ya_palomnik
Аюханов (Куватов) Булат Газизович
Ayuhanov (Kuvatov) Bulat Gazizovich

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 5 лет.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту

Аюханов (Куватов) Булат Газизович

Аюханов (Куватов) Булат Газизович

Родился 13 сентября 1938 года в г. Семипалатинск. Отец – Куватов Газиз - был видным комсомольским и партийным деятелем. Мать - Аюханова Рахиля – ветеран партии.

Любимая роль в балетах «Гамлет» А. Исаковой, «Болеро» М. Равеля, «Чингизхан» М. Иржановой, «Гак-ку» А. Исаковой.

Народный артист Республики Казахстан, лауреат Госпремии КазССР, лауреат независимого Клуба меценатов Казахстана («Платиновый Тарлан»), профессор искусствоведения, академик «Международной Академии информатизации».

Б. Аюханов – основатель Государственного Ансамбля классического танца Казахской ССР «Молодой Балет Алма - Аты»( 1 августа 1967 г.).

С января 2003 года «Государственный Академический Театр Танца Республики Казахстан».

Б. Аюханов окончил Алма-Атинское хореографическое училище в 1955 году, затем он совершенствуется в классах Академического Ленинградского хореографического училища. В 1957-1959 гг. он работает в Академическом театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. С 1959 по 1964 год Б. Аюханов обучается на балетмейстерском отделении Московского государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского на курсе профессора, народного артиста СССР Р.В. Захарова.

В 1964 году Б. Аюханов возглавляет Алма-Атинское хореографическое училище, одновременно готовя класс солистов для будущего ансамбля «Молодой балет Алма-Аты». В этом же году совместно с ведущей балериной театра оперы и балета И. Манской выступает в организованном ими «Театре двух актёров», в котором родились хореографические сцены, миниатюры на музыку русских, советских и западных композиторов. Этот «Театр двух актёров» выработал творческие принципы камерного балетного театра, основы которого легли в рождённый ансамбль «Молодой балет Алма-Аты». Большая часть программ «Театра двух актёров» вошла в репертуар молодого коллектива.

Ансамбль создал концертные программы, одноактные и двухактные балеты, став театром камерного балета. В труппе 35 солистов, как такового кордебалета нет, отсутствует система «звёзд». Каждый солист имеет собственный концертный репертуар, исходя из творческой индивидуальности артистов возникли все балеты. Разнообразие репертуара вызвано и требованиями к гастролирующим коллективам – создавать новые хореографические произведения, отражающие творческие направления ансамбля.

К работе над новыми постановками приглашались балетмейстеры из Москвы, Ленинграда, Таллина. Содружество с народной артисткой СССР Н.М. Дудинской, народным артистом РСФСР Н.А. Долгушиным, заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР Май Мурдмаа творчески обогатило коллектив, расширило исполнительские возможности артистов. Исполнение артистами всевозможных классических па-де-де укрепляет академическую основу ансамбля классического танца.

В 1971 году ансамбль был удостоен звания «Лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана». Среди творческих коллективов Казахской ССР ансамбль «Молодой балет Алма-Аты» занимает одно из ведущих мест.

За всё время существование ансамбля зрители всех союзных республик ознакомились с его творчеством, возможностями каждого исполнителя. Артисты балета выступали в ГДР, НБР, ВНР, ПНР, Западном Берлине, Швеции, Финляндии, Индии, Франции, Ираке, Италии, Иордании, Сирии, Турции, Англии. Популярность ансамбля определяется его обращением к неожиданным сюжетам, смелыми хореографическими и режиссёрскими решениями как концертных программ, так и балетов.

В республиканском издательств «Онер» (Искусство) в 1988 году вышла книга Б. Аюханова «Мой балет», в которой отражена история создания ансамбля, этапы его развития, творческий поиск его создателя, хореографические откровенности в свете современного балета.

Б. Аюханов автор книг «Биография чувств», «Витражи балета».

