ya_palomnik
Покровская просветительная крещёно-татарская женская община
Pokrovsk educational kreshchyono-tatar female community

ГлавнаяРелигия

Покровская просветительная крещено-татарская женская община

Алексеева Лариса Владимировна, историк (г. Казань)

К столетию основания

В своей речи 17 августа 1911 г. на общем собрании "Братства Святителя Гурия" (БСГ), во время прощального чествования известного миссионера – продолжателя дела Н.И. Ильминского, епископа Мамадышского Андрея (Ухтомского), отбывающего из Казани к месту нового назначения – на кафедру в Сухум, архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) особо выделил в ряду его заслуг создание двух кряшенских (крещёно-татарских) монашеских обителей: мужского Трехсвятительского скита при Казанском Спасо-Преображенском миссионерском монастыре в Лаишевском уезде (с 1911 г. – отдельного Трехсвятительского крещёно-татарского монастыря) и женской Покровской просветительной крещёно-татарской общины в Мамадышском уезде (основанной в 1908 г. и официально учреждённой указом Святейшего Правительствующего Синода в феврале 1911 г.). "Это – две самые драгоценные жемчужины в том венце правды, который уготовит и воздаст ему в своё время Господь – Праведный Судия", – сказал о них казанский архиерей.

В архивных и печатных источниках сохранилось немало свидетельств о жизнедеятельности этих обителей, оказавшейся, к сожалению, в силу известных революционных обстоятельств, очень недолгой. Тем важнее для исследователей и широкой кряшенской общественности становится изучение каждого её эпизода, которое позволит в дальнейшем восстановить полную историческую картину. Учитывая, что в этом году исполняется сто лет с момента основания Покровской просветительной крещёно-татарской женской общины, представляется дополнительный повод для более детального упоминания об этом событии.

Несмотря на домыслы советских "историков" и современных татарских националистов, целей христианизации татар-мусульман община не преследовала. Думать об этом в условиях наблюдавшегося в то время массового отпадения "крещёных татар" в ислам было, по меньшей мере, наивно, что прекрасно понимали все здравомыслящие миссионеры. Главной задачей общины было укрепить в христианстве тех, кто ещё не попал под влияние мусульманских проповедников, активно действовавших в кряшенской среде. По признанию самого епископа Андрея, община была основана "в центре тех селений, которые наиболее подвержены татаризации", "только в целях охраны ещё оставшихся в православии крещёных татар Казанской епархии от перехода в магометанство". [1]

Как отмечал в опубликованной в 1908 г. статье "Крещёно-татарское торжество" преподаватель Казанской учительской семинарии Р.П.Даулей, история общины берёт своё начало ещё в 1907 г., когда "добрые люди" пожертвовали БСГ участок земли площадью 108 десятин в Мамадышском уезде, "чтобы на этой земле была основана женская община с просветительными целями". [2] Этими добрыми людьми были княгиня Антонина Фёдоровна Ухтомская – мать епископа Андрея (уполномоченным которой являлся тот же Р.П.Даулей) и сам владыка (состоявший председателем Совета БСГ), который, вероятнее всего, в значительной мере способствовал совершению ей сего богоугодного деяния.

В мае 1908 г. княгиня А.Ф.Ухтомская заявила архиепископу Казанскому и Свияжскому Никанору (Каменскому), что она, горячо сочувствуя миссионерско-просветительным целям БСГ, решила пожертвовать последнему принадлежащую ей в Мамадышском уезде при деревне Богдановке "землю в количестве 108 десятин со всеми находящимися на ней постройками на следующих условиях: на указанной земле должна быть устроена крещёно-татарская женская община с храмом во имя Пресвятыя Богородицы и с наименованием Покровская просветительная община". При этом она особо уточняла, что: "Эта община должна служить всем христианско-просветительным целям Братства Св[ятителя] Гурия, пользоваться его попечением и отдавать Братству отчёт во всей своей жизни, но хозяйство Братства и будущей Покровской общины должно быть вполне самостоятельным". [3]

