достоинства, некогда присущие изделиям промысла, снижались: орнаменты упрощались и огрублялись, все меньше их оставалось на поверхности ичига. Правда, в этот период появились декоративные подушки и коврики, созданные для расширения экспортного ассортимента. Они стали новой областью применения традиционных орнаментов.

Промысел начал понемногу возрождаться после-Великой Отечественной войны. Интерес к народному искусству, возникший под влиянием художественных тенденций начала 60-х гг., способствовал переменам в отношении к старинным народным промыслам. В 1961 г. на основе сохранившихся артелей были созданы фабрики по шитью национальной обуви. Разместились они в селах, жители которых издавна участвовали в промысле и сохраняли шитье обуви как традиционное домашнее ремесло. В 1972 г. Арская и Дубъязская фабрики были преобразованы в Арское производственное объединение национальной обуви.

Отметим, что к этому времени орнамент ичигов был значительно обеднен. Было необходимо разработать множество моделей, которые воплотились бы затем в миллионы пар обуви - популярные татарские тапочки и туфли с орнаментами, современные варианты узорных сапожек и даже сабо. В течение нескольких десятилетий для Арской фабрики работал потомственный ичижник Рахматулла Сафаров. При разработке каждой модели мастера стремились к тому, чтобы национальная обувь не потеряла эстетического своеобразия и удобства. Золотая медаль, присужденная продукции Арского объединения на Лейпцигской ярмарке в 1980 г., - результат работы самобытных художников, сапожников, вышивальщиц.

Развитие искусства кожаной мозаики сегодня тесно связано с тенденциями моды. К коже нередко обращаются как к материалу для верхней одежды, изысканных аксессуаров и дорогой обуви. В конце XX века появились модели одежды и обуви из кожи с рисунком «под восточные ткани», нанесенным тиснением и красителями. Имитация татарской мозаики, выполненная обычной аппликацией, также имела место в этих поисках. Однако использовать в полной мере декоративные возможности кожаной мозаики — значит сочетать в изделии узорный крой цветных кож с традиционным «казанским» швом. Число моделей «высокой моды», в которых кожаная мозаика неотделима от кроя и активно используется в декоре, пока невелико. Комплексы костюмов, создаваемые художниками для эстрады и национальных ансамблей, содержат элементы мозаики как декоративной отделки.

Ичижное ремесло, которым в прошлом занимались безымянные мастера, перешло в область декоративно-прикладного искусства. Оно обрело собственных профессиональных художников, искавших в древней технике новые выразительные возможности. Кожаная мозаика долгое время жила только в ремесле изготовления нарядной обуви. Великолепные казанские сапожки по сей день вышиваются мастерицами вручную. Но современные художники используют декоративные качества кожаной мозаики, создавая в неповторимой старинной технике одежду, настенные панно и ковры, диванные подушки и обивку мебели, аксессуары и национальные сувениры.

источник: "Казанская узорная кожа" (Москва, Культура и традиции, 2004). Автор Лилия Саттарова.


Яндекс.Метрика free counters