ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Хабибуллин Загид Валеевич
Habibulin Zagid Valeevich

ГлавнаяИзвестные люди

Хабибуллин Загид Валеевич

Хабибуллин Загид Валеевич

Родился 20 сентября 1910 г. в городе Орск Оренбургской области.

Жизненный путь композитора был непрост. Его детство пришлось на тяжелые годы гражданской войны, голода и разрухи. В девять лет мальчик остался без родителей, некоторое время воспитывался в детдоме, из которого вскоре сбежал и стал бродяжничать. Его жестоко били за то, что он отказывался воровать, и тогда сирота бежал в Актюбинск, где нашел себе приют в чайхане. Так вспоминал Загид Хабибуллин о своем знакомстве со скрипкой: «…устроился работать в чайхану, мыл посуду, выполнял любые поручения. В чайхане был свой музыкальный ансамбль, в котором играли талантливые самоучки.(…) По мусульманским законам в пятницу чайхана не работала. Музыканты днем репетировали, я слушал, как они играют, благо, жил прямо при чайхане, а потом стал подбирать по слуху. Один из музыкантов, латыш по национальности, однажды застал меня за этим занятием и показал, как надо играть на скрипке. С тех пор я не расстаюсь со скрипкой.(…) Я подбирал на ней все мелодии, которые слышал. В основном это были казахские и татарские народные песни. Видимо, я преуспевал в игре на скрипке, так как вскоре меня стали заставлять играть при именитых гостях. Мною «угощали» клиентов, как диковинкой. Чуть что: «Загид, сыграй».

Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты Г. Альмухаметов и С. Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав там игру скрипача-самоучки Загида Хабибуллина, С. Габаши стал уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на дорогу в неведомую Казань.

В 1927 г. Загид Хабибуллин приехал в Казань. Ему было уже семнадцать лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед внушительной комиссией, в состав которой входили А. Литвинов, Р. Поляков, М. Пятницкая, А. Васильев, Г. Корбут и др. И стал студентом Казанского музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились творческие способности будущего композитора: он пробует писать небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.

«Это были трудные годы. Приходилось и учиться, и работать» – вспоминал Загид.

Помимо игры в оркестре С.Сайдашева в татарском академическом театре, вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при льнокомбинатском доме культуры в Заречье. Пишет песни, марши и танцы к спектаклям. Так начинается большой путь Загида Хабибуллина в музыке и искусстве.

Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант Загид Хабибуллин в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят на 2 курс композиторского отделения рабфака при Московской консерватории в класс профессора М.Ф. Гнесина, а затем продолжил учебу в Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского. В годы учебы в Казани и Москве Загид сближается с видными татарскими писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и фольклор. Близко дружит с С. Сайдашевым, Ф. Яруллиным, М. Джалилем, Х. Такташем.

В Москве довольно определенно формируются характерные черты его творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой выразительности музыкальных образов.

З. Хабибуллин пишет разнообразные произведения: песни, пьесы для отдельных инструментов (трубы, кларнета, скрипки), «Татарский марш» для инструментального ансамбля, обрабатывает народные песни. Но, обращаясь к различным жанрам, именно в песенном жанре ощущает родную для себя стихию. В эти годы им написано более 50 песен, отличающихся разнообразием тематики, богатством мелодико-ритмических рисунков, эмоциональной емкостью и выразительностью. Многие его песни обрели большую популярность и стали подлинно народными (вспомним, к примеру, его песню «Сагыну» (Томление) на слова М. Джалиля). Творчество композитора сыграло значительную роль в становлении и развитии песенного жанра в татарской музыкальной культуре.

В 1940 году З. Хабибуллин возвращается в Казань и начинает работу в инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.

Вскоре вспыхнула война. В первые же дни Великой Отечественной войны З. Хабибуллин был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем К.Наджми текст. Находясь в армии, в короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда вперед» на стихи А.Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Н. Арсланова, «Бойцу» на народные слова.

В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в Казань.

В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.

Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.

Одно из центральных мест в творчестве З. Хабибуллина занимает работа с Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Гаскарова), «Дружба», «Мои цветы» (постановка Г. Тагирова), «Свадьба» (постановка А. Нарыкова).

Композитора волнуют события, происходящие в его стране, он живет делами и подвигами своего народа: «Да здравствует мир», «Советский солдат», «Песня пахарей», «Извилистый ручеек» и т.д.

Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Н. Даули и «Мамдуда» на слова С. Хакима.

Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Загид Хабибуллин дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими произведениями.

Композитор обогатил и балетный жанр, создав два балета. В 1950 г. совместно с композитором Н.И. Пейко и балетмейстером Ф. Гаскаровым он завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману К. Наджми, повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани.

А в 1960 завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах татарских народных сказок Г.Тукая (либретто Г.Салимова). Этот балет был поставлен в 1961 году и стал первым детским балетом, а в 1974 году композитор представил вторую редакцию балета уже под названием «Заколдованный мальчик», обновив музыкальные сцены и дополнив балет новыми образами.

Многие годы З. Хабибуллин композиторскую деятельность сочетал с исполнительством. Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию и многие города Союза. Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя значительную работу по организации и руководству коллективами художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую помощь. Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала удивительная скромность и безграничная преданность искусству.

«Безграничная влюбленность в народную жизнь, в его быт и традиции, прекрасное знание его музыки, владение искусством импровизации деревенских музыкантов, неподдельная искренность – исходные факторы, определяющие творческий облик композитора, исполнителя-скрипача Загида Хабибуллина» - писал о нем М. Нигмедзянов.

Творчество З. Хабибуллина получило высокую оценку: ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства ТАССР(1950), народного артиста ТАССР(1970), заслуженного деятеля искусства РСФСР (1981), а песенное творчество удостоено Государственной премии им. Г.Тукая (1968 г).

Дина Садыкова, по материалам книг:

Зиганшина М. Загид Валеевич Хабибуллин //Композиторы Советского Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1957. – С.76-83.

Рахманкулов Ш. Загит Хабибуллин. – Казан: Татар. кит. нашр., 1975. – 56 б.: рес. б-н.


Яндекс.Метрика free counters