Поддержав данную инициативу, архиепископ Никанор направил соответствующее ходатайство в Святейший Правительствующий Синод (СПС), однако последний испросил дополнительных разъяснений по поводу выдвинутого княгиней А.Ф.Ухтомской условия относительно хозяйственной самостоятельности будущей общины, опасаясь, не доставит ли его принятие "возможности возникновения в будущем нежелательных обстоятельств по ведению хозяйства и управлению общиной". 18 августа 1908 г. местный архиерей уведомил и.о. управляющего Синодальной Канцелярии о том, что хозяйство таковой предполагается "вполне разграниченным" от хозяйства БСГ и не отчуждаемым в пользу последнего: БСГ должно было осуществлять наблюдение за просветительной деятельностью общины, а её хозяйство должно было находиться под общим управлением казанского епархиального начальства. Своим указом от 29 октября 1908 г. СПС уведомил архиепископа Казанского и Свияжского Никанора о том, что не встречает препятствий к принятию БСГ жертвуемого княгиней А.Ф.Ухтомской участка земли "на указанных ею условиях", а также, по совершению соответствующего акта, к устройству на даруемой земле "крещёно-татарской просветительной женской общины с храмом во имя Пресвятой Богородицы, с наименованием её Покровскою и с тем, чтобы хозяйство общины было самостоятельным от хозяйства Братства, состоя под надзором епархиального начальства".

Желание вдохнуть жизнь в будущую святую обитель, как писал Р.П.Даулей, изъявили "человек 7 – 8 девушек из крещёных татар" во главе с учительницей БСГ Зинаидой Сергеевной Дымовой (окончившей курс гимназии и фельдшерской школы), которые и поселились на этой земле с благословения духовного начальства. Община существовала исключительно благодаря подвижничеству насельниц (в большинстве своём принадлежавших к низшим сословиям) и пожертвованиям благотворителей, в качестве которых чаще всего выступали члены БСГ, их родные, знакомые, представители православного духовенства и сами монахини. По причине этого сёстры общины постоянно пребывали в бедности, но, тем не менее, община в значительной мере реализовывала свою просветительную функцию.

Ещё 23 июля 1908 г. "свияжская купчиха" З.С.Дымова обратилась к архиепископу Никанору с прошением о благословении на сооружение при Покровской общине домовой церкви во имя Преподобного Серафима Саровского, получив на это предварительно благословение епископа Андрея. Прошение было уважено, и уже 9 сентября 1908 г. на пожертвованной земле последним была совершена закладка деревянного храма. Одновременно на благотворительные средства шло возведение при общине здания "под училище-приют для воспитания и обучения крещёно-татарских девочек", которое, по свидетельству Р.П.Даулея, вышло "большое и удобное". При этом содержание училища (школы) – в двухклассном составе – приняло на себя министерство народного просвещения, а содержание приюта осталось за самой общиной, что было для неё весьма обременительно.

Торжества закладки храма и открытия училища довольно подробно были описаны Р.П.Даулеем в вышеупомянутой статье "Крещёно-татарское торжество". Начались они с вечера 8 сентября 1908 г. всенощным бдением в честь Святителя Феодосия Черниговского, проходившим в большой комнате дома, где располагались сёстры. Утром 9 сентября были совершены освящение дома двухклассного училища при общине и его открытие. После этого духовенство во главе с епископом Андреем направилось с крестным ходом к месту будущего храма. Причём, как отмечал Р.П.Даулей: "В числе образов выделялись два: один – Казанской Божией Матери, благословение Покровской общине отца Иоанна Кронштадтского, а другой – трёх Казанских Святителей, благословение Трёх-Святительского крещёно-татарского скита". Кроме этого, 4 сентября в благословение общине архиепископ Казанский и Свияжский Никанор послал ей икону Пресвятой Богородицы "Покров", а также пожертвовал свою книгу "Толковый Апостол" – "в душевное окормление насельниц обители" и "хлеб-соль" (в серебряной солонице и шестиугольном блюде) – "в грядущее хлебосольство и странноприимничество". "Во время молебствия в школе и при закладке, – сообщал Р.П.Даулей, – пел хор, составленный из сестёр общины, под управлением заведующего женской школы отца диакона М.Леонтьева. Молящегося народа было очень много, по крайней мере, такого стечения народа, как говорили, не бывало поблизости ни в церквях, ни на базарах". [4] В конце службы епископ Андрей преподал сёстрам обители наставление, которое "тут же было переводимо для слушателей на татарский язык, так как большую часть молящихся составляли крещёные татары из ближайших приходов".

