ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Гайфуллина Эльвира Хайретдиновна
Gayfullina Elvira Hayretdinovna

ГлавнаяИзвестные люди

Гайфуллина Эльвира Хайретдиновна

Гайфуллина Эльвира Хайретдиновна

Родилась 6 ноября 1955 года в городе Янаул Янаульского района Башкирской АССР.

Отец - Хайретдин Ямалетдинович - председатель Янаульского райисполкома, мать - Рабига Гибадатулловна - заведующая детским садом.

Окончила Уфимский государственный институт искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств им. З.Исмагилова) по специальности «хоровое дирижирование» (класс заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана, кандидата искусствоведения, профессора М.П. Фоменкова).

Закончила аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (научные руководители – народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. М.И. Глинки, профессор В.Н. Минин и заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.А. Попова).

С 1980 года преподает на кафедре хорового дирижирования в УГИИ. С 1994 по 2001 гг. заведовала кафедрой. В настоящее время – профессор кафедры.

В 1984 году была приглашена в БГТОиБ в качестве главного хормейстера.

Э. Гайфуллина осуществила постановки хоровых сцен более чем в 50 спектаклях национальной, русской, зарубежной классики. Среди наиболее значимых работ: «Трубадур», «Аида», «Травиата», «Риголетто» и «Дон Карлос» Дж.Верди, «Фауст» Ш.Гуно, «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж.Бизе, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» П.Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Алеко» С.Рахманинова, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Салават Юлаев», «Шаура», «Кахым-туря», «Акмулла», «Послы Урала» З.Исмагилова, «В ночь лунного затмения» и «Мemento» С.Низаметдинова, «Летучая мышь» И.Штрауса и др.

Концертный репертуар включает вокально-симфонические произведения: «Военный реквием» Б.Бриттена, Реквием Дж. Верди, «Stabat Mater» Дж. Россини, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, «Казнь Степана Разина», Тринадцатая симфония, «Антиформалистический раёк» Д. Шостаковича, Девятая симфония Л. Бетховена, «Три русские народные песни» для хора и оркестра С. Рахманинова, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Грек Зорба» М. Теодоракиса, «Carmina Burana» К. Орфа и др.

В декабре 2007 года Э. Гайфуллина назначена главным хормейстером муниципального фольклорного ансамбля песни и танца «Мирас» г. Уфы.

Совместно с труппой театра выезжала на гастроли в Турцию (1999), Египет (2003), Португалию (2006), Таиланд (2006, 2008).

В 2003 году по приглашению дирекции объединённых театров Турции работала в Анкарском театре оперы и балета, в 2006-2008 гг. - на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета.

Под руководством Э. Гайфуллиной на сцене БГТОиБ проходят бенефисы хора и концерты хоровой музыки.

Звания и награды:

1990 - присвоено почётное звание "Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан"

1998 - присвоено почётное звание "Заслуженный деятель искусств России"

2009 - присвоено почётное звание "Народная артистка Республики Башкортостан"

источник: www.bashopera.ru


Гайфуллина Эльвира Хайретдиновна

Не так давно в Башкирской опере прошел бенефис заслуженного деятеля искусств РФ и РБ, народной артистки РБ, профессора Эльвиры Гайфуллиной.

Ощущение счастья охватывает меня каждый раз при посещении нашего оперного театра, особенно спектаклей с участием хора. Согласна с оперным режиссером Б. Покровским: «Если бы я был всесильным, то на три дня запретил бы все, кроме оперы». Эта фраза подходит и творческому коллективу БГТОиБ, и хору во главе с маэстро Эльвирой Гайфуллиной.

Думаю, многим понятно, что готовить оперные спектакли и петь в них – огромный труд. И эмоциональный, и артистический, и вокальный. Приятно, что Фуат Мансуров, дирижер Большого театра, заметил и выделил нашего хормейстера Эльвиру Гайфуллину. А коллеги из Турции проявили интерес к Эльвире Фатыховой, Татьяне Никаноровой и, конечно же, к Эльвире Гайфуллиной.

…До сих пор стараюсь понять, как удалось пятнадцатилетней девочке из Янаула, приехавшей в Уфу после восьмого класса, подняться до высот одного из лучших хормейстеров России? Эльвира Гайфуллина родилась шестой девочкой в большой дружной семье. Папа был на руководящей работе. А в свободное время пел и играл на гармони. Мама была организатором ясель. Он тоже пела и играла на балалайке. Маленькую Эльвиру с детства окружала музыка. Она росла всесторонне развитой: с интересом изучала литературу, историю, русский и английский языки. «Дружила» со спортом: увлекалась баскетболом, легкой атлетикой. Посещала уроки Г. Галимзянова – единственного профессионального музыканта Янаула.

