Author

На сайте нет рекламы

История села Аккиреево
Черемшанский район
The history has sat down Akkireevo

Главная Районы ТатарстанаЧеремшанский район

История села Аккиреево

Cело в Черемшанском районе, на реке Сульча (левый приток реки Большая Каменка), в 29 км к северу от села Черемшан.

На 2000 год — 713 жителей (чуваши).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано в 1730-х гг. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Аккиреево функционировали церковно-приходская школа, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2327 десятин.

До 1920 г. село входило в Кутеминскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Первомайском, с 01.02.1963 г. в Лениногорском, с 12.01.1965 г. в Черемшанском районах. Число жителей: в 1782 г. — 163 души мужского пола, в 1859 г. — 982, в 1897 г. — 1507, в 1908 г. — 1689, в 1920 г. — 1644, в 1926 г. — 875, в 1949 г. — 794, в 1958 г. — 1009, в 1970 г. — 1201, в 1979 г. — 1021, в 1989 г. — 739 человек.

* * *

Появления села

В начале XVIII века чувашские крестьяне, переселившиеся из деревень ныне Дрожжановского района, основали деревню Аккиреево. Переселенцам пришлось долго отстаивать свои земли от притязаний новотроицких помещиков.

В.Д. Димитриев, доктор исторических наук, профессор:

Аккиреево – очень древнее поселение, люди здесь жили задолго до прихода сюда чуваш в конце 17 – начале 18 века. Зона оборонительных укреплений булгар (Ивашкинская, Кутеминская крепости, Карамышевский вал и др.), несомненно, требовала постоянных поселенцев – жителей. Само название села Ак-Кирей (Белый Кирей) говорит о связи его с древним тюркским родом Киреи – кересы, а позднее с потомками Киреев – кипчаками и ногайцами.

Н.С. Фролов, краевед:

«В начале XVIII века, - говорится в народном предании, записанном в 1965 году чувашскими учеными – чувашские крестьяне, переселившиеся из деревень ныне Дрожжановского района, основали деревню Аккиреево. Переселенцам пришлось долго отстаивать свои земли от притязаний новотроицких помещиков». Предание хранится в чувашском НИИ истории, языка и литературы, опубликовал его В.Д. Дмитриев. Тот же автор далее сообщает, что чуть позднее в Черемшанский район пришла еще одна партия переселенцев из Дрожжановского района, в частности из деревень Чекурское и Яланвар. Эти переселенцы еще на родине прошли крещение, но на пути в новую землю побросали кресты в Волгу и поселившись в районе реки Черемшан (Чувашское Афонькино, Ишла и др.), продолжали пребыть в язычестве. Пребывшие из деревни Чекурское и их потомки молились и делали жертвоприношения Чекурскому божеству. Второе предание записано еще в 1904 году Т. Ивановым.

Эти два предания помогают объяснять многое из истории этого и других сел. О времени образования мы еще поговорим, а сейчас зададимся вопросом: почему боролись аккиреевцы с новотроицкими помещиками? Ведь чуваш переселяла казна, почему же не защитила их от притязаний на их землю соседей? Дело все в Чекурском божестве. Переселение вело тогда церковное ведомство, у нас в районе в частности, все оформлялось через Рождественскую церковь. Законное право на землю и льготы по налогам имели только фактически принявшие православную веру. Часть же чуваш из Дрожжановского района отказалось от нее. Естественно, сразу же возникли проблемы с землей, ее попросту не дали. Аккиреевцам пришлось вступить в длительную тяжбу. Со временем они чего-то выхлопотали, а вот новопоселенцы д.Ишла так и ничего не добились от казны, им пришлось купить землю у башкир. Скорее всего аккиреевцы все же христианскую веру приняли, но позднее многие из них попали под влияние старообрядчества, в частности беспоповской его ветви и позднейших ее трансформаций (молокане – пашковцы – трясуны – христиане-евангелисты – меннониты – баптисты). Влиянию было откуда взяться: река Черемшан была одним из центров раскольничества в России. Семенов – Тян-Шанский в своем труде «Россия» говорит о Черемшанских скитах в устье реки, где жили иерархи раскольническтва, основавшие впоследствии раскольничий город Хвалынск. Тот же автор называет старообрядческим целые села в нашей округе – Эштебенькино, Николо Таяба, кстати, оба – чувашские села. В стране, где вопросы «свободы совести», вероисповедания находились чуть ли не всегда под оком государства, иноверие не приводило ни к чему доброму, и пример тому – трагическая история Аккиреева.

В 1780 году оно представляло из себя единую деревню под названием Аккиреева, где по шестой ревизии значилось 163 ревизских (мужских) души крещеных чуваш. По численности населения это вторая деревня после волостного села Кутема, и в два раза населеннее, чем соседнее Карамышево.

Через 80 лет по данным на 1859 год, здесь зафиксированы уже две деревни: Большая Аккиреева и Малая Аккиреева. В первой 159 домов с 888 жителями, во второй - только 10 с 94 жителями. Почему произошло разделение? Появились поселенцы иной веры, скореев сего христиане-евангелисты не признающие ни церкви, ни попов. Впрочем и для крещенных чуваш под 1859 годом церкви в селе не значится. После реформы 1861 года обе деревни входят в однуземельную общину, где 3400 десятин земель.