Освящение домового храма во имя Преподобного Серафима, Саровского чудотворца, состоялось 22 декабря 1908 г. По предложению епископа Андрея и с благословения местного архиерея осуществил его и.д. благочинного монастырей третьего округа Казанской епархии, игумен Трехсвятительского крещёно-татарского скита Гурий – в сослужении пяти священников (села Нырты – Николая Прокофьева, села Карабаян – Евдокима Комисарова, села Абди – Николая Приклонского, села Гороховое Поле – Матвея Чебышева, села Старая Икшурма – Николая Кириллова) и двух диаконов (иеродиакона Трехсвятительского крещёно-татарского скита Варсонофия и диакона села Абди Василия Альпидовского). Храм был возведён в короткие сроки и являлся достаточно скромным по размерам: в 1909 г. епископ Андрей отмечал, что "он так мал, что не может вместить почти никого, кроме учениц и самих монашек, – до 20 человек". Но в то время думать о более просторном храме не приходилось. Не могла община позволить себе и содержание постоянного священника, а сами насельницы помещались "в единственной комнате-избе". Как отмечал епископ Андрей, "отдавая последний кусок хлеба на содержание школьниц, сами монашки крещенки принуждены сбирать хлеб на собственное содержание среди добрых людей".

В училище-приют ко времени его открытия было принято около тридцати девочек. Причём, как отмечал уже в 1908 г. Р.П.Даулей, "желающих отдавать своих детей учиться имеется очень много, но община не располагает достаточными средствами для содержания большого количества детей". В ? 6 за 8 ноября 1909 г. "Сотрудника Братства Святителя Гурия" епископ Андрей писал уже о пятидесяти трёх "девочках-крещёнках", обучавшихся в училище (школе). Кроме этого, при последнем действовало ремесленное отделение, в котором воспитанницы училища и "постоянные" ученицы постигали ткацкое ремесло.

Согласно Отчёту о деятельности БСГ за 1908 – 1909 братский год в общине имелось двадцать шесть сестёр, из которых три – русские, а остальные – кряшенки ("крещёные татарки"). [5] По состоянию на 1 мая 1911 г. в ней проживала уже тридцать одна сестра. При этом сёстры общины заведовали также книжным складом БСГ и оказывали медицинскую помощь населению.

Резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Никанора от 31 апреля 1908 г. заведующей общиной была определена рясофорная послушница Зинаида Дымова, а указом Казанской духовной консистории от 26 ноября 1910 г. – казначеей общины – рясофорная послушница Екатерина Боровицкая. Как отмечал в своём рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому от 12 мая 1911 г. благочинный монастырей третьего округа Казанской епархии, архимандрит Гурий, обе они зарекомендовали себя "как усердным прохождением монастырского искуса и сердечною добротою в обхождении и духовном водительстве вверенных их попечению сестёр общины – инородок из крещёных татар, так и высоким благонравием в религиозно-нравственном настроении". Известно, что уже в советское время обе бывшие насельницы общины – Зинаида Сергеевна Дымова и Надежда (Екатерина) Васильевна Боровицкая – подверглись репрессиям со стороны богоборческой власти.

18 июня 1909 г. по крещёно-татарским селениям прошёл великий крестный ход, посвящённый памяти Святой великомученицы Параскевы, празднуемой 28 октября. Его участники во главе с епископом Андреем вышли из Трёхсвятительского крещёно-татарского скита с мощами Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Иоанна Златоуста и Святой великомученицы Параскевы. "Сопровождаемый местами до 5000 народа", за неделю крестный ход прошёл "целый ряд татарских деревень на протяжении 70 вёрст, при непрестанном воодушевлённом пении на русском и татарском языках, при ежедневном богослужении и проповедях на открытом воздухе". Торжества завершились в Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине (для которой и предназначались святыни), где с наставлением к послушницам обратился епископ Андрей. Наконец, в 1911 г. общине был предоставлен статус самостоятельной юридической единицы. Указом за ? 2732 от 23 февраля 1911 г., данным архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову, СПС определил "в Мамадышском уезде, Казанской епархии, на земле, пожертвованной княгинею Ухтомскою, учредить крещёно-татарскую женскую общину, с наименованием оной "Покровскою Просветительною Общиною", и с таким числом сестёр, какое община будет в состоянии содержать на собственные средства". [6]

1 мая 1911 г. состоялось торжественное открытие общины, которое осуществил тот же архимандрит Гурий. По окончании Божественной Литургии, отслуженной им в храме во имя Преподобного Серафима Саровского "в присутствии сослужащего духовенства" (священников сёл Нырты – Николая Прокофьева, Старая Икшурма – Алексея Афанасьева, иеромонаха Казанского Спасо-Преображенского монастыря Игнатия и других), заведующей общиной Зинаиды Дымовой, и.о. казначеи Екатерины Боровицкой "и всего народа", архимандрит Гурий прочёл с амвона копию указа СПС. Вслед за этим им было совершено "благодарственное Господу Богу молебствие с водосвятием", после которого участники торжества, "поднявши св[ятые] иконы с крестным ходом обошли вокруг общины, окропляя все здания оной и поля освящённою водою". Завершилось оно в церкви общины "обычными многолетствованиями", в том числе – в адрес епископа Андрея и благодетельницы монастыря княгини А.Ф.Ухтомской.

К этому времени у общины имелось 108 десятин земли, из которой 72 десятины – пахотной, 12 – под лугами и выгонами, 9 десятин леса, 9 десятин "под усадьбой" и 6 – "неудобной". В ней по-прежнему действовал только один деревянный храм, в котором не было постоянного священника и даже колоколов, на приобретение коих не хватало средств. Страховка всех строений общины исчислялась суммой 5700 рублей. Поставленная заведовать общиной и вступившая в отправление своих обязанностей в том же 1911 г. монахиня София (Разумовская) сообщала, в частности, 11 марта 1912 г. в Казанскую духовную консисторию, что "с первого же раза была поражена беднотою общины и разными значительными недостатками по внешнему благоустройству общины, которые существуют и ныне". Тем не менее, с Божьей помощью, сёстры твёрдо следовали своему предназначению.

Постепенно расширялась деятельность действовавшего при ней училища, в котором к тому времени учились уже шестьдесят две девочки. Тридцать восемь девочек (восемь из которых "постоянных", а остальные – из числа учащихся училища) постигали секреты ткацкого мастерства, вышивания и шитья в его ремесленном отделении. При этом, как подчёркивала заведующая общиной монахиня София: "Все эти воспитанницы – инородки из старо-крещёных татар из разных уездов Казанской губернии, и содержатся на средства общины, а некоторым сиротам и одежда добывается общиной". [7]

Собирая в буквальном смысле "с миру по нитке", насельницы общины и БСГ всеми мерами способствовали религиозно-нравственному просвещению кряшенского народа, значение которого пронзительно точно подчеркнул в своём открытом письме православным москвичам "О крещёно-татарской женской общине", опубликованном в ? 6 за 8 ноября 1909 г. "Сотрудника Братства Святителя Гурия", епископ Андрей. "Могу сказать, – писал он, – что, кто поможет в воспитании и обучении хотя одной девочки, тот сделает и для миссии большое дело. Ведь всякий грамотный ребёнок в крещёно-татарской семье – есть уже миссионер: он уже вслух молится Богу и всю семью приучает к молитве, он читает книжку и своим родным сообщает новые знания. И очень много домов, склонных к отпадению, спасли для святой Церкви именно детки, обученные молитвам и знающие свящ[енную] Историю". [8]

