ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Дуван-Мечетлино
Мечетлинский район
History of the village of Duvan-Mechetlino

ГлавнаяРайоны БашкортостанаМечетлинский район

История деревни Дуван-Мечетлино (Абдеево)

Из дуванских населенных пунктов самым ранним было, пожалуй, с. Дуван-Мечетлино (Абдеево). Думается, что оно было центром Дуванской волости, поскольку сохранило в своем названии этноним.

В 1795 г. из 24 дуванских деревень 8 имели почти одинаковое количество жителей (90—100 человек). Среди них была д. Мечетлино из 25 дворов, где проживало 92 человека. В 1816 г. было 357, в 1834 г. - 482, в 1859 г. - 704, в 1920 г. — 995 человек. Количество дворов учтено соответственно 32, 88, 130, 175. В 1816 г. в 11 дворах из 32 учтено 9 семей, где глава имел две жены, и 2 семьи, где у главы было три жены. Между 1921 г. и 1924 г. возникла д. Сатыево (Новомечетлино), имевшая 18 дворов. В 1816 г. в коренной деревне проживал 55-летний ахун Досмухамет Сатыев, фамилия которого тесно связана с названием дочернего селения.

Согласно шежере, возникновение дуванских населенных пунктов связывается с именами потомков Батыра и Карамыша. У сына Батыра Утямыша было три сына, один из которых, по имени Сарбулат, основал деревни Старомещерово и Новомещерово, а другой (Сырбулат) — д. Яныбаево (ныне Белокатайского района). Об этих селениях скажем чуть позже.

Сын Карамыша Сунселей, его Акбулат, его Ураз, его Кылысбай, потомки Кылысбая составляли 12—13 колен. В одном издании говорится об основании д. Дуван-Мечетлино Кылысбаем в другом — Акбулатом, в третьем — «в родословной сказано, что деревня была основана Батыром и Карамышем». Исходя из того, что шежере охватывает около 13 колен, в первой публикации делается вывод о возникновении деревни в первой половине XVI в. Это возможно при условии, если принять за средний возраст людей того времени 25—30 лет. Других письменных источников о времени основания д. Дуван-Мечетлино нет. При их отсутствии исследователям могла бы оказать услугу археологическая наука, однако она у нас в республике не занимается памятниками позднего средневековья и нового времени. И все же на вопрос о том, были ли деревни (аулы) у башкир этого края в XVI в. и ранее, следует дать положительный ответ. От сезона хозяйственной деятельности башкир зависела форма их поселений: зимние назывались (зимовка, зимняя стоянка), весенние (с мая по июнь) — ядлау (весновка), летние (с июля по август) — (летовка), осенние (в сентябре) — (осеновка).

Весной башкиры выезжали за 20—70 и более верст от зимовки, затем постепенно перекочевывали в направлении к ней, останавливаясь на летовках и осеновках с тем, чтобы сохранить пастбищные и сенокосные угодья от потравы скотом вокруг зимней стоянки. Перемена мест кочевок с мая по октябрь не способствовала появлению на них постоянных хозяйственных построек и жилищ, которые создавались в зимних поселениях — аулах. В зависимости от природно-климатических (наводнений, например), социально-политических и экономических факторов — подавление правительственными войсками многочисленных башкирских восстаний, часто сопровождавшееся уничтожением населенных пунктов; барымта и карымта казахских (IX — первая половина XIX в.), ногайских (XV—XVI вв.), калмыцких (XVII в.) феодалов; строительство почтовых (ямских) трактов (с 30-х гг. XVIII в.), частных и казенных заводов (XVIII в.) и разработка рудных месторождений; правительственная, церковно-монастырская и народно-крестьянская колонизация башкирских вотчинных земель и др. — коренное население вынуждалось на переселение с насиженных мест на другие. Поэтому и зимние поселения (аулы) меняли свое местоположение. Улиц как таковых в нашем сегодняшнем понимании в этих зимних поселениях не было. Аул состоял из бревенчатых домов, землянок, полуземлянок, пластовых и саманных изб и хозяйственных построек (в зависимости от природных условий). Постройки располагались в один ряд (однорядная, односторонняя улица) или отдельными кругами, причем каждый круг занимала одна группа родственных семей. Дома, расположенные на определенном расстоянии друг против друга, во второй половине XVIII — начале XIX вв. составляли двухрядную (двустороннюю) улицу.

