ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Альмеев Усман Гафиятович
Almeev Usman Gafiyatovich

ГлавнаяИзвестные люди

Альмеев Усман Гафиятович

Альмеев Усман Гафиятович

Родился (11) 24.04.1915 г. в деревне Акзигитово Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан).

Белый джигит из Акъегет

Усман Альмеев - настоящая живая легенда. Слушая самого певца и читая его книгу "Годы и песни", поражаешься тому калейдоскопу событий, непосредственным участником которых он был, а также обилию талантливых людей, с которыми его сводила творческая жизнь. Но прежде всего восхищает феноменальная память Усмана Гафиятовича, сохраняющая факты, имена, подробности событий, происходивших как в начале прошлого века, так и совсем недавно. Как много вместила его удивительная судьба!

Родился он в ауле, сохранившем свое историческое название с булгарских времен, - Акъегет (Белый джигит), ныне это Зеленодольский район. Очень поэтично, совсем по-тукаевски, описывает Усман-абы свои родные края: цветущие яблони и вишни, летнее разнотравье, три большие мечети... С особым трепетом вспоминает он о своей матери, которую потерял в пять лет, но она до сих пор ему снится! Возможно, именно это помогало ему в самые трудные моменты жизни. А еще - стихи, которые он начал писать еще до войны.

В Казанском техникуме искусств в тридцатые годы вместе с ним учились Фарид Яруллин, Назиб Жиганов, Зифа Басырова, Рашида Зиганшина и другие известные впоследствии деятели татарской культуры. У них были замечательные педагоги: актриса и режиссер Кашифа Тумашева, балетмейстер Юлий Муко, вокал преподавала Екатерина Ковелькова - в прошлом оперная певица, выступавшая на одной сцене с Ф.Шаляпиным. Дальнейшую профессиональную подготовку Альмеев получил в татарской оперной студии при Московской консерватории - у профессора С.Друзякиной по классу вокала и режиссера Ф.Каверина по актерскому мастерству. Здесь его сокурсниками были Нияз Даутов, Фахри Насретдинов, Мунира Булатова... Успевали не только учиться, но и "вариться" в гуще московской театральной жизни: смотрели спектакли в театре Мейерхольда, театре Революции, в Большом... Однажды им довелось познакомиться с самим Станиславским! Константин Сергеевич принял их в своем доме, прослушал некоторых из них, в том числе и Альмеева, а также рассказал о своей знаменитой актерской системе. В Москве Усман частенько бывал в гостях у Мусы Джалиля, который по его просьбе сделал перевод на татарский язык романсов М.Глинки на стихи А.Пушкина.

В 1939 году в Казани открылся Татарский театр оперы и балета, и выпускникам оперной студии было суждено стоять у его истоков. Творческая судьба Альмеева на оперной сцене складывалась счастливо. Обладатель лирического тенора, он был исполнителем главных партий в первых татарских операх - "Качкын" и "Алтынчеч" Н.Жиганова, "Галиябану" М.Музафарова и других. Одной из творческих удач молодого певца стал образ Галимжана в музыкальной комедии "Башмачки" Дж.Файзи, поставленной в военном 1942 году. Благодаря умению перевоплощаться Усман Альмеев иногда исполнял в одном и том же спектакле прямо противоположные по характеру роли.

В годы войны, продолжая работать в оперном театре, Усман каждый день в 6 утра уже был на радио и "вживую" перед микрофоном пел патриотические песни. Вместе с композитором Загидом Хабибуллиным они снимали неотапливаемую квартиру на улице Комлева. Дров не было, и, чтобы хоть немного согреться, жгли даже книги, но сборник А.Пушкина издания 1936 года Альмеев хранит до сих пор. В те годы чтение пушкинских стихов, а также Тукая, Дэрдменда помогало им забыть о голоде и холоде. В гости к ним заходил Адель Кутуй, к тому времени уже известный писатель, автор "Неотправленных писем". Вскоре он погиб на фронте.

В 1947 году в Казани была поставлена опера "Поэт" Н.Жиганова, в которой Усман Альмеев спел центральную партию. Многие догадывались, что прообразом его героя был Муса Джалиль, имя и судьба которого тогда еще были окутаны слухами и домыслами. Лишь спустя десять лет, после реабилитации татарского поэта, Жиганов создал вторую редакцию оперы, которая стала называться "Джалиль".