Следует признать, что эти наблюдения и выводы не потеряли своей актуальности и сегодня – по прошествии ста лет после создания общины, когда российское общество оказалось ввергнуто в бестолковую и безнравственную дискуссию о "вредных последствиях" преподавания в школах "Основ православной культуры". Причём, теперь они касаются не только самих кряшен, но и русских, а также других народов, традиционно исповедующих православие.

Отчет о Покровской просветительной крещено-татарской женской общине за 1909 г.

Опись имущества общины:

Земли пахотной: 72 десятины

Лес: 9 десятин

Под лугами и выгонами: 12 десятин

Неудобной земли: 6 десятин

Под усадьбой: 9 десятин

Всего: 108 десятин

Сестер в общине 26:

3 русских, 23 крещено-татарки

Сестры руководствуются прилагаемым уставом.

Средства общины:

а) Доходы по храму:

Свечной доход: 123 р. 40 к.

За просфоры: 129 р. 08 к.

Кружечный и тарелковый сбор: 26 р. 49 к.

Во время крестного хода собрано: 259 р. 55 к.

Всего: 531 р. 45 к.

б) Доходы по хозяйству:

В 1908 г. собрано 630 пудов ржи

Расходы:

Постройка храма: 4 225 р. 90 к.

Постройка дома для священника: 422 р. 70 к.

Книжной лавки: 60 р.

Ограда вокруг церкви: 67 р.

2-е ворот, изгородь вокруг леса, кладбища, огорода: 30 р. 40 к.

Всего: 4806 р.

Живой инвентарь:

2 лошади, 5 коров, 2 овцы, 20 куриц.

Устав Покровской общины:

О трапезе:

Обед - в 12 часов дня.

Ужин - в 7 часов вечера

Чай после литургии или часов (для трудящихся в 7 часов утра) и перед вечерней.

Не разговаривать, слушать жития святых или др. душеспасительные книги.

Не брать пишу с собой в келлию, кроме случаев необходимости вследствие болезни или др. благословенной причины.

О послушании:

Приучать себя к отвержению своей воли, работать в молчании с Иисусовой молитвой в уме.

За ослушание - поклоны, удаление от общей трапезы на один или несколько дней, лишение месячной порции чая и сахара, лишение монашеского платья.

О келейном пребывании:

По чужим кельям без дела не ходить.

Без молитвы в чужие кельи не входить.

После вечернего правила сразу идти к себе, заниматься чтением душеспасительных книг, неграмотные в свободное время должны заниматься изучением грамоты.

Из мирян к себе в келлию - только родных женского пола с благословения старшей.

Об общежитии:

Все общее.

Подаяния денежные и вещами можно брать, все отдавать старшей.

Отдельных подаяний не принимать.

Без благословения старшей ничего не делать, ни получать, ни дать кому что, ни отлучаться.

В монастыре громко не разговаривать, не празднословить.

При встрече сестры должны приветствовать друг друга поклонами, говоря «благослови», при чем младшие должны предварять.

О посетителях:

Говеющие могут жить не более 4-х дней, простые богомольцы - один день.

Все гости должны посещать все монастырские богослужения, должны помогать сестрам на работе.

О богослужении и молитвах:

Неопустительно посещать богослужения и общее молитвенное правило.

Полунощница и за ней утреня - в 4 часа утра.

Литургия в будни - в 7 ч. утра. В праздничные дни зимой - в 9 ч., летом - 8 часов.

Вечерня с малым повечерием - зимой в 4 ч. вечера, летом - в 5 часов.

Монашеское правило с вечерними молитвами и помянником в 8 ч. вечера, летом - только вечерние молитвы в 8 ч. 30 вечера.