Выступления ансамбля отражены в многочисленной прессе: «На крыльях танца»(«Советская культура»), «Им аплодировали, их вызывали на «бис» («Московская правда»), «Заслуженный успех» («Советская Армения»), «Выверенный до миллиметра балет!» («Нувель Республик» г. Пуатье,22.10.75), «Народные танцы, исполненные с чисто восточной грацией, незамедлительно заставляли нас мечтать о «тысяче и одной ночи» («Ла нувель Республик дю Сатр-Уест», г. Норон, 20.10.75), «Концерт-спектакль большого класса… Это была блестящая демонстрация народной хореографии, а также и классической. Состязаясь в быстроте и грации, горячности, молодости и точности исполнения, танцоры и танцовщицы, все в роскошных костюмах, пленили нас своими танцами», - отметил Ральф Парро в газете «Эстрада» (г. Лорнен, 23.10.75). На фестивале искусств в Джераше (Иордания) газета «Аль-дустур» писала: «На спектакле казахского классического танца было достигнуто советско-американское соглашение!». «Молодой балет Алма-Аты» участвовал в совместном концерте-спектакле с группой «Дети как миротворцы» (США).

Воплощая жемчужины казахского эпоса в балетах «Кыз-Жибек» на музыку Е. Брусиловского, «Батыры» на музыку А. Исаковой, «Трагедия любви» на музыку П. Чайковского, ансамбль взял твёрдый курс на создание в Алма-Ате стационарного театра «Камерный балет Алма-Аты». Действительно, в репертуарной афише коллектива 30 названий балетов и несколько развёрнутых тематических концертных программ, которые необходимо показывать на современной сценической площадке, дающей возможность представить все программы театра в полном художественном, звуковом, сценическом и световом оформлениях.

Развивая традиции русского, советского балета, Б. Аюханов как художественный руководитель, балетмейстер и педагог создал высокопрофессиональный коллектив, интересный своим творческим многообразием существующих и планируемых постановок. Достаточно отметить, что каждая созданная постановка прочно входит в репертуар, на котором растут как старшее, так и младшее поколения артистов балета.

Репертуар коллектива отвечает самым высоким требованиям современного зрителя. В освоении лучших традиций отечественного балета В. Аюханов видит дальнейший рост исполнительского мастерства балетной труппы.

Большую творческую помощь художественному руководителю оказывают мастера балета, педагоги-репетиторы: Р. Унгарова, Г. Михалёва, Р. Курпешева, С. Тихонов, Р. Мусин.

    Перечень постановок Б. Аюханова на музыку казахстанских композиторов
  • С.Мухамеджанов «Поединок» (из симфонической картины «Голос Веков»). Исполнители: И. Манская, Б. Аюханов («Театр двух актеров»). 1965 г.
  • М. Тулебаев «Айтыс Биржана и Сары» (сюита из одноименной оперы). Исполнители: И. Манская, Б. Аюханов. 1965 г.
  • Б. Ерзакович «Сцена у мазара» («Козы Корпеш и Баян Сулу»). Исполнители: И. Манская, Б. Аюханов. 1965 г.
  • Г. Жубанова «Вольная птица» (Дни Казахстана в Москве на сцене Дворца съездов). Исполнители: Б. Аюханов и артистки балета ГАТОБ им. Абая. 1966 г.
  • Е. Брусиловский «Две ласточки». Исполнители: ученицы Алма-Атинского хореографического училища Н. Пак, Ш. Байтуленгутова. 1966 г.
  • М. Тулебаев. Массовый танец для объединенных коллективов. 1965 г.
  • Е. Брусиловский. Два варианта массовых танцев к Юбилеям Казахстана и ЛКСМ Казахстана.
  • Е. Брусиловский. Балет в двух актах «Кыз Жибек» силами Алма-Атинского хореографического училища.
  • Даулеткерей «Танец акынов» (домбристов) на музыку «Кос алка». 1968 г.
  • А. Жубанов «Ак-ку» (бий кюй) (Монреаль – на выставке ЭКСПО-67). Исполнители: Л. Аширова, Ф.Ултанбаева.
  • Е. Брусиловский «Балбраун» (на сцене Большого театра СССР). Исполнители: Л. Аширова, Ф. Ултанбаева, Б. Аюханов. 1967 г.
  • Н. Тлендиев «Беркут и лиса» (в фильме «Репетиция», реж. А. Машанов). 1967 г.
  • Е. Брусиловский «Танец джигитов». Исполнители: учащиеся АГХУ. 1967 г.
  • Н. Атаева «Неспетая песня» по мотивам поэмы С. Сейфуллина «Разлученные лебеди». Диплом на Всесоюзном конкурсе молодых балетмейстеров и исполнителей. 1967 г.
  • Е. Брусиловский. Танцы в опере «Ер-Таргын» к 50-летию Казахстана.
  • «Таттымбет-былкылдак». Исполнители: солистка Каркаралинского танцевального коллектива и Народная артистка Казахстана З. Кастеева (Дни Амре Кашаубаева в Париже).
  • Сугур «А-ку» (снято «Казахтелефильмом»).
  • Л. Хамиди «Казахский вальс» (несколько вариантов), «Гульбахшада»
  • В. Великанов. Адажио из балета «Камбар и Назым».
  • А. Исакова. Балет «Жарыс» (два танца сняты на казахском телевидении).
  • В. Новиков «Тюльпан» («Кызгалдак»). Исполнители: В. Курмашева.
  • «Айжанкыз». Женский танец. Исполнители: Народная артистка Казахстана С. Нурсултанова.
  • Е. Брусиловский «Шашу».
  • М. Ержанов «Куанамын». Исполнители: Л. Альпиева.
  • «Жайдарман». Массовый танец.
  • «Ак-сиса» в обработке А. Гельфуса. Массовый танец.
  • А. Бестыбаев «Голос веков». Массовый танец.
  • Е. Рахмадиев «Думанда». Массовый танец.

Невероятная работоспособность и желание утвердиться как балетмейстер молодого поколения Б.Аюханов стремится создавать самые разные программы на музыку всемирно известных композиторов, зачастую не созданных специально для балета. Ведя и исполнительскую деятельность со своими бывшими учениками, ставшими звездами казахского балета, а это Алексей Семьянов, Бауржан Ешмухамбетов, Вакиль Усманов, Минтай Тлеубаев, Александр Тягунов, Надежда Пивницкая, Наталья Карбоинова, Татьяна Анюшенко, он смело обращался к самым неожиданным сюжетам, опираясь на их творческую индивидуальность.

«Легкой кавалерией» казахского балетного искусства назвал этот коллектив единомышленников тогдашний министр культуры Казахстана Ильяс Омарович Омаров.

Действительно, начиная с первых шагов, ансамбль представлял национальный балет не только в республиках Советского Союза, но и в дальнем зарубежье: Индии, Канаде, Ираке, Болгарии, Польше, Чехословакии, Западном Берлине, Швеции, Финляндии, Франции, Италии, на Кубе, Марокко, Иордании, Сирии, Турции. Коллектив был удостоен почетного и регулярного участия в фестивалях искусства «Русская зима» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград).

Его ученики в большинстве получили высшее образование в престижных театральных ВУЗах Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, удостоены званий Народного артиста Республики Казахстан (Сайрагуль Нурсултанова), Заслуженных деятелей Казахстана (Минтай Тлеубаев, Жар Капесов, Светлана Кокшинова, Гульфида Гафурова), Заслуженных артистов Республики Казахстан (Надежда Пивницкая, Алексей Семьянов, Бауржен Ешмухамбетов, Райхан Унгарова, Наталья Карбоинова, Галина Михалева, Сергей Тихонов, Ринат Мусин, Лейла Альпиева-Кушербаева).

Аюхановым воспитаны десятки артистов балета, работающих в известных по всеми миру балетных коллективах: К.Дукарт, М.Маликова (О Нил), А.Шереметьевская, Л.Лыгина, К.Амирова-Султанова, Н.Чичинина, С.Шмыга и др.

В Казахской Национальной Академии искусств имени Жургенова Аюханов выпустил специалистов режиссеров балета: Ларису Ким, Заслуженных артистов Казахстана Гульнару Саитову, Тойган Изим, Гульмиру и Гульнару Габбасовых, Лейлу Альпиеву-Кушербаеву, Сергея Тихонова и Кариму Жулмурзину.

В 1988 году Б.Аюханов издал свою первую книгу «Мой балет» (издательство «Онер», Алма-Ата), в 2001 году фонд «Сорос-Казахстан» издал его книгу «Биография чувств», в 2005 году выйдет в свет в издательстве «Онер» объемный труд, заключенный в книге «Витражи балета, или па-де-бурре по жизни».