К 1897 году население в объединенной деревне выросло до 1507 человек, а к 1906 – до 1700. Большая часть крестьян землей владела общинно, но появились и частные владельцы земли – 9 хозяйств, у которых в общей сложности было 60 десятин – по 3 десятины на мужскую душу, тогда как мужская душа в общине имела в Аккиреево (1906 год) 42 десятины. Так что частник был еще жалок. Он и не успеет как следует укрепится, хотя число частных владельцев после Столыпинской реформы и увеличится. Не успеет потому, что грянет революция.

Кутеминская и Кутушская волости Чистопольского уезда были в числе немногих в Казанской губернии, где землю у частников стали отбирать еще до прихода большевиков к власти в Петрограде, в этих волостях они главенствовали в земельных комитетах Временного правительства уже с весны 1917 года. Тогда землю отняли только у частных владельцев, большая же часть крестьян продолжала пользоваться землей в общинах. Но общей бедой всех стало изымание хлеба в порядке продразверстки. Именно продразверстка привела к восстанию крестьян в Закамье в феврале 1920 года.

В районе было два центра этого восстания – Беркет Ключ и Аккиреево. В обзоре НКВД ТАССР «Повстанчество» есть такие сведения: «13 февраля 1920 года восстание началось в Аккирееве. Повстанцами убиты Иванушкин – председатель волисполкома, Виноградов, член волисполкома, Шушкевич, уполномоченный уездного исполкома, Сиразетдинов, Андреев, Кузнецов – продотрядники, а также: Попков, Юмаев, Глухов, Буров, Захаров. Ограблено 10 домов. Зачинщики: Башкуров Иван, Глухов Дмитрий, Глухов Рохор, Дубов Трофим, Илякин Михаил, Иванкин Дмитрий, Агафонов Данил, Колостовский, Глушков Григорий, Глушков Константин». Я не знаю дальнейшую судьбу «зачинщиков», да и едва ли они все были из Аккиреева, но ясно что добром для них все это не кончилось, как и для всей деревни: весной и летом 1920 года в этом районе действовали два карательных отряда, присланных из Москвы: отряд мадьяр красноармейцев и рота китайцев.

Восстание не оставило продразверстку осенью 1920-го стали, по постановлению молодого Татарского обкома ВКП (б), отбирать и семена в так называемые «общественные амбары». Ржи, как основной продовольственной культуры, посеяли под урожай 1921 года мало, да и та не выросла из-за небывалой засухи, длившейся до августа 1921. Разразился голод. Весной 1922 года только в одном Аккирееве похоронили более 800 трупов. Из почти двухтысячной предреволюционной деревни в Аккиреево осталось не более 300-350 жителей.

К октябрю 1930-го здесь проживало уже 875 человек. Началась коллективизация. Я не знаю в районе другой деревни, где бы пострадало людей от репрессий 30-х годов больше, чем в Аккирееве. И не потому, что здесь было больше кулаков, какие уж кулаки в недавно почти полностью вымершей деревне! Срабатывало клеймо «вилочник», власть жестоко мстила за восстание 1920 года. Только осенью 1937 года и только в результате одной так называемой «кулацкой операции НКВД» из Аккиреева были расстреляны четверо и трое «упрятаны» на 10 лет.

В конце тридцатых годов, уже перед самой войной в Аккирееве прошли аресты верующих христиан-евангелистов. Было сфабриковано аж два дела о «контрреволюционных организациях», по которым на 10 лет осуждены более 10 человек, среди них 4 женщины.

Война унесла жизни – еще около ста аккиреевцев , так что при некоем обследовании деревень района в 1946 году Аккиреево оказалось самой истерзанной и самой бедной деревней в районе. Далее ее судьба сходна с судьбами других деревень и сел района: восстановление хозяйств, объединение - разъединение колхозов и сельсоветов, тщетные попытки выбиться из нужды. Реально жизнь начала восстанавливаться в конце 60-х годов с появлением в доме денег (денежная оплата труда в колхозах, пенсии, личный скот на подворьях).

Аккиреево – очень древнее поселение, люди здесь жили задолго до прихода сюда чуваш в конце 17 – начале 18 века. Зонаоборонительных укреплений булгар (Ивашкинская, Кутеминская крепости, Карамышевский вал и др.), несомненно требовала постоянных поселенцев – жителей. Само название села Ак-Кирей (Белый Кирей) говорит о связи его с древним тюркским родом Киреи – кересы, а позднее с потомками Киреев – кипчаками и ногайцами. Кипчакский род Киреев был многочислен в Закамье князья из Киреев были на ханском троне, а закамский Кирей – Юсуф (отец Сююмбике) был влиятельным человеком не только в Закамье, но и во всем Казанском ханстве. Известен также Гирист –бик с вотчинами в недалеком Азнакаевском районе. Аккиреево, таким образом, по меньшей мере еще в период Казанского ханства было вотчиной одного из ногайских князей. Тюрки-кипчаки оставили здесь и еще один топоним, сохраняющийся и до сих пор, это улица в Аккиреево под названием Киргиз (Киргизский конец) – от пребывших здесь когда-то киргиз-кайсаков.

Родились в селе Аккиреево:




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters