ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Якубовский Якуб Адамович
Yakubovsky Jakub Adamovich

ГлавнаяИзвестные люди

Якубовский Якуб Адамович

Якубовский Якуб Адамович

Жизненный путь Якуба Адамовича Якубовского - 20.04.1932 - 14.09.1998

Память о человеке - в его словах и делах. В словах человек стремится выразить свои цели, надежды, желания, а дела - это содеянное, то, что ему удалось воплотить, в чем он реализовался. Если дела направлены к высоким целям, служат развитию общества, духовности, если в основе этих деяний жертвенность, то их творец - Личность. У Якуба Якубовского был талант организовывать свою жизнь ради высокой цели. Была способность подчинять этой цели окружающее пространство и населяющих его родных, близких, друзей, знакомых и малознакомых людей. Был талант находить интересных людей и привлекать их к своим делам. Были добропорядочность, трудолюбие и бескорыстие.

Якуб (Куба) Якубовский родился в деревне Комаи Поставского района Витебской области. Он вырос вторым сыном из четырех в татарской семье Раисы Хасеньевны и Адама Мустафовича. При Польше окончил два класса, поэтому умел читать и говорить на польском языке. В той Комайской школе преподавали Закон Божий, и татарских детей, как и еврейских, ксёндз отпускал с уроков, но Якуб часто оставался в классе, поэтому знал "Отче наш" и другие молитвы.

Война принесла несчастье в семью Якубовских. В 1943 году зимой во время боя партизан с немецким гарнизоном в Комаях сгорела хата, коровка в сарае и все нажитое. Семью приютили далёкие родственники-татары. Через некоторое время перебрались в местечко Видзы на Браславщину, в старую хату родственников матери. При освобождении Западной Беларуси от фашистских захватчиков шли упорные бои, фронт не раз катился через местечко. Мальчуганы были неосмотрительны и часто попадали в опасные ситуации: однажды пуля задела висок Якуба, пролетев мимо...

В 1944 году вновь пошел в школу, в 5-й класс. Обожженные войной подростки к учёбе относились очень серьёзно, учёба для них была самым важным делом. Якуб отличался упорством и имел отличную память. Незадолго до окончания десятилетки юноша потерял зрение левого глаза - бельмо закрыло зрачок. Это несчастье сильно повлияло на формирование его характера. Тогда он определил для себя первую сверхзадачу: не отставать от здоровых товарищей в приобретении знаний и культурном развитии.

После школы семейные обстоятельства вынудили пойти зарабатывать свой хлеб и помогать семье. Работал с 1949 года в разных школах Видзовского района пионервожатым и учителем в младших классах. Начал заочно учиться в Минском учительском институте и окончил его в 1955 году как учитель истории. За годы учительства много читал, систематически осваивал полные собрания сочинений Драйзера, Сервантеса, Льва Толстого, Достоевского и других. Увлекся эсперанто и стенографией. Тренировал память, заучивая ежедневно газели и рубайи Омара Хайама, Рудаки, Саади, Дехлеви, любил китайскую поэзию. В совершенстве знал историю древнего мира, в античности находил примеры для построения идеального государства будущего.

В те же годы стали очевидными серьезные нарушения в работе сердца и обмене веществ. Якуб воспринял это тоже очень болезненно и еще более сосредоточился на том, чтобы не уступать здоровым людям в трудолюбии и знаниях. И эта установка вместе с присущими татарам-мусульманам добропорядочностью, ответственностью и трудолюбием стала двигателем его жизни. Всю жизнь он учился: в 1962 году окончил стационарное отделение географического факультета Белорусского государственного университета, в 1982 - заочно Минский государственный институт по специальности история и обществоведение, в 1989 - тот же институт по специальности белорусский язык и литература, и все дипломы с отличием, что, безусловно, очень радовало.

Каждая курсовая и дипломная работа превращались в глубокое исследование, напоминающее работу над кандидатской диссертацией. Темы для работ выбирал сам, преподаватели не возражали. Особенно запомнилась курсовая, посвященная Адаму Мицкевичу. Была поднята вся доступная литература, собраны копии всех портретов поэта, иллюстрации к произведениям, многие произведения в оригинале, в том числе редкое варшавское издание "Sonety krymskie". Но самой большой ценностью в этом сборе были лекции по славянской литературе, которые читал Адам Мицкевич в Сорбонне. Якуб Адамович зачитывал нам отрывки и восхищался глубиной знания и понимания Мицкевичем славянской литературы, считал, что никто не превзошел поэта в исследовании этой литературы.

Была еще заочная аспирантура на географическом факультете БГУ, которую Якуб Адамович окончил в 1968 году. Под руководством профессора В.Г. Завриева он провел исследования термического режима малых озер на Севере Беларуси. Однако за годы учебы в аспирантуре произошли события, которые изменили жизненные ориентиры Якуба. Он женился, родилась дочь, но главное - с 1968 года Я.А. Якубовский стал заведовать отраслевой редакцией географии, геологии и геофизики в недавно образованной Главной редакции Белорусской советской энциклопедии (так тогда называлось издательство). Главную редакцию возглавлял народный поэт БССР Петрусь Бровка, терминологическую комиссию - народный писатель Кондрат Крапива. Коллектив был охвачен энтузиазмом, творческим вдохновением. Вырабатывалась концепция универсального национального энциклопедического издания, ведь ничего подобного в других республиках СССР тогда еще не было. Возникло множество вопросов: каким должно быть соотношение белорусского и универсального материала, что должны освещать отраслевые разделы, как составить и обсудить словники и др. Условия максимально возможной в то время демократичности, мягкого руководства, минимального администрирования и бюрократизации, что утвердились не без влияния Петруся Бровки, очень благоприятствовали успешной работе. И такой факт, что главный редактор занимал кабинет Якуба Коласа, также помогал налаживанию успешной работы, потому что каждый, кто ступал на большой ковер в Коласовском кабинете, чувствовал себя наследником дела Великого Песняра.

Перспективы участия в деле создания первой белорусской энциклопедии захватили полностью. В сравнении с ними аспирантско-диссертационные дела показались мелочными, меркантильными, они были забыты. Якуб Адамович по знаниям и опыту научных исследований был хорошо подготовлен для энциклопедической работы. Он попал в свою Судьбу: в нужное время оказался в нужном месте.

И успехи радовали, жизнь перетекала в тома энциклопедических изданий. Сначала 12-томная универсальная БелСЭ, за которую вместе с коллегами в 1976 году получил звание лауреата Государственной премии БССР "За заслуги в возрождении национального самосознания и культуры белорусского народа". Среди других изданий любимым детищем Якуба Адамовича была пятитомная "Энцыклапедыя прыроды Беларусi" (ЭПБ), ибо в ней удалось воплотить свое видение энциклопедического издания о природе региона. Эта энциклопедия подготавливалась вместе с редакцией биологии, заведовал которой в то время земляк Якуба Н.А. Дисько. За пять лет, пока создавалась энциклопедия (вышла в 1983 - 1986 годах), лучшие ученые - геологи, географы, экологи и биологи из научно-исследовательских, академических и высших учебных заведений Беларуси - были авторами этого издания. Фактически, ЭПБ отражает состояние белорусской природоведческой науки в середине 1980-х годов ХХ столетия. После были другие издания, всего более чем в 30 энциклопедических томах стоит имя Я.А. Якубовского как заведующего редакции.

Энциклопедический период жизни Якуба Адамовича длился 35 лет. Именно на него приходятся все годы учебы в ВУЗах. Заниматься совершенствованием своего образования и все свободное время посвящать приобретению знаний было стилем его жизни. Заботы о здоровье считал приметой дурного тона. Со временем накопилась усталость, ощущался душевный дискомфорт, как обычно случается при приближении пенсионного возраста. А тут еще в 1989 году на руках у Якуба умирает старенькая мать, которая последние 10 лет жила в доме сына. В то же время Якуб Адамович добровольно отказался от должности заведующего редакцией в пользу молодого коллеги. Этот поступок удивил и товарищей по редакции и начальство, потому что никто не упрекал его, что не справляется с обязанностями.

Однако кризисное состояние духа было недолгим. В конце 1980-х - начале 1990-х лет открылась возможность национального возрождения белорусов и других народов, живущих на нашей земле. Якуб Адамович всегда подчеркивал, что он татарин, никогда не скрывал этого. В 1989 году он познакомился с просвещенным татарином, доцентом пединститута Ибрагимом Борисовичем Канапацким. Это знакомство стало определяющим в дальнейшей жизни. Якуб Адамович нашел себе не только соратника и единомышленника в татарских делах, но и верного друга. Вместе обсуждали планы работы по возрождению культурной и религиозной жизни в татарских общинах Минска, Минской области и всей Беларуси. Искали заинтересованных в этом деле татар, опирались на дружескую поддержку в среде белорусской интеллигенции, налаживали связи с татарами в Москве, Казани, Крыму, Литве, Польше, со студентами-мусульманами из арабских стран, которые учились в Минске. Мечтали о восстановлении Минской мечети и других разрушенных мусульманских храмов, так как к тому времени оставалась единственная в Беларуси мечеть в Ивье Гродненской области. Как личную трагедию переживали акт недавнего вандализма - уничтожение минского мизара (татарского кладбища) и подготовки на его месте площадки для спортивного сооружения.