Б.Аюханов активно приглашал известных и начинающих балетмейстеров для постановок в созданный им коллектив: Народных артистов Советского Союза Наталию Дудинскую, Никиту Долгушина, выдающегося хореографа современности Май Эстер Мурдмаа (Эстония), Заслуженных артистов Российской Федерации Олега Соколова, Ирину Генслер, Бориса Мягкова (Москва), Алексея Семьянова (Москва), профессора Александра Полубенцева (Санкт-Петербург).

В 1998 году коллектив Б.Аюханова получил звание «Академический», а в 2003 году труппа Аюханова стала «Государственным Академическим театром танца Республики Казахстан».

Б.Аюханов ставил спектакли в Бишкеке («Петрушка» И.Стравинского по приглашению Народного артиста Советского Союза маэстро Джумахматова), в Улан-Удэ («Кыз Жибек» Евгения Брусиловского и там же в Государственном народном ансамбле казахский танец «Ак-ку» («Лебеди») на музыку Сугура), в Ленинграде для выпускников Академии русского балета им. А. Вагановой (балет «Караван» Тлеса Кажгалиева), в Красноярске (балет «Саломея» на музыку Михаила Лившица, «Болеро» Равеля, «Любительница абсента» Александра Алексеева, «Дама с камелиями» на музыку Джузеппе Верди), в Москве (в антрепризе Евгении Гильфановой хореографическую версию «Первого фортепианного концерта» Петра Чайковского), в Ташкенте в Большом Театре имени Алишера Навои (балет «Проделки Насретдина» на музыку Сулеймана Юдакова), в Национальной Академии хореографии Ташкента (балет Рапсодия на тему Паганини» С.Рахманинова), в Измирском театре оперы и балета (балеты «Болеро» Мориса Равеля, «Фархад и Ширин» («Легенда о любви») Меликова, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина). 12 февраля 2004 года Б.Аюханову присваивают звание Академика Международной Академии Информатизации (МАИ).

Булат Аюханов, развивая традиции мирового балета, сыграл выдающуюся роль в становлении и мировом признании искусства классического танца созданного им коллектива солистов балета, в котором нет традиционного для трупп кордебалета, где практически каждый артист имеет собственный репертуар, что позволяет Б.Аюханову расширять жанровые возможности искусства балета.

По воле выдающегося танцовщика современности Рудольфа Нуреева, с которым Б.Аюханов учился и дружил в Ленинграде, будучи на курсах усовершенствования (1955-57гг.) издана книга австралийского автора Юри Рюнтю Мэтью «Великие немые» (о Галине Улановой, Махмуде Эсамбаеве, Булате Аюханове, Наталии Дудинской, Майе Плисецкой). В 1998 году Юри Мэтью передал подарок – картину Р.Нуреева «Ангел-хранитель Булата Аюханова».

Наряду с новаторской балетмейстерской деятельностью и в том числе подвижнической педагогической деятельностью, Б.Аюханов признан одним из ярких и самобытных исполнителей сценических образов. Танцовщик с 45-летним исполнительским стажем поражает профессиональной формой и примером творческого долголетия!

Имя Булата Аюханова и его детища – Театра танца известны и признаны неповторимым явлением в искусстве танца ХХ и ХХI веков!

Б.Аюханов известен и как исполнитель многих ролей в фильмах: «Богатство наших гор» (Свердловская киностудия), «Репетиция» Арарата Машанова, «Рисунок мелом» Марата Айманова, «Вдохновение» Михаила Васильева, «Бойся враг девятого сына», «Сказка о прекрасной Айсулу» Виктора Пусурманова, Виктора Чугунова, «Повелитель тьмы» В.Чугунова, «Катарсис» В.Пусурманова, «Тайны мадам Вонг» Пучикяна (Мосфильм), «Несибели» Шарипа, «Мой любимый троллейбус», «Прогулки по Алма-Ате» Александра Головинского.

Разведен. Дочь – Аюханова Гюзель (1970 г.р.); сын – Аюханов Ильяс (1979 г.р.).

источник: Заслуженная артистка РК, член-корреспондент МАИ Р.Унгарова, www.aukhanov.kz


Яндекс.Метрика free counters