С 1965 года Эльвира Гайфуллина в Уфе. В ее голосе звучат взволнованные нотки, когда она вспоминает свой приезд в столицу. Началась учеба в музыкально-педагогическом училище № 2, где ее встретили умные и добрые руки педагога Р. Утяшевой, еще во время вступительных экзаменов почувствовавшей в девочке музыкальный дар. Эльвира занималась много, с интересом. Повезло ей и в институтской жизни. Ее учителем был Михаил Фоменков, ее кумир и божество. Высокая культура, интеллект, любовь к музыке, да и простое человеческое участие… Он отличался жизнелюбием, неприхотливостью, профессионализмом. Как не попасть под обаяние такого человека! Так Эльвира и полюбила хор – на всю жизнь.

А вскоре судьба послала ей черноглазого фаготиста Эдуарда Гайфуллина. Сейчас Эдуард Зюферович говорит, что приметил пианистку Эльвиру Гайфуллину, когда она заменила заболевшую Евгению Пупкову и исполнила концерт для фортепиано с оркестром Кабалевского. Потом была свадьба, и в 19 лет Эльвира стала мамой. Продолжила учебу, дойдя до аспирантуры Гнесинки. Училась добросовестно, с вдохновением.

С мужем они вместе свыше 40 лет. Оба получили замечательное музыкальное образование, поставили на ноги двоих сыновей, которые имеют вузовские дипломы. Не будь рядом заботливого Эдика, разве справилась бы одна с постоянными детскими болезнями своих мальчишек - Рамиль до семи лет был слабеньким, даже сознание не раз терял, а Тимура, который на десять лет моложе брата, заразили в роддоме, и он без конца температурил. Это сейчас, глядя на статного майора милиции, начальника оперативного отдела Управления собственной безопасности МВД РБ Рамиля Гайфуллина, отца двух сыновей, и на стройного красавца Тимура, имеющего дипломы экономиста и музыканта, которого обожает маленькая дочка Сонечка, хочется сказать: "Вырастили богатырей!". И мама улыбнется: "Да, у нас хорошие дети". Младший сын помимо основной работы является концертмейстером хора БГТОиБ. Внучка Софья, возможно, свяжет свою судьбу с музыкой. Ее мама – солистка оперы БГТОиБ.

С 1984 года по настоящее время Эльвира Гайфуллина – главный хормейстер БГТОиБ, с 1994 по 2001 год – заведующая кафедрой хорового дирижирования. До ее прихода в театр хор был не в лучшем состоянии – малочисленный, было мало басов и теноров, профессиональный уровень певцов был низким. Она и сейчас неустанно заботится не только о профессиональном росте хористов, но и о благополучии своих питомцев. «В коллективе здоровая творческая обстановка, – говорят артисты хора. – Эльвира Хайретдиновна кому-то – мать, кому-то – сестра. Работать с ней крайне интересно. У нее потрясающее чувство юмора. Это помогает разрядить обстановку. Всегда терпеливая, выдержанная, дипломатичная».

Неустанно заботится она и о студентах. Много ли у нас преподавателей вузов и руководителей предприятий, которые бы так заботились о людях? Однажды я случайно попала на государственный экзамен по приглашению родственницы. Чувствуется, что студенты гордятся своим профессором. Ее боготворят, стараются даже внешне походить на нее. Молодежь чувствует в ней интерес к своей работе, а это всегда вызывает уважение.

Почему ее любят слушатели? Открывается занавес. Хор в черно-белом одеянии. Спиной к нам стоит женщина. Звучит музыка. И ее руки творят, «лепят» музыку…

Эльвира Гайфуллина любит людей. У нее большое сердце. К ней тянутся люди. Любовь, полученную в свое время, она возвращает нам, своим слушателям, – возвращает своим творчеством. Она помогает людям, особенно старшему поколению, понять сегодняшнюю жизнь. Вот пример. «Люди гибнут за металл!» – восклицает Мефистофель в «Фаусте» Гуно. Мы в зале повторяем про себя эти слова и хотим, чтобы наши дети и внуки поняли их смысл.

источник: www.istoki-rb.ru


Яндекс.Метрика free counters