Author

На сайте нет рекламы

История села Нижнее Чекурское
Дрожжановский район
The history has sat down Bottom Chekurskoe

Главная Районы ТатарстанаДрожжановский район

История села Нижнее Чекурское (Тубэн Чэке)

Село в Дрожжановском районе, на правом притоке р. Большая Якла, в 24 км к юго-западу от с. Старое Дрожжаное.

На 2002 г. - 306 жителей (татары).

Полеводство, скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1666 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян (выполняли лашманскую повинность). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Нижнее Чекурское функционировали мечеть, медресе, мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1453,8 дес.

До 1920 г. село входило в Городищенскую волость Буинского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Дрожжановском, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 30.12.1966 г. в Дрожжановском районах.

Число жителей: в 1859 г. - 593, в 1897 г. - 857, в 1913 г. - 1122, в 1920 г. - 1220, в 1926 г. - 1131, в 1938 г. - 1075, в 1949 г. - 848, в 1958 г. - 666, в 1970 г. - 635, в 1979 г. - 539, в 1989 г. - 320 чел.

* * *

В 1607 году на правом берегу безымянной речки образовалось селение Старое Чекурск, где жили татары, чуваши, мордва. О чем свидетельствует татарское кладбище, расположенное в центре села Старое Чекурск и мордовское кладбище, расположенное на севере 1,5 км от современного села Верхнее Чекурское. В 1646 году мордовское население уехало со всем хозяйством на запад, и образовало селения Атяшкино и Паркино (ныне Сурский район Ульяновской области). Причиной их ухода по преданию явился сговор между татарами и чувашами, которые решили изгнать мордву и поделить их земли. Возможно так и было, иначе чем объяснить , что татарское кладбище оказалось на чувашской стороне.

Появление села связано с продвижением русских служилых людей в Поволжье, когда местные жители все дальше отходили от своих родных мест и осваивали более тихие места на окраинных землях. О чем свидетельствует название села и деревень, которые росположены в данной месности. Так, в 1647 году по левому берегу безымянной речки, ныне Туса, образовались селения Верхнее-Чекурск и Нижнее-Чекурск. Примерно в это же время, в 5 км к востоку от села образовалась деревня Новое Чекурское, в переводе на национальные языки означает «Чэке», «Чака», т.е. граница.

Основным занятием жителей являлось пашенное и подсечно-огневое земледелие. Например, участок к югу от села, так называемый «Пуп саране», по словам сторожилов был сплошь покрыт лесом, о чем свидетельствовал и рельеф местности. Крестьяне селения никогда не были крепостными, по всей вероятности, они были государственными.

Археологическим памятником села являются останки мамонтов по реке Туса. С 1905 по 1909 годы в селе Старо-Чекурское была построена церковь и открыта церковно-приходская школа, первым священником и учителем которой был уроженец села Большая Акса Петров Андрей Аркадьевич (умер в 1928 году). Церковь была закрыта в 1931 году, восстановлена и отреставрирована в 2001 году и действует поныне под руководством священника Волкова Олега Александровича.

источник: nchek-drogganoe.tatarstan.ru

Родились в селе Нижнее Чекурское:

Атласов (Атласи) Мухаммед-Хади (Мухаммадхади, Хади, Гадый, Гади) Мифтахутдинович (тат. Hади Мифтахетдин улы Атласи; 29 августа 1876 — 15 февраля 1938) — общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи II созыва от Самарской губернии, историк-тюрколог, педагог. Родился в селе Старое Чекурское Буинского уезда Симбирской губернии (территория современного Дрожжановского района Татарстана), в 1907 (в момент избрания в Думу) приписан к крестьянам деревни Нижнее Чекурское. По национальности татарин. Отец — мулла Мифтахутдин, мать звали Сарвижамал (Wiki).




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters