ya_palomnik
История деревни Маскара
Кукморский район
Village history Maskara

ГлавнаяРайоны ТатарстанаКукморский район

История деревни Маскара (Мэчкэрэ)

Село в Кукморском районе, на р. Бурец, в 25 км к северу от пгт Кукмор.

На 2002 г. - 240 жителей (татары).

Полеводство, овцеводство.

Средняя школа, клуб. Дом купцов Утямышевых - архитектурный памятник 2-й половины 19 в. Известно с 1678 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Ишменево. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 19 в. Маскара была одним из крупных центров мусульманского образования. В 2 местных мечетях, сельском медресе служили и обучались известные богословы и общественные деятели, среди которых Г. Курсави, Х. Амирханов. В начале 20 в. здесь функционировали 1 бумагопрядильное и 2 китаечных заведения, мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1552,6 дес.

До 1920 г. село входило в Кошкинскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Арского, с 1928 г. - Мамадышского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.

Число жителей: в 1873 г. - 677, в 1884 г. - 802, в 1905 г. - 993, в 1920 г. - 933, в 1926 г. - 797, в 1938 г. - 663, в 1949 г. - 579, в 1958 г. - 544, в 1970 г. - 458, в 1979 г. - 440, в 1989 г. - 307 чел.

Первая Соборная мечеть села Маскара построенна в 1791 году на средства купца первой гильдии Габдуллы Утямышева. При мечети имелось медресе, в котором в разные времена получили духовное образование многие мусульманские священнослужители Казанской, Уфимской и Вятской губерний. Среди них, например, Габденнасыр Курсави - выдающийся мыслитель и реформатор ислама.

Здание первой соборной мечети Маскары - одно из старейших кирпичных культовых сооружений в стиле раннего классицизма с элементами барокко в интерьере. Это двухэтажное здание относится к типу двухзальных мечетей с минаретом в центре крыши. Конструкция свода и декор в интерьере молельных залов оформлены аналогично тому, как это сделано в казанской мечети Марджани. Низкий первый этаж выполнял роль традиционного подклета. Основные молельные залы были перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами, размещенными в интерьере в глубоких нишах с лучковым завершением. Поверхности свода декорированы профилированными филенками и лепными розетками на мотивы барокко и декоративного татарского искусства. Фасады мечети практически сохранили свое первоначальное оформление. Углы и простенки между нарами окон раскрепованы рустованными и гладкими лопатками. Храм был закрыт в конце 1920-х годов. В 1940 году утрачен минарет, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.




Яндекс.Метрика free counters