Автор скульптуры «Конь-страна»: «В темноте он отдан на съедение вандалам, которые делают что хотят»Свое новое творение татарско-финский художник Рафаэль Сайфуллин хочет разместить у Кремля, надеясь на встречу с Олесей Балтусовой Давно получивший финскую прописку художник и скульптор Рафаэль Сайфуллин снова привез свои работы в Казань. Его выставка «Маленькая Финляндия» вчера открылась в галерее «Хазинэ». Сам же автор свое время в столице Татарстана намерен потратить на ремонт скульптуры «Конь-страна», расположенной возле станции метро «Кремлевская». Кроме того, он учит финнов татарским словам и хочет издать книгу, которая показывала бы объемными все работы мастера. НУРГАЛЕЕВА: «НАШ КРЫЛАТЫЙ И ЛЮБИМЫЙ»Можно сказать, что казанцы и гости столицы Татарстана еще раз полюбили станцию метро «Кремлевская» — после того как на одном из выходов из нее установили скульптуру «Конь-страна». Накануне ее автор — финский керамист, скульптор и художник татарского происхождения Рафаэль Сайфуллин — вновь посетил Казань, где открылась его персональная выставка «Маленькая Финляндия». «Наш крылатый и любимый», — с чувством представила художника публике директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, рассказав о том, что в свое время Сайфуллин окончил петербургское училище им. Мухиной и лишь затем оказался в Финляндии. Сам же герой дня на открытии сердечно поблагодарил собравшихся и сравнил искусство с иконой-складнем, которое снова и снова открывает своим поклонникам что-то новое. Тем временем известный в Казани скульптор Асия Минуллина свой отзыв о мастере искусства начала с упоминания о том, что в мухинском училище она училась вместе с автором «Конь-страны». «Сайфуллин — один из самых лучших представителей того поколения, окончивших это училище. Он и когда учился, тоже был одним из первых. Поэтому тому, что он сейчас „расцвел“, я не удивлена и очень рада. Прекрасные керамические опусы, живописные качества на высоком уровне. А графика, в которой мы видим единение с живописью, это самое большое его достижение. Плюс его опусы в скульптуре — они не сиюминутные, а с глубоким смыслом и хорошим вкусом. Я всегда очень настороженно отношусь к тем художникам, которые пытаются работать не в своей области, не зная законов того вида искусства. А здесь у него все на высоком уровне, с пониманием и деликатностью. Я очень рада за Рафаэля!» — подчеркнула Минуллина. О «ТАТАРСКОЙ КАШЕ» И НЕ ТОЛЬКОПосле короткого вступления посетители выставки смогли наконец-то насладиться работами скульптора. Очень разными, но весьма яркими. Вот «Монолог» — фигура мужчины с широко разведенными руками, тело которого сделано из нержавеющей проволоки. Лицо, созданное из металлической пластины, чуть отведено назад… Ба, да это же Пушкин! А вот «Листья», где эти самые листочки неожиданно вырастают из каменной маски другого, мрачного мужского лица. А вот «Озеро». Своей оригинальностью эта работа, наверное, запомнится посетителям надолго. Самого озера не видно, его лишь обозначает круг берегов со стоящими там и сям домишками и сарайчиками. А о том, что речь идет все-таки о водном объекте, говорит голубовато-бирюзовый цвет этого объекта. Центральной же фигурой выставки стала «Мелодия» — вырастающая из медной скрипки или виолы фигура женщины, словно летящая со стены навстречу зрителю. Тематически «Мелодия» очень схожа со скульптурой «Конь-страна», установленной у казанской станции метро «Кремлевская». Сам же Сайфуллин в это время широко улыбался и, разводя руками, радостно общался со всеми, кто хотел с ним поговорить. По его словам, в Финляндии он не устает пропагандировать татарскую культуру. Судя по тому, что он говорил, — с довольно-таки занимательными экскурсами в прошлое. «Я больше приношу финнам, чем они мне. Потому что пропагандирую татар. Я спрашиваю: скажи мне, как по-фински „Я тебя люблю“, по-татарски „Мин сине яратам“? Они говорят: „Mina rakastan sinua“. Это же очень похоже на татарский язык. Поэтому они начинают интересоваться, а я отвечаю: „Вы что, забыли, что ваши предки пришли с соединения Камы и Волги? Вы же оттуда родом, где была древняя Булгария!“ И начинаю говорить похожие на финские татарские слова-синонимы, которых очень много. И, кстати, гречневая каша в Финляндии называется tattaripuuro — татарская каша», — рассказывал наш собеседник. «КОНЬ-СТРАНА» НУЖДАЕТСЯ В РЕМОНТЕ«БИЗНЕС Online» Сайфуллин рассказал, чем будет заниматься в ближайшие же дни. Как ни странно, речь пошла не о только что открывшейся выставке, а об его знаменитой скульптуре, установленной возле казанского метро. «Я собираюсь на днях взять молоток, инструменты и починить того коня, о котором вы говорите. Оторвали как минимум уже три элемента. Там нет освещения, и ночью он стоит один, брошенный конь, символизирующий страну Татарстан. В темноте он отдан, как говорится, на съедение вандалам, которые делают с ним что хотят. Национальную святыню, полумесяц, если видели — погнули уже! Это же вообще недопустимо!» — сменил улыбку на грустную гримасу скульптор. Но тут же опять нашел повод для радости. «Есть такая потрясающая помощница президента — Олеся Балтусова… Скоро мы с ней встречаемся и будем говорить о следующей моей работе — „Сак-Сок“. Проект „Сак-Сок“ вышел из древней татарской легенды, в которой два родных близнеца-брата дерутся и ругаются. И кончается эта история тем, что они улетают, но мать плачет и призывает их примириться. Это послание из тысячелетнего прошлого нашему народу быть добрыми и сердечными и любить свою Родину», — рассказал Сайфуллин. Кстати, миниатюрный вариант этого художественного объекта тоже можно увидеть на выставке. Здесь он представляет собой несколько городских башен, или минаретов, взмывающих от земли к небу. По словам скульптора, встреча с Балтусовой даст возможность начать поиск места, где может быть установлен этот художественный объект. «Я думаю, он будет установлен где-то около кремлевской стены. Потому что по сценарию, который заложен в самой легенде, отец стреляет в стену серебряными стрелами, мечтая ее разрушить и освободить все, что может сделать людей счастливыми. Эта база заложена в древних эпосах и легендах многих наций, но в моем народе „Сак-Сок“ — это первооснова татарской культуры», — рассказал автор. Кроме этого, Сайфуллин поведал еще об одном проекте, который мечтает воплотить благодаря издательству «Редкая книга». По его словам, это будет издание, в котором проект «Сак-Сок» будет показан в объемном виде: «Я думаю, что выпущу эту книгу экземпляров так в 100. Причем половина там будет сделано руками — то есть какая-то чеканка, какая-то ковка». Origin: Александр Гавриленко, business-gazeta.ru, 26.07.2019 Фото: Василий Иванов & «БИЗНЕС Online» |