ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Фатехова Наиля Асгатьевна
Fatekhova Nailya Asgatyevna

ГлавнаяИзвестные люди

Фатехова Наиля Асгатьевна

Фатехова Наиля Асгатьевна

Родилась в 1962 г. в Москве в семье служащих - выходцев из села Ендовищи Краснооктябрьского района.

В 1985 г. окончила музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по специальности "Хоровое дирижирование".

Певица и композитор. Преподает музыку и ведет уроки пения в татарском культурно-образовательном центре при школе №1167. В 1997 г. вышел первый альбом, в 1999 г. - второй диск.

Сотрудничает с группой "На-На" Бари Алибасова, в репертуар которой включены и татарские песни.

Пела в ансамбле "Хыял" под руководством Саяра Хабибулина, в группе Игоря Матвиенко и Димы Шебалина.

Работала в Московской областной филармонии с ансамблем «Байрам» Рифката Сайфутдинова солисткой-вокалисткой.

Принимала участие в телевизионной музыкальной программе "Шире круг", работала с Владимиром Шаинским, Хусаином Кужалиевым, Назиром Каримовым.

Заслуженная артистка России(2003) и Татарстана.

Высоко оценил ее деятельность Председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин. И в связи с ее юбилеем подписал указ о награждении заслуженной артистки Российской Федерации и Республики Татарстан медалью «За духовное единение» за большой вклад в дело распространения татарских национальных культурных и духовных традиций, за многогранный исполнительский талант, беззаветное служение татарскому народу и в связи с 30-летием творческой деятельности.

На слова местной поэтессы Зейнаб Ибрагимовой написала песню "Матур Яндавищчам"("Красивые мои Ендовищи").

Пишет музыку на стихи московской поэтессы Назифы Каримовой.

Директор и художественный руководитель продюссерского центра "Рух", руководитель ансамбля "Медина"

Наиля Фатехова: «Духовные песнопения открывают сердца»

Качественный концертный номер, выдержанный в духе Ислама, в России до недавних пор был большой редкостью. Между тем запрос у мусульманского населения велик. Людям нужна культурная среда, соответствующая исламскому пониманию искусства: концерты, выставки и кинофестивали для посещения всей семьей; нужны произведения, которые рассказали бы о красоте религии языком музыки, изобразительного искусства, силой художественного слова.

Послом мусульманской культуры и мусульман России как для зарубежья, так и для внутреннего зрителя можно назвать заслуженную артистку России Наилю Фатехову — художественного руководителя ансамбля духовной музыки «Медина», композитора, продюсера и сольную исполнительницу.

Ансамбль «Медина» — неизменный участник концертов «Мавлид ан-Набий», проводимых ежегодно департаментом социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России. Наиля-ханум рассказала газете «Ислам минбаре» о том, как в нашей стране зародился новый музыкальный жанр и как он помогает работе российских дипломатов.

Наиля Фатехова:

— Ансамбль «Медина» образовался в 2006 году по инициативе фонда «Ихлас» и Татарского культурного центра Москвы. На тот момент в моем репертуаре уже было несколько песен, восхваляющих Аллаха, и мне было интересно попробовать себя в этом направлении. Поначалу мы взяли в репертуар старинные татарские мунаджаты. Ученики медресе фонда «Ихлас» дали свои стихотворения, я написала на них музыку, мы разучили нашиды на арабском языке и уже в конце 2006 года дали первый концерт.

Зрители больше всего откликались на произведения на русском языке — в отличие от нашидов, которые состоят по большей части из зикров и салаватов, они имеют сюжетную линию, в доступной форме рассказывают об исторических событиях или основах религии. Взять хотя бы песню «Намаз» на стихи Ясина Мустафина: прослушав ее, несколько человек приняли Ислам. Призыв, выраженный музыкальным языком, открывает сердца. Так и родился новый, отличный от мунаджатов и нашидов, жанр, который можно назвать духовными песнопениями.

Вскоре после образования мы стали представлять Россию и мусульман нашей страны на зарубежных фестивалях. Первой была поездка в Иран, затем Иорданию, где мы дали два концерта и в течение часа в прямом эфире местного телевидения рассказывали о России и пели, затем в Тунисе, Марокко. То, что мы мусульмане из России и свободно исповедуем здесь свою религию, повсюду вызывало удивление и восхищение. Везде нас принимали как своих, никаких барьеров не существовало. Поэтому в российских посольствах и консульствах этих стран нам говорили: «Вы делаете гораздо больше дипломатов».

Мы много ездим по России. Благодаря помощи Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования пошили сценические костюмы. Проблем с пополнением репертуара тоже нет — нам со всех концов России присылают стихи. Используем и произведения участников ежегодного поэтического конкурса «Пророк Мухаммад — милость для миров». Мне дают все стихи, я их просматриваю, и одно начинает «звучать» во мне, начинает рождаться музыка. Потом оказывается, что это произведение заняло призовое место.

Глядя на нас, религиозные вокальные коллективы образовали в разных регионах, жанром религиозных песнопений активно интересуются сольные певцы. У каждого исполнителя где-то про запас есть одно-два произведения на религиозную тематику, поскольку поиски духовного начала есть в душе каждого певца, но долгое время такие номера не были нигде востребованы. То, что существуют такие проекты, как «Мавлид ан-Набий», прекрасно, поскольку и для музыкантов это стимул работать, создавать. В этом году на «Мавлид ан-Набий» мы традиционно представим новый номер — песню «Бисмилляхир-рахманир-рахим». И чем больше будет таких концертов, тем больше станет профессионалов в этом жанре.

Ислам Минбаре №2 (195), февраль 2012


Яндекс.Метрика free counters