И вскоре появились первые успехи в татарском движении. В 1990 году было создано Общество татар-мусульман Беларуси "Аль-Китаб", президентом которого избрали директора гимназии Абубекира Шабановича, а вице-президентами - И.Б. Канапацкого и Я.А. Якубовского. В апреле 1991 года выходит первый номер ежеквартального журнала этого общества "Байрам. Татары на зямлi Беларусi" на белорусском языке. Якуб Адамович свое место и свои цели в общем деле белорусско-татарского возрождения в то время связывал с этим журналом, составителем и редактором которого он был. Издавался тогда журнал на личные средства Ибрагима Канапацкого и Якуба Якубовского.

К моменту ухода на пенсию в 1992 году были найдены привлекательные цели в жизни, которые соответствовали тайным самолюбивым стремлениям оставить о себе добрую память. Ничего плохого в стремлении мужчины к славе нет. Всем известно, что и Данте мечтал о лавровом венке и добыл его при жизни. У Якуба Адамовича удивительно сочетались стремление к славе и гипертрофированная скромность в повседневной жизни.

Вскоре возникла идея создания энциклопедического издания "Татары Беларусi, Лiтвы i Польшчы". Как начинается любая энциклопедия, Якуб Адамович хорошо представлял: со словника - алфавитного перечисления всех терминов, о которых будут статьи в энциклопедическом справочнике. Знания же о татарах Беларуси накапливались постепенно. Восстановление пласт за пластом полузабытой истории и культуры этого народа было возможно только с возрождением правдивой истории белорусов, в среде которых 600 лет жили татары, языком которых пользовались, сохраняя свою религию, бытовой уклад и культурные традиции. Судьба белорусских татар и коренной нации настолько тесно переплелись, что разделить их историю оказалось невозможным. Поэтому в словник энциклопедического справочника по мере работы над ним включались термины, которые, на первый взгляд, и не относились к татарам. Поэтому и первоначальное название энциклопедии несколько раз уточнялась и в конце концов трансформировалась в "Энцыклапедыю для беларускiх татар" ("Байрам", 1998, № 1, с. 70). Концепция ее была изложена уже в 1992 году в статье Я. Якубовского "Разважанне пра даведнiк аб татарах" ("Байрам", 1992, № 2, с. 71), а в № 3 за тот же год уже был напечатан словник на букву А с короткими дефинициями. Там же опубликованы и первые пробные (образцовые) статьи к этому справочнику. Интересно, что первой была помещена статья "АДАМ, первый человек, созданный Аллахом, основатель рода человеческого, проповедник и пророк (расул) Аллаха...". В этом Якуб Адамович утверждал гуманистическую основу будущего издания.

В 1992 году сложились будущие приоритеты в жизни. Основные цели состояли в создании словника энциклопедического справочника о татарах, написании 300 пробных статей к нему и издании квартальника "Байрам". Работа по составлению словника шла не так быстро, как хотелось. Некоторые разделы требовали специального исследования и Якуб Адамович со свойственной ему отвагой начинал его сам. Так, много времени ушло на исследование тюркизмов в белорусском языке. Около полугода он провел в библиотеках, изучая вопрос, составляя картотеку по "Словарю тюркизмов в русском языке" Е.М. Шиловой, выискивая тюркизмы в пятитомном "Тлумачальным слоўнiку беларускай мовы" и т.п. Требовалось время и на составление самого словника тюркизмов с указанием источников, который содержал около 600 слов. И таких проблем было немало, а решать их чаще всего приходилось самому.

Не все пробные статьи делал сам Якуб Адамович, но те, что он писал, максимально охватывали проблему или вопрос. Таким была статья "Жыта" ("Рожь"), потому что он справедливо считал эту культуру основой существования людей на земле белорусов, вкладывал душу и в цикл статей о пчеловодстве (бортничестве), да в каждую, которую готовил. Однако установить теперь, какие статьи написаны или составлены им, невозможно, потому что он считал недопустимым обозначить, что их готовил Я. Якубовский. Всю жизнь Якуб Адамович придерживался правила, что свои добрые дела мусульманин не должен афишировать. Если он делает их тайно и бескорыстно, то они приносят людям больше добра.

Однако свою гражданскую позицию не скрывал. Высказывал ее и в горячей речи на митинге в защиту свободы чеченского народа во время первой Чеченской войны, и участием в других митингах оппозиции, на которых обычно держал в руках бело-красно-белый, с полумесяцем посередине, флаг белорусских татар, и преднамеренным отсутствием на официальных торжествах по поводу 600-летия поселения татар на землях Великого Княжества Литовского, ожидая какой-нибудь неприятности от официоза. Так оно и получилось: на тех торжествах не звучал белорусский язык, отчего было очень больно Якубу Адамовичу.

Работа над журналом захватывала, хотя он и стремился временами освободиться от нее в пользу энциклопедической. Но до последних дней Якуб Адамович не оставил это дело. Достижения и недостатки этой деятельности обстоятельно исследовал уважаемый профессор Леонид Лыч ("Байрам", 1999, № 1).

О предисловиях к каждому номеру журнала хочется сказать отдельно. Якуб Адамович обычно над ними долго думал, искал тему, хотя в основном делался обзор событий в мире, в первую очередь, в мусульманском и в Беларуси. Но всегда был лейтмотив, главная мысль, которая подавалась читателю мягко, как в проповеди. Возьмем хотя бы последнюю, в № 1 за 1998 год. Начав со способности человеческой памяти сохранять только самые яркие, праздничные эпизоды жизни, Яков переходит к вечным вопросам: для чего живем, в чем счастье человека. Для него эти вопросы связаны, потому что считал, что человек живет на земле для счастья. "Счастье приходит к каждому человеку, только не у каждого живет долго...". И в заключение, как аккорд всей его жизни: "Большое счастье быть здоровым, иметь хороших детей, исполнять свой долг - долг мусульманина". Свой гражданский долг Якуб Адамович исполнил, да здоровья уже не было, но дети - дочь и сын радовали своими успехами, теплыми отношениями, целенаправленностью, трудолюбием и искренностью.

Якуб Адамович был очень счастлив, когда знаменитые историк А. Грицкевич и художник А. Белый вручили ему самую дорогую в жизни награду "За издание на белорусском языке квартальника белорусского общества татар-мусульман "Байрам" и активное участие в татарском и белорусском национально-культурном возрождении" - медаль Миколы Щекотихина и соответствующий диплом с внесением имени Якубовского в книгу почета "Руплiўцы твае, Беларусь" ("Деятели твои, Беларусь"). Было это 22 марта 1998 года.

В апреле 1998 года Якуб Адамович допечатал на домашней пишущей машинке последнюю страницу словника для "Энциклопедического справочника для татар Беларуси", 10 000 терминов с дефинициями, откинулся в кресле и сказал: "Все! Выполнил!" Верил, что написанное останется и придет время, когда его труд будет востребован, и в родной ему "Белорусской энциклопедии" по его словнику будет создана татарская энциклопедия.

Все дела были приведены в порядок, цели достигнуты. Можно было отдохнуть впервые за многие годы. Однако суждено было иное... Быстро и загадочно начала прогрессировать болезнь, диагноз прозвучал в конце июля как приговор. Врачи не оставляли никакой надежды, такой запущенной была болезнь. Переносил ужасную боль мужественно и друзьям не подавал вида, как ему плохо. За месяц до конца твердой рукой написал для родных памятку "Как хоронить мусульманина" с подробным описанием мусульманского обряда... За 10 дней до смерти переводил для "Байрама" с польского языка статью уважаемого Яна Соболевского, сидя за столом. А силы оставляли его. "Не могу!" - признался с горечью.

Друзья-мусульмане с большими почестями похоронили Якуба Адамовича на древнем мизаре в Смиловичах, под вековой сосной, которая шумит о вечности над его последним приютом. У могилы, обложенной по татарскому обычаю белорусскими валунчиками, тропинка, и каждый проходящий останавливается здесь. Кто может, произносит молитву, кто просто молчит в задумчивости, прочитав на надгробье "Аллаху принадлежим и к нему возвращаемся".

Татьяна Якубовская


Яндекс.Метрика free counters