После сольного концерта в Москве, в Колонном зале, Усмана Альмеева и его жену, флейтистку Разию Файзуллину, пригласили работать в Госконцерт. И начались гастроли по всему Советскому Союзу. Забавный случай произошел в Тбилиси. В летнем театре по ошибке вывесили афишу "Александр Вертинский и Усман Альмеев", но времени для выяснений не было: надо было выходить на сцену. И целых два отделения Альмеев пел для грузин исключительно на татарском языке. Исполнение понравилось, хотя среди зрителей явно не было татар. Репутация Тбилисской филармонии была спасена. После этого концерта репертуар певца обогатился грузинскими, армянскими, азербайджанскими песнями.

Эти гастроли стали знаковыми для нашего героя еще и потому, что со временем Альмеев проявил себя как новатор не только на оперной сцене, но и на татарской эстраде, особенно в исполнении национальных песен. Подобно Александру Вертинскому, за две-три минуты, что длилась песня, голосом, пластикой певец создавал мини-спектакли, выразительные и лаконичные. Это без преувеличения можно было назвать театром одного актера.

Все творчество Усмана Альмеева самобытно и неповторимо. Таким по сути является и он сам - искренний, с утонченным вкусом, способный слышать свое сердце и слушать других. Не растратил аксакал и своего оптимизма, неугомонности - встречи, концерты, интервью на радио и телевидении. Наш белый джигит по-прежнему на коне!

Фагима Кавеева, 20.05.2010


Осень патриарха

К 90-летию народного артиста Татарстана Усмана Альмеева

Он из многодетной крестьянской семьи. Рано познав сиротство и необходимость зарабатывать, чтобы выжить, он до сих пор сохранил в себе эту ненасытную потребность трудиться. Мать умерла в 1919 году, отец - в 1921-м. Осталось восемь детей, сестры все были в деревнях педагогами.

В последние годы мне часто приходится бывать в доме Усмана-абы, и каждый раз я застаю его в самых разнообразных заботах и делах: то из редакции позвонили и попросили написать о песнях военных лет, ведь приближается 60-летие Победы и кому как не Альмееву, первому исполнителю многих татарских песен о войне, рассказать об этом; то срочно нужно прорецензировать "Словарь музыкально-сценических произведений татарских композиторов" - опять же только он, Альмеев, может это сделать, потому что стоял у истоков национального музыкального театра. К нему приходят посоветоваться, "поплакаться в жилетку", поделиться задумками и сомнениями. Усман Гафиатович, как радушный хозяин, не только внимательно выслушает, подскажет, напоит чаем, но и угостит отменным пловом. Десять лет как не стало его спутницы жизни Разии-ханым Файзуллиной, и Усман-абы все хлопоты по хозяйству несет на своих плечах. В его-то годы! А гости у него всегда именитые: Ильгам Шакиров, Салиса Гараева, Юлдуз Исанбет, Ринат Тазетдинов... Частым гостем в их доме был и Баки Урманче. В память об этом на стене висит огромный портрет жены, написанный кистью знаменитого художника. А скольким будущим звездам татарской эстрады дал напутствие Усман-абы! Среди них Идеал Ишбуляков, Шамиль Ахметзянов, Флера Сулейманова...

В Доме актера он руководит секцией ветеранов сцены, каждую пятницу они собираются вместе, согреваются теплом воспоминаний о годах, отданных сцене, совместно проводят юбилеи, дни рождения. И душой всех начинаний является Усман-абы. Он поможет найти выход из любой, даже самой трудной житейской ситуации, потому что пользуется большим уважением не только у своих коллег, но и у руководства республики.

Это сейчас. А вот как все начиналось...