Занятия сестер:

Исполняют все работы в общине - по дому, по хозяйству, в поле и на огороде, обязанности школьной прислуги. Изучают в ремесленной школе ткацкое и сапожные ремесла, несут церковное послушание.

Одна из сестер заведует книжным складом. Одна из сестер принимает больных. Лекарства выдаются бесплатно Мамадышским земством на сумму 200 р.

Отчет по школе:

Заведующей 2-классным Министерства Народного Просвещения училищем с 15 дек. 1908 г. по 1 сентября была рясофорная послушница Зинаида Дымова, ныне София Сапожникова от 22 авг. 1908 г. Место второго учителя занимает дьякон Михаил Леонтьев (он учитель пения от 16 авг. 1908 г.)

Учащихся 55 учениц (все крещено-татарки):

Мамадышский уезд - 28

Лаишевский уезд - 19

Чистопольский уезд - 7

Казанский уезд - 1

Полное содержание - община.

Почетная блюстительница - Александра Степановна Вавилова.

Ремонт и др. расходы:

Издание акафиста Покрову на крещ.-тат. языке (1200 экз.) - 40 р.

Опись построек:

Церковь домовая преп. Серафима Саровского. Дом для сестер примыкает к церкви - 12 окон, 6 дверей. Просфорная, конюшня, два теплых хлева, лабаз, забор, погреб, помещение для книжной лавки (7 аршин), два амбара, кухня с сенями (7 аршин) с 4 окнами, двумя дверями, сушилка, баня (длина и ширина 7 аршин), пристенок (7 аршин), мельница водяная недостроенная (10 аршин).

Дом для священника (14 аршин, ширина 9 аршин) с 8 окнами и 3 дверями.

Здание школы (39 аршин, ширина 18 аршин) с 23 окнами, 13 дверями.

Здание для ремесленной школы (24 аршина, ширина 10,5 аршин)

Здание школы и ремесленной школы покрыты железом, остальные - тесом.

Богослужебные книги:

Канонники, служебники, ирмологии, Апостол - пожертвован Михаилом Моисеевичем Макаровым из Ныртов.

Облачения

а) дьяконские:

Золотистое - пожертвовано Анной Львовной Савиных.

Белое - Владимирским собором г. Казани (подержанное)

Белое с красными узорами - Свияжским женским монастырем.

б) священнические:

Несколько подризников, несколько облачений, одно белое архиерейское,

Воздухов много, 3 кадила (два медных посеребряных - Анной Савиных и Николаем Александровичем Алексеевым, одно серебряное позолоченное - Надеждой Ивановной Крестовниковой).

Имеются частицы мощей - пожертвованы архимандритом Иосифом игуменом Свято Андреевского скита на Афоне 14 мая 1908 г. и начальником Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской губернии иеромонахом Серафимом 29 сент. 1908 г.

В левом заклиросном киоте находится образ Казанской иконы (15 в.,12 в.) - дар о. Иоанна Кронштадтского с надписью рядом с образом под стеклом: «Пресвятая Богородица, помогай нам! Святую икону жертвую в новую обитель, имеющуюся создаться в г. Казани Его Преосвященством епископом Андреем. 28 фев. 1908 г. о. Иоанн Кронштадтский».

Церковь деревянная домовая построена в 1908 г. Длина 12 аршин, высота до потолка 7 аршин, 3 двери покрашены масляной краской, 4 окна (3 аршина, ширина - один) с железными решетками. Алтарь 7 аршин, высота 3,5 арш. Пол деревянный, окрашен. Церковь отапливается 2 голландскими печами. Снаружи церковь обшита тесом. Крыша железная, окрашена в зеленый цвет. Один купол обшит белым железом, восьмиконечный крест.

Колокол 1,5 пуда. На воротах живописный образ - «Вратарница», киот, фонарь с лампадой. Вокруг церкви деревянная ограда в 53 аршина. Престол 1 аршин, 8 в., высота- 1 арш. 6 в.. Антиминс из желтого атласа, освящен 8 авг. 1908 г. Преосвященным Михаилом, епископом Чебоксарским.