В конце XVTII в. башкиры Дуванской, Кущинской (Малой и Большой) и Упейской волостей «кочевки не имели, а живут постоянно в домах своих», то есть вели оседлый образ жизни, летовка для них — давно пройденный этап. Так зафиксировано и в источниках 30-х гг. XIX в.

Несколько слов относительно названий деревень. Башкирские населенные пункты до 30-х гг. XVII в. имели в основном не антропонимические, а этнонимические названия: Дуван, Кощи (Кошсо) и т.д. В названии д. Мечетлино этноним «дуван» сохранился. Это намек на то, что деревня имеет сравнительно раннее происхождение.

Теперь вернемся к ее основателям. Вопрос о том, кто из вышеназванных дуванцев основал деревню, остается открытым. Тем не менее потомки Карамыша (Сунселей — Акбулат — Ураз — Кылысбай — Гумер — Усман, 1763 г., имевший сыновей Абдулнасыра, Исламгула, Исмагила и братьев Габдулхалика, 1778 г., и Абдулгазиза, 1783 г.; после Усмана все учтены ревизиями 1816—1859 гг. по д. Дуван-Мечетлино) проживали именно в Дуван-Мечетлино.

Сравнивая материалы ревизий и сведения шежере, можно прийти к следующему выводу относительно времени основания селения. От Усмана Гумерова до родоначальника Карамыша 7 колен, то есть для Усмана Карамыш был прапрапрапрадедом (ете-ят — буквально «семь» и «чужой»). Нам известен год рождения Усмана — 1763 г. Если дать каждому из 6 колен по 30 лет жизни, то, исключив Усмана, получим в итоге 180 лет жизни для всех 6 человек. Беря за основу отсчета год рождения Усмана и убавляя его на 180 лет, получим 1583 г. Это и может быть временем образования селения Дуван, если считать Карамыша его основателем. Если таковым считать Акбулата, как полагают некоторые авторы, то искомой датой будет 1643 г.; если считать Кылысбая первопоселенцем, то датой возникновения д. Дуван-Мечетлино может быть 1700 г.

Потомки Карамыша занимали высокое положение в сельском и в волостном обществе. Они отличались от рядовых общинников, поскольку занимали административно-военные должности. Усман Гумеров управлял группой деревень, являясь юртовым старшиной. Эту должность унаследовал его сын Исламгул Усманов. Средний сын Исмаил Усманов был зауряд-хорунжим. Внук Усмана, Абдулханан Исламгулов, в чине урядника возглавлял 15-ю юрту как юртовой старшина. Другой внук Усмана, зауряд-хорунжий Абдулнафик Исламгулов, управлял 17-й юртой. Сын двоюродного брата Усмана, Абдулхалика Гумерова, зауряд-хорунжий Байрамгул Абдулхаликов после 1855 г. стал помощником кантонного начальника 8-го башкирского кантона; его сын, Мифтахитдин Байрамгулов, — урядником и помощником юртового старшины.

Жители Дуван-Мечетлино занимались земледелием (в 1842 г. на 595 человек сеяли 142 четверти озимого и 798 четвертей ярового хлеба, сажали 25 четвертей картофеля. Имел место трехпольный севооборот. Сеяли рожь, овес, ячмень в соответствии с климатическими условиями северо-востока края, затем и пшеницу. Двух-конный сабан, используемый здесь, изготовлялся местными мастерами. Имелись огороды) и скотоводством (разводили скот местной породы. «Выгон расположен на возвышенности. Водопой в р. Ай удобный. Скот пасется на выгоне все лето. Сенокос — пойменный. Заливается р. Ай на время от 2-х дней до 1 недели. Сена хватает на весь скот», — сказано в вышеупомянутом статсборнике за 1897 г.). В селе были 3 торговые лавки. Имелись и оброчные статьи (отдавали в аренду базарную площадь в размере 1 десятины, рыбную ловлю на р. Ай, каменоломню).

С 1877 г. действовала русско-башкирская школа. В этом селе родился С.А. Вагапов (1904—1993 гг.), возглавивший в 36 лет правительство БАССР и в 42 — Башкирский обком ВКП(б).

Родились или жили в деревне Дуван-Мечетлино:


Яндекс.Метрика free counters