Еще в первом классе учительница Халима апа предсказала Усману, что он станет актером. И не ошиблась. Правда, с первого раза в Казанский театральный техникум его не приняли - ростом не вышел... Отучился на рабфаке, затем в сельхозтехникуме, уехал в Елабугу. Но на следующий год он еще раз попытал счастье, и оно ему улыбнулось. Занятия по актерскому мастерству проходили в Татарском драматическом театре им.Г.Камала, где музыкальной частью тогда заведовал Салих Сайдашев, блистали на сцене знаменитые драматические актеры Зайни Султанов, Хусаин Уразиков, Фатыма Ильская, певцы Ситдик Айдаров, Галия Кайбицкая. Днем Альмеев присутствовал на их репетициях, а вечером шел на спектакль... Параллельно он брал уроки вокала в музыкальном училище у известного педагога Екатерины Георгиевны Ковельковой. Однажды во время урока в класс вошел незнакомый человек и, услышав пение Альмеева, сказал: "Из вас получится толк. Вы будете учиться в консерватории, готовьтесь к отъезду". Это был профессор Московской консерватории Назар Григорьевич Райский, у которого учился Сергей Лемешев. Но и здесь не все оказалось гладко. После окончания театрального техникума Альмеева включили в основной состав камаловской драматической труппы и поначалу никак не хотели отпускать из театра. Полгода Усман Альмеев упрашивал, доказывал необходимость своего обучения в Москве в музыкальном вузе. Словом, когда он приехал, занятия в оперной студии Московской консерватории уже начались: классы были сформированы, педагоги распределены. Сжалившись, профессор Софья Ивановна Друзякина согласилась прослушать Альмеева и взяла его к себе. Все годы учебы она относилась к нему почти как к сыну. Заботилась о нем, приглашала на свои концерты, помогала во всем. В прошлом С.И.Друзякина была известной оперной певицей. Вокальному мастерству она училась в Италии, была солисткой Зиминского театра, где пела ведущие оперные партии - Татьяны, Чародейки, Лизы, Кармен... И поныне, когда Усман-абы рассказывает о своем педагоге, у него глаза загораются, он заметно волнуется, когда перебирает ее фотографии, которые хранит как реликвии.

У него самого голос от природы был очень ровного и красивого тембра, к тому же большого диапазона, что позволяло Альмееву без труда исполнять как теноровые, так и баритональные партии. Большую роль в его творческой биографии сыграло и то обстоятельство, что он начинал как драматический актер. Это очень редкое сочетание - певец и актер в одном лице.

К великому моему сожалению, мне не довелось видеть оперные спектакли с участием Усмана в пору расцвета его таланта. Поэтому приведу высказывание известного музыковеда Зайнаб Хайруллиной: "...уникальным было его умение перевоплощаться. В одной и той же опере он исполнял роли, прямо противоположные по характеру. В опере Жиганова "Качкын" ("Беглец") он и в роли степенного деревенского старика, и в роли свирепого офицера, в опере "Галиябану" Музафарова ему достаются роли главного героя - влюбленного Халиля и рассудительного отца Галиябану - Бадри".

А вот спектакль "Алтынчеч" с участием Альмеева я хорошо помню. Усман Гафиатович пел партию ханского слуги Урмая. Мне хорошо запомнился этот отвратительный тип, который буквально ползал за своим хозяином, желая ему угодить...

Но самой большой творческой удачей певца по праву считается образ приказчика Галимжана из музыкальной комедии "Башмачки". Образ обаятельный, искрометный... Как вспоминает артист, он сотни раз выступал в этой партии и всегда с большим удовольствием. Ни один его концерт не обходился без исполнения куплетов и ариозо Галимжана. Слушатели всегда требовали: "Башмагым, башмагым!"

Наряду с карьерой оперного певца Усман Альмеев ярко заявил о себе и как мастер эстрады, песенного жанра. Он был в числе первых татарских певцов, которые привнесли на концертную эстраду особую манеру исполнительства и общения с аудиторией, более сердечную и доверительную. Его умение вживаться в песенный образ, видимо, тоже идет от актерского прошлого. Каждая его песня - это своего рода новелла, маленький спектакль.

Когда я слушаю в исполнении Усмана Альмеева романс Рустема Яхина "Когда войдешь в дремучие леса" или песню Сары Садыковой на стихи Сибгата Хакима "Мои года - мое богатство", не перестаю удивляться тому, как хорошо они ложатся на его голос. Возможно, потому, что Усман-абы поет и о себе, о своей жизни?..

Клара Тазиева, "Республика Татарстан" № 87, 29 апреля 2005 г.


Яндекс.Метрика free counters