Литература:

Отчет о Покровской просветительной крещено-татарской общине. - Казань: Центральная типография, 1910. - 37 с.


Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину для крещёных татарок Мамадышского уезда Казанской губернии

Молчанов Н.

Покровская женская община Мамадышского уезда

1. В село Покровскую общину начальником Серафимовского скита, Пермской губернии, иеромонахом Серафимом, отделены от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского Митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 года, и грамоте за подписом Митрополита Нила, от 12-го апреля 1870 года, и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме, Архимандрита Григория, от 23 апреля 1908 года, частицы св[ятых] мощей великомученицы Параскевы-Пятницы (28 октября) и св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).[1]

2. Сии святыни в соответствующих иконах сопровождаются Его Преосвященством, Преосвященнейшим Андреем, Епископом Мамадышским и и.д. благочинного монастырей 3-го округа епархии игуменом Гурием к месту их назначения в Покровскую общину из Трёхсвятительского крещёно-татарского скита, Мамадышского уезда, 11 июня, после литургии в скиту, следуют в село Меретяк, где остановка и всенощное бдение;

12 июня литургия в Меретяках, и чрез деревни: Малые Меретяки и Нырсы в село Карабаян – бдение;

13 июня литургия в Карабаянах и чрез деревни: Старый Карабаян, Тямти и Субаши в село Гороховое Поле – бдение;

14 июня литургия в Гороховом Поле и ход в Савруши – бдение;

15 июня литургия в Саврушах и ход в Стар[ую] Икшурмы чрез Крещенскую дерев[ню] Три Сосны;

16 июня литургия в Старой Икшурме и ход в село Абди – бдение, ко времени которого из Покровской общины приносят Казанский образ Божией Матери, благословение общине о. Иоанна Кронштадтского[2];

17 июня литургия в селе Абди и крестный ход со всеми образами в Покровскую общину.[3]

3. При следовании сих святынь, по указанному в предыдущем пункте маршруту, везде церковными причтами делаются обычные встречи и проводы; служатся молебны по желанию обывателей всех попутных селений, как общие «мирские», так и частные по домам жителей. 4. О дне прибытия св[ятых] икон с частицами св[ятых] мощей к встречным пунктам – Шихраны, Ильинки и Трёхсвятительский скит и к местам их назначения, а также следования по указанным маршрутам, для жителей окрестных селений заранее рассылается чрез оо. благочинных и настоятелей приходских церквей печатное оповещание, а полиции о всём вышеизложенном даётся знать к сведению.

И. об. столоначальника Н.Молчанов.


[1] Частицы мощей были пожертвованы через епископа Мамадышского Андрея (князя А.А.Ухтомского) и помещены в образах Святого Иоанна Златоуста и Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. В свидетельстве сей счёт говорилось: «Выдано Покровской только что возрождающейся женской общине Мамадышского у[езда] Казанской губ[ернии] в том, что мной отделено от дарованных по дарственным грамотам от наследников Пендапольского митрополита на Афоне Нила, от 12 мая 1908 г., грамота за подписью митрополита Нила от 12 апреля 1870 г., и настоятеля Харлампиевского монастыря в Иерусалиме Архимандрита Григория от 23 апреля 1908 г., частицы св[ятых] мощей Великомученицы Параскевы Пятницы (28) октября и Св[ятого] Иоанна Златоуста (13 ноября и 27 января).

Сии вышепоименованные великие святыни даруются Покровской женской общине Мамадышского у[езда] в благословение, крепость и благодать. Господь же Бог наш молитвами святых своих угодников Параскевы и Иоанна Златоуста да подаст духовную крепость в трудном подвиге просвещения инородцев мусульман, мудрость и рассуждение, благодать, милость, благословение и освящение. Грядут Сами угодники Божии в честных останках Святых мощей своих на утешение бедным, бесприютным горегорьким сиротам, лишённым материнской ласки и заботы. Вы, Святые Параскева и Иоанн Златоуст, Сами управьте, воспитайте, оботрите горькие слёзы и обласкайте этих бедных сироток, как птенцов, собравшихся в своём гнездышке-обители, и приведите их к тихому пристанищу в свои горнии обители рая, где нет ни скорби, ни печали, но жизнь бесконечная. Начальник Серафимовского скита, иеромонах Серафим. Серафимовский скит Пермской губ[ернии]. 29 сентября 1908 г. № 27». (См.: Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. – Казань: Центральная Типография, 1910. – С.с. 10 – 11.)

[2] В изданном в 1910 г. в Казани «Отчёте о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине» давалось следующее его описание: «В левом заклиросном киоте находится живописный образ Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, венцы украшены эмалью, на голове Богородицы украшение в виде звезды из искусственных камней. Длина образа 15 в[ершков], шир[ина] 13 в[ершков]. Вложен в медный киот под стеклом, над киотом медное сияние с изображением Духа Святого в виде голубя, по углам киота изображения Херувимов. Образ прислан в благословение общине от[цом] Иоанном Кронштадтским чрез Епископа Андрея при следующей надписи: «Пресвятая Владычице Богородице, помогай нам. Св[ятую] икону сию Казанской Богоматери жертвую в новую обитель, имеющую создаться в г[ороде] Казани – Его Преосвященством, Епископом Андреем. Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. 28 февраля 1908 г.». Надпись эта сфотографирована, вставлена в золочёную рамку под стеклом и помещена рядом с образом. Риза пожертвована Александрой Степановной Вавиловой».

Кроме этого, в общине имелось ещё немало весьма примечательных святынь, в том числе: образ Святого Апостола Андрея Первозванного с частицей его мощей («мощи дарованы по дарственным грамотам: настоятеля Свято-Андреевского общежительного скита на Афоне Архимандрита Иосифа, от 14 мая 1908 г. за № 22, и от Начальника Серафимовского скита Белогорского монастыря Пермской губ[ернии] Иер[о]монаха Серафима, от 29 сентября 1908 г. за № 33»), образ Святого Иоанна Златоуста с частицей его мощей (пожертвован Н.П.Оброниальской), образ Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с частицей её мощей (образ пожертвован М.Е.Трефиловой), образ Преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне, написанный «на том самом камне, на котором он молился» (он «был келейным у Высокопреосвященного Архиепископа Владимира, получен им в Нижнем Новгороде из Дивеевского монастыря, в общину пожертвован Преосвященным Епископом Андреем в 1908 году»), образ Святителя Феодосия Черниговского, освящённый на его мощах (пожертвован в 1909 г. А.П.Косых) и другие. (Отчёт о Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине. – Казань: Центральная Типография, 1910. – С.с. 8, 10 – 11.)

[3] В своём февральском 1911 г. рапорте архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову (И.А.Пятницкому) благочинный монастырей 3-го округа Казанской епархии Гурий (Г.И.Ляпидовский) отмечал, в частности, что «более же всего отрадным явлением для инородцев бывает торжественное поднятие чтимых Св[ятых] икон и перенос их в селения для служения молебнов по полям и по домам их, так, например: […] Казанской иконы Божией Матери из Покровской общины, пожертвованной досточтимым о. Протоиереем Иоанном Кронштадтским». (См.: НА РТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 127676. Л. 9.)

Молчанов Н. Порядок следования святых икон с частицами святых мощей в Покровскую просветительную крещёно-татарскую женскую общину Мамадышского уезда Казанской губернии// Известия по Казанской Епархии (официальный отдел). – 1909. – № 17 (1 мая). – С.с. 480 – 481.

Опубликовано: Алексеев И.Е. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX – начале XX вв./ Выпуск I: Статьи и документы по истории православного миссионерства, храмов и монастырей. – Казань: ООО «Астория», 2010. – С.с. 55 – 58.

источник: alekseev-i-e.livejournal.com


Яндекс.Метрика free counters